о взыскании единовременно задолженности по невыплаченной пенсии



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2011 года г.Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова, в составе: председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре Пичайкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Александра Анатольевича к Военному комиссариату Саратовской области о взыскании единовременно задолженности по выплате пенсии, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Никитин А.А. обратился в суд с выше указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он подполковник в отставке, проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ. Уволен из ВС РФ 29.06.1997г. Пенсию он получает в соответствии с Федеральным законом от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,...» от Минобороны РФ (ст.ст. 11 и 50) через отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Пугачёв, Пугачёвскому и Ивантеевскому районам (ст. 51).Статьёй 43 упомянутого закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих: «Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия». Из содержания данной статьи и пункта 4 Постановления ВС РФ от 12.02. 93 г. № 4469-1 (вводный закон) Правительству РФ предоставлено право на определение порядка применения денежного довольствия военнослужащих для исчисления пенсий «...по вопросам, отнесённым указанным Законом к компетенции Совета Министров РФ.»Во исполнение этого полномочия СМ-Правительство РФ издало Постановление от 22.09.93 г. № 941, действие которого определено, как и закона «О пенсионном...», с 1.02.93г. Пунктом 9 (п/п «а») этого Постановления предусмотрено после увольнения право офицеров лётного состава, переведённых «по состоянию здоровья или возрасту» непосредственно с лётных должностей на должности с меньшим должностным окладом, при условии, что на день перевода они имели выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, на исчисление пенсии из предыдущего оклада. Приказом (по личному составу) командующего войсками ПриВО от 4.05.94 г. №0113 (выписку прилагает) он был назначен непосредственно с лётной должности «Заместитель командира 714 учебного вертолётного полка» на низшую нелётную должность «Руководитель полётами полка». Приказ был издан с нарушением нормативных актов Правительства РФ (ч. 4 ст. 30 «Положения о прохождении воинской службы...») и МО РФ (Приложение № 6 к Приказу МО СССР от 2.11.82 г. № 0200), т.к. под пунктом 39 приказа о его назначении не был оформлен боковик, в котором обязаны были указать основание назначения. Поскольку на день перемещения он имел выслугу: в календарном исчислении - более 23 лет, а в льготном исчислении - более 37 лет, то, согласно пункту 9 (п/п «а») Постановления СМ-Правительства РФ от 22.09.93 г. № 941, он имел субъективное право на исчисление пенсии из предыдущего (лётного) оклада. Но ответчик отказался исчислять ему пенсию из лётного должностного оклада, т.к. в приказе, по их мнению, не было указано основание назначения - «по возрасту». В соответствии с его неоднократными заявлениями начальнику отдела военного комиссариата Саратовской области по городу Пугачёв, Пугачёвскому и Ивантеевскому районам и представлением военной прокуратуры ПУрВО от 2.08.10 г. в адрес начальника управления кадров ПУрВО, как правопреемника командующего войсками ПриВО, было внесено изменение в ранее изданный приказ. Приказом (по личному составу) командующего войсками ПУрВО от 27.09.10 г. № 161 (§ 11) пункт 39 приказа (по личному составу) командующего войсками ПриВО о его назначении на низшую должность был изложен в новой редакции. Основанием назначения указано - «по возрасту».Ответчик произвёл, согласно его заявления, перерасчёт пенсии с 01.10.10 г., а производить, согласно ст. 58 (ч. 2) закона «О пенсионном...» и Указаний ГлавФЭУ МО РФ от 17.01.07 г. № 180/4/1-36, доплату за прошлый период отказался, чем нарушил законодательные и нормативные акты как Президента РФ, так и МО РФ, регламентирующие порядок производства доплат за прошлое время. Ст. 58 (ч. 2) закона «О пенсионном...» предусматривает: «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком». Пункт 8 Постановления СМ-Правительства РФ от 22.09.93 г. № 941 предусматривает, что денежное довольствие при перерасчётах пенсии применяется «с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день перерасчёта пенсии». Так, статья 55 закона «О пенсионном...» и Указания ГлавФЭУ МО РФ от 17.01.07 г. № 180/4/1-36 предусматривают порядок определения суммы доплаты за прошлое время как производное от разницы между новым и прежним размерами пенсии на количество месяцев, в которых пенсия выплачивалась исчисленная из меньшего должностного оклада. При этом размер уточнённого должностного оклада устанавливается по состоянию на день перерасчёта. Аналогичная правовая норма, во исполнение пункта 8 Постановления СМ-Правительства РФ от 22.09.93 г. № 941, была установлена и пунктом 2 Указа Президента РФ от 18.10.07 г. № 1373с, которым определение размера доплат за прошлое время производилось из размера пенсии по состоянию на 1.01.08 г. То есть, согласно всех этих правовых норм, ответчик обязан был произвести доплату суммы пенсии за прошлый период с 30.06.97 г., которую он не получил своевременно по его вине. Сумма недоплаты должна была определяться путём определения разницы между уточнённой и прежней пенсиями.Размер должностного оклада по воинской должности «Заместитель командира 714 учебного вертолётного полка», который соответствует 25 тарифному разряду и равен -4894.00 руб., для исчисления пенсии увеличивается за присвоенную ему классную квалификацию «Военный лётчик-инструктор 1- класса» на 45 % и равняется - 4894.00 х 1.45 = 7096.30 рублям. Размер новой пенсии, исчисленной из этого должностного оклада, равен - 14369.52 руб. а размер прежней пенсии, исчисленной по 20 тарифному разряду, был равен -10434.35 руб. Разница составляет: 14369.52 - 10434.35 = 3935.17 рубля.

Недоплата за период с 30.06.97 г. по 30.09.10 г. определяется:

с 30.06.97 г. по 31.06.97г. - 3935.17:30x1= 131.18;

с 1.07.97г. по 30.09.10 г. - 3935.17x159 = 625692.03;

Всего за этот период: 131.18 + 625692.03 = 625823.21 руб.

Такую сумму ответчик обязан был доплатить за прошлый период в соответствии с действующим законодательством. Однако, ответчик вообще не произвёл никакой доплаты, чем нарушил его конституционное право, согласно ст. 39 Конституции РФ, на получение пенсии установленной законом. В связи с чем просит, взыскать с ответчика в за счёт средств федерального бюджета единовременную сумму пенсии невыплаченную своевременно в размере 625823 руб. 21 коп., судебные расходы: - оплата услуг представителя -10000 руб., согласно договора, стоимость нотариальной доверенности - 520 руб. и проезд для участия в судебных заседаниях представителя по представленным проездным документам.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности ФИО8 поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, просил взыскать расходы на оплату проезда представителя в суд в размере 2414 руб. 60 коп.

Представители ответчика по доверенности ФИО9 возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, обосновывая тем, что основанием для перерасчета пенсии служат изменения, внесенные в приказ об увольнении Никитина А.А. Изменения внесены приказом командующего войсками <данные изъяты> военного округа по личному составу от 27 сентября 2010 года № 161, соответственно перерасчет пенсии истцу произведен с 01 октября 2010 года. Таким образом, вина военного комиссариата Саратовской области в несвоевременном перерасчете пенсии отсутствует.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Никитин А.А. является пенсионером Министерства обороны РФ и с 30июня 1997 года получает пенсию через Саратовский областной военный комиссариат.

Приказом (по личному составу) командующего войсками ПриВО от ДД.ММ.ГГГГ года № № Никитин А.А. был переведен с должности «заместитель командира 714 учебного вертолетного полка» на низшую летную должность «руководитель полетами полка», с которой впоследствии и был уволен.

Военный комиссариат назначил истцу пенсию из должностного оклада по последней воинской должности.

Истец неоднократно обращался в различные органы и к должностным лицам с целью внесения изменений в приказ об увольнении.

Приказом командующего войсками <данные изъяты> военного округа № № от ДД.ММ.ГГГГ. в приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ годы были внесены изменения и указано, что Никитин А.А. перемещается в интересах службы по возрасту с летной должности на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на исчисление пенсии с учетом присвоенной классной квалификации в соответствии с Постановлением Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 год № 941».

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту.

Статьей 43 Закона РФ «О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей» установлено, что для исчисления пенсии денежное довольствие учитывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993г. в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующему увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

Анализируя вышеизложенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что Никитин А.А. при увольнении с военной службы, истец имел право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности «заместитель командира 714 учебного вертолетного полка», которую он занимал до перевода на должность «руководитель полетами полка», с которой впоследствии и был уволен. Суд полагает, что безусловное право истца на получение пенсии в размере, установленном действующим законодательством, не может быть ограничено неправомерными действиями либо бездействиями должностных лиц и не может зависеть от момента внесения изменений в приказ о переводе истца с одной должности на другую. Суд также учитывает, что Министерством обороны РФ был выявлен факт нарушения требований норм действующего законодательства, повлекший необоснованную формулировку приказа о переводе истца на нижестоящую должность, в связи с чем и были внесены изменения в первоначальный приказ о переводе. Внесение изменений в приказ о переводе лишь подтверждает факт наличия у истца права на получение пенсии в большем размере, но не связывает момент возникновения такового субъективного права с моментом внесения изменений в приказ, то есть с моментом издания приказа командующего войсками <данные изъяты> военного округа № № от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд также считает, что военный комиссариат Саратовской области признал право истца на получение пенсии в большем размере, добровольно произведя перерасчет с 01 октября 2010 года, что не оспаривалось представителем ответчика. Доводы представителя Военного комиссариата Самарской области о том, что право истца на получение пенсии в большем размере возникло лишь с момента издания приказа ГК ВВС РФ от 16.12.2008г. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Доводы представителя ответчика об отсутствии вины в невыплате суммы пенсии не имеют правового значения для разрешения спора, так как обоснованность исковых требований, вытекает из права истца на получение пенсии в большем размере.

Оценив все представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу о том, что после увольнения истца с военной службы ему неправомерно выплачивалась пенсия, исходя из меньшего должностного оклада, и он имеет право на взыскание задолженности по невыплаченной пенсии.

Указания ГлавФЭУ МО РФ от 17.01.07 г. № 180/4/1-36 предусматривают порядок определения суммы доплаты за прошлое время как производное от разницы между новым и прежним размерами пенсии на количество месяцев, в которых пенсия выплачивалась исчисленная из меньшего должностного оклада. При этом размер уточнённого должностного оклада устанавливается по состоянию на деньперерасчёта.

Истец просит взыскать с ответчика единовременно невыплаченную пенсию в размере 625823руб. 21 коп., исходя из следующего расчета: 14369руб.52коп. ( размер новой пенсии) - 10434руб.35коп. ( размер прежней пенсии) = 3935руб.17коп. недоплата за период с 30.06.1997г. по 30.09.2010г. определяется: с 30.06.1997г. по 31.06.1997г. - 3935 руб. 17 коп. : 30 дн. х 1= 131руб. 18 коп.; с 01.07.1997г. по 30.09.2010г.- 3935 руб.17коп. х 159 дн.= 625692 руб.03коп. Всего 131руб.18 коп.+ 625692руб.03коп. = 625823руб. 21 коп.

Проверив представленный истцом расчет, суд соглашается с его методикой, представитель ответчика также пояснил, что методика расчета применена верно. Вместе с тем, арифметический расчет истцом произведен не правильно, поскольку исходя из расчетных листов, представленных ответчиком, размер прежней пенсии истца составляет 10 435 руб. 79 коп., размер новой пенсии истца составляет 14369 руб. 51коп.

Следовательно, расчет должен быть произведен следующим образом :

14369руб. 51коп. ( размер новой пенсии) - 10435руб. 79коп. ( размер прежней пенсии) = 3933руб.72коп. недоплата за период с 30.06.1997г. по 30.09.2010г. определяется: с 30.06.1997г. по 31.06.1997г. - 3933 руб. 72 коп. :30 дн.х1= 131руб. 12 коп.; с 01.07.1997г. по 30.09.2010г.- 3933 руб.72коп.х 159 дн.=625461руб.48коп. Всего 131руб.12коп.+ 625461руб.48коп.= 625592руб. 60 коп.

При таких обстоятельствах с ответчика надлежит взыскать в пользу истца единовременно сумму недополученной пенсии в размере 625592руб. 60 коп.

Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

Истцом были понесены расходы по оплате доверенности в размере 520 руб., которые суд признает необходимыми, так как истец участие в судебном заседании не принимал, а от его имени действовал представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности, в связи с чем указанные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Истцом были понесены расходы по оплате проезда представителя в судебные заседания. Согласно представленных проездных билетов стоимость проезда составляет 2414руб. 60 коп. Указанные расходы суд признает необходимыми, так как истец проживает в другом городе и для представления интересов им обеспечивалась явка в суд представителя, также проживающего в другом городе. При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию по оплате проезда представителя в суд в размере 2414 руб.60коп.

С ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оказанию юридических услуг по правилам ст. 100 ГПК РФ в разумных пределах. Учитывая объем правовой помощи, оказанной истцу, в частности изучение материалов, составление искового заявления, подача искового заявления, осуществление представительства в суде, суд считает, что разумной к взысканию является сумма 5000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Никитина Александра Анатольевича к Военному комиссариату Саратовской области о взыскании единовременно задолженности по выплате пенсии, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Никитина Александра Анатольевича за счет средств федерального бюджета единовременно сумму недополученной пенсии в размере 625592руб. 60 коп., расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб., стоимость оформления нотариальной доверенности в размере 520 руб., расходы по оплате проезда представителя в сумме 2414 руб. 60 коп., а всего 633527 (шестьсот тридцать три тысячи пятьсот двадцать семь) руб. 20 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Никитину А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд с момента изготовления в окончательной форме 09.03.2011 года.

Судья Е.В. Аршинова