О признании права на перерасчет пенсии



Дело №2-713/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Нины Николаевны к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о признании права на повышении пенсии по случаю потери кормильца и взыскании задолженности по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Павлова Н.Н. обратилась с иском к Главному управлению внутренних дел (далее ГУВД) по Саратовской области, в котором просила признать за ней право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом и согласно пункту «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и обязать ГУВД по Саратовской области выплачивать с 01 февраля 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 922 руб. 40 коп., с последующей индексацией, взыскать с ГУВД по Саратовской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с 01 января 2004 года по 31 января 2011 года в сумме 53074 руб. 01 коп.

В обоснование заявленного требования Павлова Н.Н. указывает, что является получателем пенсии по случаю потери кормильца, в связи с гибелью сына ФИО8., погибшего при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ года. Сын является ветераном боевых действий, так как принимал участие в контртеррористической операции в <данные изъяты> регионе, награжден государственными наградами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 Павлова Н.Н. имеет право на пенсию в повышенном размере, а именно на 32% расчетного размера пенсии, указанного в статье 46 указанного Закона. Однако ответчик в полном объеме не выплачивает ей пенсию по случаю потери кормильца.

В судебное заседание Павлова Н.Н не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Нестеренко М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, иск поддержала по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика ГУВД по Саратовской области Фролова М.Г. (по доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ года) просила в удовлетворении иска Павловой Н.Н. отказать. В обоснование своей позиции представитель ответчика указывала на то, что в соответствии со статьей 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст.46 настоящего Закона. Из буквального толкования данной нормы следует, что для соответствующего увеличения размера пенсии, получатель этой пенсии должен являться ветераном боевых действий. Документов, подтверждающих этот статус, истицей не представлено. Кроме того, считает, что в данном случае следует применить трех годичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)

Кроме того, согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ № 763 от 19.12.2003 г. «Об удостоверении ветерана боевых действий», меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года. Такого документа истцом не представлено, следовательно, Павлов И.В. не являлся ветераном боевых действий. Согласно пункту 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной данным Постановлением удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки. В соответствии с пунктом 2 названной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. Порядок выдачи удостоверений установлен Приказом МВД России №282 от 07.05.2004г. «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России». В соответствии с пунктом 3 Инструкции, утвержденной названным приказом основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения. Представитель истца полагает, что Павлов И.В. ветераном боевых действий не являлся, и в настоящее время такой статус не может быть ему присвоен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Павлова Н.Н. является получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с гибелью при исполнении служебных обязанностей сына ФИО9.( л.д. 7-9, 11).

Как следует из материалов дела, ФИО10 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, а также с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 года №1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории <данные изъяты> Российской Федерации» находился в командировке и выполнял служебно-боевые задачи на территории <данные изъяты>.

Согласно заключению служебной проверки, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ года исполняющим обязанности начальника Приволжского РУБОП МВД РФ ФИО11., по факту получения огнестрельного ранения с повреждением внутренних органов сержантом милиции ФИО12., ранение, послужившее причиной смерти ФИО13. признано полученным при исполнении служебных обязанностей (л.д. 34-36).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Закона РФ минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Исходя из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Разделом 3 Перечня предусмотрено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года.

Изложенное свидетельствует о наличии у ФИО14. статуса «ветерана боевых действий» в установленном законом порядке. Данные обстоятельства подтверждаются послужным списком и справками командующих Оперативными группировками войск (сил) на территории <данные изъяты> Российской Федерации, согласно которым ФИО15. выполнял задачи в ходе контртеррористических операций на территории <данные изъяты>.

Согласно материалам дела Павловой Н.Н. была назначена пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 8). Пенсия назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом размер пенсии определен без учета повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Поскольку истец является получателем пенсии по случаю потери кормильца, который на день смерти обладал статусом «ветерана боевых действий», суд приходит к выводу, что Павлова Н.Н. имеет право на увеличение размера пенсий в порядке, установленном пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Суд не может согласиться с возражениями ответчика о том, что право на повышение пенсии в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона поставлено в зависимость от наличия статуса «участников боевых действий». При этом суд исходит из того, что размер всех видов пенсий, в том числе, пенсии по случаю потери кормильца, зависит от размера денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел, то есть от дохода, который получал сам кормилец, а не получатель пенсии по случаю утраты кормильца, соответственно статья 45 Закона № 4468-1 определяет право на повышение пенсий в зависимости от заслуг перед Родиной самих военнослужащих, а не получателей пенсии по случаю утраты кормильца.

Так Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 28 данного Закона, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьями. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.

Статья 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 помещена в разделе «Исчисление пенсии», где учитывается общее повышение для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 указанного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца отнесена к числу пенсий, подлежащих повышению в соответствии с этой нормой Закона, в связи с чем положения пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 распространяют свое действие на членов семьи ФИО16., который как сотрудник органов внутренних дел выполнял задачи в ходе контртеррористических операций на территории <данные изъяты> после ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, Павлова Н.Н. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Указанный размер до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ в частью 1 статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определялся исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.

При этом до принятия Федерального закона от 03 декабря 2007 года № 319-ФЗ минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, определяемые исходя из установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, а также предельный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии полностью, который определялся исходя из установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, повышаются при увеличении в установленном порядке минимального размера пенсии по старости или минимального размера оплаты труда (статья 47 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1)

В связи с чем, за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2007 года исчисление доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в связи с увеличением базовой части трудовой пенсии должна рассчитываться с учетом указанных положений закона. За период с 01 января 2008 года по 31 января 2011 года на основании Федерального Закона №319 от 03 декабря 2007 года размер недополученной пенсии должен производится из размера пении, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), размер которой установлен в сумме 1560 руб., а за период с 1 апреля 2006 года по 31 мая 2008 года на основании Постановления Правительства РФ от 24 марта 2006 года №165, согласно которому размер пенсии был установлен 312 руб. 60 коп

С учетом вышеизложенного, то есть действия закона во времени расчет надбавки к пенсии должен производиться за период до 31 декабря 2007 года, исходя из 100% минимального размера пенсии в Российской Федерации, с применением индекса потребительских цен, а последующий период исходя из 32% размера базовой части трудовой пенсии по старости с применением индекса роста потребительских цен,..

Суд соглашается с представленным истцом расчетом, поскольку данный расчет является обоснованным, правильность его расчета ответчиком не оспорена, судом расчет проверен и принят в качестве доказательства, подтверждающего размер задолженности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма, недополученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В связи с чем, доводы представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности (статьи 196, 199 ГК РФ) во внимание приняты быть не могут.

При указанных обстоятельствах, требования Павловой Н.Н., как получателя пенсии по случаю потери кормильца, о взыскании с ГУВД по Саратовской области недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 января 2004 года по 31 января 2011 года в сумме 53074 руб. 01 коп. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Павловой Нины Николаевны удовлетворить.

Признать за Павловой Ниной Николаевной право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей».

Обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области выплачивать Павловой Нине Николаевне с 01 февраля 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 922 руб. 40 коп., с последующей индексацией согласно действующему законодательству, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Взыскать с Главного управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Павловой Нины Николаевны недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 января 2004 года по 31 января 2011 года в сумме 53074 руб. 01 коп.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 04 апреля 2011 года.

Судья

А.А. Богомолов