Дело № 2-681/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Дюжакова И.О., при секретаре Топаевой С.А., с участием представителя истца Антонычевой М.В. по доверенности - Кондратьевой И.Н., представителя ответчика по доверенности Лежневой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонычевой Марины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании решения Комиссии незаконным, включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Антонычева Марина Владимировна (далее - истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании решения Комиссии незаконным, обязании включить в стаж периоды работы, дающие право на назначение досрочной пенсии по старости.
Заявленные требования мотивированы тем, что в периоды с 14 декабря 2000 г. по 05 мая 2002г., с 09 мая 2002г. по 19 декабря 2010 г. Антонычева М.В. осуществляла трудовую деятельность (врач-бактериолог) в Российском научно-исследовательском противочумном институте «Микроб».
31 декабря 2010 г. истец, с учетом изложенных обстоятельств, обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по страсти в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, ответчик).
Решением Комиссии по пенсионным вопросам УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № от 28 января 2011г. в назначении досрочной трудовой пенсии по страсти истцу отказано, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец полагает, что Отказ ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова является незаконным и необоснованным, так как нарушает право истца на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное статьей 39 Конституции Российской Федерации, то есть на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда. Так, согласно разделу XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 г. № 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях здравоохранения. Отсутствует конкретизация о том, как должно быть поименовано учреждение. Институт «Микроб» является учреждением здравоохранения Российской Федерации, что подтверждается Уставом, учредителем является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), также является структурным подразделением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Финансируется по разделу здравоохранение. В связи, с чем Антонычева М.В. обратилась в суд с иском и просит признать решение ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 28 января 2011 г. № 35 незаконным, обязать УПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить спорные периоды работы в РосНИПЧИ «Микроб» в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, в том числе периоды работы с 14 ноября 2000 г. по 31 декабря 2001г., в двойном размере, кроме периодов отпуска без сохранения заработной платы, с 06 мая 2002г. по 08 мая 2002г., а также назначить пенсию с 01 января 2011 г. и взыскать расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Представитель ответчика по доверенности Лежнева Е.В., исковые требования не признала, пояснив суду, ссылаясь на письменные возражения, что с иском не согласна и считает, что периоды работы в РосНИПЧИ «Микроб» не могут быть засчитаны в стаж, дающей право на получение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, так как Научно - исследовательские противочумные институты не являются учреждениями здравоохранения.
Истец в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Кондратьевой И.Н., в связи, с чем суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, обозрев в судебном заседании пенсионное дело в отношении Антонычевой М.В., оценив названное в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В судебном заседании установлено, что Антонычева М.В. работала в ФГУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» (который в последствии был переименован), с 14 ноября 2000г. (приказ № 186-к от 14 ноября 2000 г.) в порядке перевода из СарНИИ травматологии на должность врача-бактериолога в отдел питательных сред, работает по настоящее время, что подтверждается справкой учреждения № 5/11-119 от 20 декабря 2010г., ксерокопией трудовой книжки истца, материалами пенсионного дела. Факт работы истца в спорный период времени в качестве врача-бактериолога никем не оспаривается.
Решением Комиссии по пенсионным вопросам УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № (протокол от 28 января 2011 №) Антонычевой М.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии (л.д. 8). Кроме того, в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 28 января 2011 г. указано, что научно-исследовательские противочумные институты не поименованы Номенклатурой учреждений здравоохранения.
При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, которой был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (пункт 9 статьи 30 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г., придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 г. № утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 г. №), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 г., по нормам ранее действующего законодательства.
В силу требований пункта «б» статьи 9 Закона СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.06.1956 года на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижению 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Аналогичное положение закреплено в пункте 6 статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № от 20 ноября 1990 года, действовавшего, в том числе, в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с разделом XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № «Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа на которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №, и разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 г. №, правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях здравоохранения без конкретизации, какие учреждения имеются в виду.
Согласно Уставу Федерального Государственного Учреждения Здравоохранения «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Онищенко Г.Г. 16 марта 2005 г. №, данное учреждение является федеральным государственным учреждением здравоохранения (пункт 1 Устав) и учредителем данного учреждения является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Пункт 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №, предусматривает, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, к которым и относится Федеральное государственное учреждение «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб».
В соответствии с представленными в суд документами, а также исходя из материалов пенсионного дела, установлено, что Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» является бюджетным Учреждением здравоохранения, финансируется из федерального бюджета. Согласно справке Российского НИПЧИ «Микроб» от 19 апреля 2010 г. за №.01/0506-08-22, институт является бюджетной организацией, финансируемой из федерального бюджета по ППП 141, по ФКР раздел 09, подраздел 07 «Санитарно-эпидемиологическое благополучие», по КЦС 4839900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений», по КВР 001 «Выполнение функций бюджетными организациями», что подтверждает выписка из Устава, данного учреждения (л.д. 15).
В связи с изложенным, довод представителя ответчика о том, что институт не является учреждением здравоохранения, следовательно, его работники не имеют право на льготное пенсионное обеспечение, по мнению суда, противоречит Уставу института, так как согласно пункту 1.1 раздела «Общие положения» Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Министерства здравоохранения Российской Федерации является федеральным государственным учреждением и утвержден Приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 марта 2005 г. №. Институт является правопреемником государственного учреждения здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Госкомсанэпиднадзора РФ» в отношении всех прав и обязанностей.
Согласно статье 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правоспособность юридического лица возникает в соответствии с его учредительными документами и с момента государственной регистрации в качестве такового (статье 51 ГК РФ). Таким образом, правовой статус Федерального государственного учреждения здравоохранения «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб» (далее Российский НИПЧИ) определен его Уставом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 года № Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пунктом 8 данного постановления установлено, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, научно-исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно-профилактические учреждения и организации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2005 г. № 32-р и приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 марта 2005 г. № 273 ФГУ Российский НИПЧИ «Микроб» Минздрава России переименован в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Роспотребнадзора.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб» является учреждением здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым в противочумных учреждениях (раздел XXIV).
Согласно статье 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что на момент принятия заявления от истца за назначением пенсии ответчиком (пенсионным фондом) - 01 января 2011 г., Антонычева М.В. достигла возраста 50 лет, имела необходимый страховой стаж и стаж, предусмотренный Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 или Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173, осуществляла деятельность в учреждении, относящемся к учреждению здравоохранения.
В силу ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» при подсчете трудового стажа, дающего право на назначение льготной пенсии в связи с особыми условиями труда период работы в противочумных учреждениях исчисляется в двойном размере, т. е. период работы истца 14 ноября 2000г. по 31 декабря 2001г. должен быть засчитан в двойном размере, так как с января 2002 года данное положение перестало применяться, в связи с принятием Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Не засчитываются периоды отпуска без сохранения заработной платы с 06 мая 2002г. по 08 мая 2002г.
В пункте 2 Определения по запросу Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 ст. 27 и пунктов 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 06 марта 2003г. Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гарантируют сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть на день обращения в пенсионный орган истцы уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа истцу в назначении досрочной пенсии по возрасту, в связи с особыми условиями труда, в связи.
При таких обстоятельствах, исковые требования Антонычевой М.В. о признании незаконным Решения Комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 35 от 28 января 2011 г. об отказе во включение в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости, указанных в исковом заявлении периодов работы в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб», подлежит удовлетворению, поскольку Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» действовал до 01 января 2002 года.
Согласно статье 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в размере 200 рублей, оплаченная им при подаче иска в суд, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (операция №).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Антонычевой Марины Владимировны - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 35 от 28 января 2011 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, периоды работы в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Российский научно - исследовательский противочумный институт «Микроб» с 14 ноября 2000г. по 05 мая 2002г., с 09 мая 2002г. по 19 декабря 2010г., в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, в том числе периоды работы с 14 ноября 2000г. по 31 декабря 2001г., в двойном размере, кроме периодов отпуска без сохранения заработной платы с 06 мая 2002г. по 08 мая 2002г.
Признать за Антонычевой Мариной Владимировной право на досрочную пенсию по старости с 01 января 2011 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Антонычевой Марины Владимировны расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Фрунзенский районный суд г. Саратова со дня изготовления решения в окончательной форме, 21 марта 2011 г.
Судья И.О. Дюжаков