невыплаченная пенсия по потери кормильца



Дело № 2-861/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе судьи Бережнова В.С.

при секретаре Сугробовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лариной В.П. и Ларина А.П.

к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о признании права на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом и согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и обязанности выплачивать с 1 марта 2011 года пенсию по случаю потери кормилица с повышением, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Ларина Вера Павловна и Ларин Александр Петрович обратились с иском к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о признании за ними права на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом и согласно п. "г" ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и обязать выплачивать с 01.03.2011г. пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 % расчетного размера пенсии на каждого, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, истцы просят взыскать с Главного Управления внутренних дел по Саратовской области: в пользу Лариной Веры Павловны недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 29.06.2007г. по 28.02.2011г. в размере 33354 (тридцать три тысячи триста пятьдесят четыре) рубля 22 копейки; в пользу Ларина Александра Петровича недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 34317 (тридцать четыре тысячи триста семнадцать) рублей 72 копейки.

В судебное заседание истцы не явились, в деле имеются заявления, в которых они просят разрешить спор по существу в свое отсутствие.

Представитель истцов по доверенности Нестеренко М.В. полностью поддержала требования своих доверителей.

В обоснование иска представитель истцов указывает на то, что истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, так как их сын - Ларин Вячеслав Александрович, погиб в Чеченской Республике ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей. Ларин Вячеслав Александрович является ветераном боевых действий согласно Приложению к Закону "О ветеранах от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, раздел №, поскольку принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона и выполнял служебно-боевые задачи в Чеченской Республике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истцы получают пенсию на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст.28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих.

Статья 45 названного Закона РФ № помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормилица в соответствии со ст.29 Закона, являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Следовательно, истцы имеют право на повышение пенсии в соответствии с п. «г» ст.45 вышеуказанного Закона на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46. Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 5 ст. 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.

Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в Определении СК Верховного суда РФ от 29 мая 1998 года и в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 февраля 2000 года №пв-99пр.

В декабре 2010г. истцы обратились в ГУВД по Саратовской области с просьбой сделать перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму за период с 1 мая 2007 года по настоящее время на Ларина А.П. и с 29.06.2007г. по настоящее время на Ларину В.П., а также выплачивать повышенную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №, но получили отказ.

Истцы считают данное действие ГУВД по Саратовской области незаконным, нарушающим наши права, установленные Законом РФ № от 12 февраля 1993года.

В соответствии с п. 2 ст. 58 вышеуказанного Закона, сумма недополученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Представитель Главного Управления внутренних дел по Саратовской области в судебном заседании просил в иске отказать по следующим основаниям.

Ларина В.П. и Ларин А.П. являются получателями пенсии по случаю потери кормильца. Расчет и начисление суммы пенсии производит Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Саратовской области.

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Из буквального толкования данной нормы следует, что для соответствующего увеличения размера пенсии, получатель этой пенсии должен являться ветераном боевых действий. Документов, подтверждающих этот статус, истцами не представлено.

Кроме того, представитель ответчика считает, что в данном случае следует применить 3-х годичный срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Все вышеперечисленные норы установлены федеральными законами и являются общедоступными. Поэтому истцами могут быть заявлены требования о перерасчете пенсии лишь с марта 2008 года.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Вместе с тем, до 1 января 2004 год действовала следующая редакция данной статьи: «к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах».

Таким образом, право на обладание статусом «ветеран боевых действий» могло возникнуть у граждан не ранее 1 января 2004 года.

Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № от 19 декабря 2003 года «Об удостоверении ветерана боевых действий», меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

Такого документа истцами не представлено, также не представлено каких-либо документов, подтверждающих участие Ларина В.А. в контртеррористических операциях.

Согласно ст.11,12 Закона РФ «О борьбе с терроризмом», силы и средства для проведения контртеррористических операций привлекаются оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией, руководитель которого определяет границы зоны проведения такой операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции силы и средства. Из определения контртеррористической операции в данном Законе усматривается что она имеет временной период времени и территориальную зону действия.

Представленные документы- справка военного комиссариата о нахождении Ларина В.А. в служебной командировке и выполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики и свидетельство о смерти не подтверждают участие Ларина В.А. в контртеррористической операции, следовательно погибший Ларин Вячеслав Александрович не являлся ветераном боевых действий.

Согласно п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной данным Постановлением удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В соответствии с п. 2 названной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Порядок выдачи удостоверений установлен Приказом МВД России № от 7 мая 2004 года «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России». В соответствии с п. 3 Инструкции, утвержденной названным приказом основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России.

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения. Поэтому Ларин В.А. ветераном боевых действий не являлся, и в настоящее время такой статус не может быть ему присвоен.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца как родители Ларина В.А., погибшего в Чеченской республике 18.05.2003г. при исполнении служебных обязанностей.

Пенсия назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993года № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно п. «г» статьи 45 вышеназванного закона (далее-Закона) пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»- «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закон «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.

Ларин В.А. в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» отнесен к категории ветеранов боевых действий, поскольку участвовал в боевых действиях в Чеченской Республике, что выразилось в выполнении служебно-боевых задач в составе 375 отдельного батальона оперативного назначения с 05.01.2003г. по 15.04.2003г. на основании приказа командира в/ч 6688 от 04.01.2003г. При этом названный Закон не предусматривает присвоение такого статуса, как ошибочно полагает ответчик, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий. Поэтому не присвоение такого статуса и отсутствие соответствующего удостоверения, в связи с невозможностью его выдачи погибшему, не может служить основанием для отказа в признании права истцов на получение предусмотренной законом надбавки.

Суд считает несостоятельным мнение представителя ответчика о возможности применения трехгодичного срока исковой давности по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 58 Закона РФ № от 12 февраля 1993 года, сумма недополученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку установленная п. "г" ст. 45 названного Закона выплата является надбавкой к пенсии, ее начисление и выплату ответчик должен был осуществлять самостоятельно, а не по требованию получателя. Поскольку ответчик этого не сделал, задолженность образовалась по его вине, что в соответствии п. 2 ст. 58 названного Закона дает право истцам требовать всей суммы недополученной пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Законом РФ № от 12 февраля 1993 года минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации, без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, определяемые исходя из установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона, а также предельный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии полностью, который определяется исходя из установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, повышаются при увеличении в установленном порядке минимального размера пенсии по старости или минимального размера оплаты труда.

При определении размера недополученных сумм, необходимо учитывать следующее.

До принятия Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не предусматривалось, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №, определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости, (с учетом разъяснений, данных в определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 года №-О-О).

В связи с чем, за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2007 года исчисление доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в связи с увеличением базовой части трудовой пенсии должна рассчитываться с учетом указанных положений закона. За период с 1 января 2008года по 31 мая 2010года на основании Федерального Закона № от 3 декабря 2007года размер недополученной пенсии, должен производится из размера пении, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 14 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ») размер которой установлен в сумме 1560 руб.

С учетом вышеизложенного, то есть действия закона во времени расчет надбавки к пенсии должен производиться за период до 31 декабря 2007 года исходя из 100% минимального размера пенсии в Российской Федерации с применением индекса потребительских цен, а последующий период исходя из 32% размера базовой части трудовой пенсии по старости с применением индекса роста потребительских цен.

Расчет, представленный истцами представитель ответчика не оспаривал, в связи с чем, суд, проверив правильность произведенного расчета, принимает его во внимание.

Таким образом, подлежит взысканию в пользу Лариной В.П. 33354 (тридцать три тысячи триста пятьдесят четыре) рубля 22 копейки, в пользу Ларина А.П. 34317 (тридцать четыре тысячи триста семнадцать) рублей 72 копейки.

Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать за Лариной Верой Павловной и Лариным Александром Петровичем право на выплату пенсии по случаю потери кормильца и обязать выплачивать Лариной Вере Павловне и Ларину Александру Петровичу с 1 марта 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 % расчетного размера пенсии на каждого, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Взыскать с Главного Управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Лариной Веры Павловны недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 29.06.2007г. по 28.02.2011г. в размере 33354 (тридцать три тысячи триста пятьдесят четыре) рубля 22 копейки.

Взыскать с Главного Управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Ларина Александра Петровича недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.05.2007г. в размере 34317 (тридцать четыре тысячи триста семнадцать) рублей 72 копейки.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 13 апреля 2011 года.

Судья: В.С.Бережнов