2-941/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2011 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Садовой И.М..,
при секретаре Кошкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зегер Елены Борисовны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова об отмене решения и протокола, зачете в специальный трудовой стаж периода работы и назначении досрочной пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Зегер Е.Б. обратилась в суд с иском просит признать незаконным решение ГУУПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова № 46 от 09.02.2011г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, а также протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №247 от 09.02.2011г. в части решения не засчитывать в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 18.09.1998г. по 09.11.1998г., с 29.12.1998г. по 14.06.1999г., с 24.06.1999г. по 31.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998г. по 28.12.1998г., с 15.05.2001г. по 28.06.2001г., с 06.09.2004г. по 29.01.2005г., с 15.05.2006г. по 24.06.2006г., с 09.02.2009г. по 21.03.2009г., с 02.06.2009г. по 27.06.2009г. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения с момента обращения за её назначением с 21.01.2011г., с учётом включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 18.09.1998г. по 09.11.1998г., с 29.12.1998г. по 14.06.1999г., с 24.06.1999г. по 31.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998г. по 28.12.1998г., с 15.05.2001г. по 28.06.2001г., с 06.09.2004г. по 29.01.2005г., с 15.05.2006г. по 24.06.2006г., с 09.02.2009г. по 21.03.2009г., с 02.06.2009г. по 27.06.2009г., мотивируя тем, что Решением ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова №46 от 09.02.2011 г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, считает решение незаконным по следующим основаниям.
Ответчик необоснованно не засчитал в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев часть периодов работы в учреждениях здравоохранения, которые должны быть засчитаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. А также на основании постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» и постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и с учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П.
В частности в соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №247 от 09.02.2011 г. не засчитаны в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периоды работы с 18.09.1998г. по 09.11.1998г., с 29.12.1998г. по 14.06.1999г. и с 24.06.1999г. по 31.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи».
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 право на льготное исчисление выслуги - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев предоставляется врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. В соответствии с Перечнем, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 право на льготное исчисление выслуги предоставляется врачам-анестезиологам-реаниматологам, в том числе заведующим, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации.
В оспариваемые периоды согласно приказу № 138-л от 28.09.1998г. и записи в трудовой книжке № 23 истец работала в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» на подстанции №7.
Наименование должности «врач анестезиолог-реаниматолог» соответствует поименованной в вышеуказанных нормативных актах.
Структурное подразделение, в котором она работала, также соответствует необходимым требованиям. Токсикологическая бригада является выездной бригадой анестезиологии-реанимации, наименование «токсикологическая» лишь конкретизирует клинический профиль оказываемой анестезиолого-реанимационной медицинской помощи определённой категории больных. Это подтверждается приказом Саратовского городского отдела здравоохранения №97/л от 11.05.1988г. об организации реанимационной подстанции скорой медицинской помощи со специализированными анестезиолого-реанимационными бригадами: реанимационно-неонатологической, реанимационно-токсикологической и коагулопатической. На основании этого приказа была создана специализированная реанимационная подстанция №7, в которой все выездные бригады были анестезиолого-реанимационными и являются таковыми по настоящее время, что следует из справки МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи».
То обстоятельство, что в первичных документах наименование структурного подразделения произведено по вине должностных лиц не в точном соответствии с поименованными в Списках, не исключает реализации прав на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законом, поскольку фактически мои должностные обязанности и функции, характер лечебной деятельности структурного подразделения соответствовали тем, которые дают право на назначение досрочной пенсии.
Работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога в составе выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии реанимации подтверждается предоставлением льготы в виде 15% надбавки к заработной плате за вредность согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10.11.1986г. №1480, Приказа МЗ РФ от 24.02.1998г.№48 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» и Приказа МЗ РФ от 16.10.1999г. №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».
Работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога в составе выездной бригады анестезиологии-реанимации подтверждается тем, что перед переводом в реанимационно-анестезологическую бригаду и в последующие годы истец проходила курсы повышения квалификации по специальности «анестезиология и реанимация».
То, что записи наименований должностей и структурных подразделений в указанные периоды были сделаны неточно, подтверждается приказом №95-л от 26.04.2005г. о приведении в соответствие с действующим законодательством РФ должностей сотрудников ММУ ГССМП, п.2.6 которого должность истца с 01.11.1999г. считается «врач анестезиолог-реаниматолог выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации». Издание данного приказа было вызвано массовыми спорами и отказами УПФР в назначении досрочных пенсий работникам ММУ ГССМП в связи с неточностью записей в трудовых книжках и первичных документах.
С 18.09.1998 г. и по настоящее время ее должностные обязанности и структурное подразделение не изменились. Они определены должностной инструкцией, Положением об организации деятельности подстанции №7 выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и трудовым договором.
УПФР необоснованно не засчитало в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998г. по 28.12.1998г., с 15.05.2001г. по 28.06.2001г., с 06.09.2004г. по 29.01.2005г., с 15.05.2006г. по 24.06.2006г., с 09.02.2009г. по 21.03.2009г., с 02.06.2009г. по 27.06.2009г.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в эти периоды за сохранялось место работы и заработная плата за полный рабочий день, за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Кроме того, ни в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В связи с тем, что прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника и необходимым условием работы по соответствующей специальности, эти периоды необходимо включить в стаж лечебной деятельности также в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как я находилась на курсах повышения квалификации в период работы врачом анестезиологом-реаниматологом в составе выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, а нахождение на курсах повышения квалификации должно исчисляться в том же порядке, что и время работы.
Всего не засчитано в стаж лечебной деятельности периодов работы в льготном исчислении 11 месяцев 12 дней (эти периоды включены в стаж в календарном исчислении), таким образом, дополнительно подлежит включению в стаж 5 месяцев 21 день. Всего не засчитано в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации 1 год 10 дней в календарном исчислении, а в льготном исчислении 1 год 6 месяцев 15 дней. С учётом включения в стаж лечебной деятельности спорных периодов мой стаж составит более 30 лет.
В судебном заседании истец Зегер Е.Б., ее представитель Осипова Е.А. просила удовлетворить заявленные требований в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рослова В.В. иск не признала, полагая, что оспариваемое истцом, решение комиссии по пенсионным вопросам, вынесено в соответствии с действующим законодательством. В обоснование своих возражений указывает, что поскольку законодатель в структуре статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 предусмотрел пункт 2, положением которого Правительству РФ делегировано право утверждать списки профессий, должностей, учреждений (структурных подразделений), а в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, реализация права педагогических, медицинских и творческих работников вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна.
Смысл данного нормативного акта не сводится к единственному условию о назначении трудовой пенсии по старости только в связи с педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а также творческой деятельностью.
К их числу относятся условия о работе не в любых должностях и учреждениях, структурных подразделениях, а строго определенных, а также правила исчисления стажа на соответствующих видах работ.
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года издано постановление N781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и постановление от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, пенсионные права граждан могут оцениваться с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П.
Следовательно, при определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может применяется в совокупности со Списками должностей <...>, Правилами исчисления сроков выслуги лет, утвержденных Постановлением СМ СССР от 06.09.1991г. №464 (действует в отношении периодов работы до 01.11.1999г.)
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, Правила, утвержденные пунктом 1 вышеуказанного Постановления по желанию гражданина могут применяться за периоды работы до 01.11.1999г.
Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий (при исчислении медицинского стажа в календарном порядке)
-работа в определенных должностях, поименованных в Списках; -определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках.
При исчислении медицинского стажа в льготном порядке, то есть с применением коэффициента 1,5 (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), необходимо выполнение одновременно трех условий:
-работа в определенных должностях, поименованных в Списках;
-определенных структурных подразделениях, предусмотренных Перечнем, являющимся приложением к Правилам;
-определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках.
Согласно пункта 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности один год работы как один год и шесть месяцев предоставляется врачам-анестезиологам-реаниматологам (врачам анестезиологам-реаниматорам) выездных бригад анестезиологии-реанимации скорой медицинской помощи.
Согласно пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, исчисление сроков лечебной деятельности производится в льготном исчислении -один год работы за один год и шесть месяцев.
Станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим круглосуточную скорую медицинскую помощь как заболевшим и пострадавшим и находящимся вне лечебно-профилактического учреждения, так и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение, при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложненями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях. Подстанции скорой медицинской помощи являются структурными подразделениями станции скорой медицинской помощи.Основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в том числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, анестезиолого-реанимационная и другие.
В соответствии с разделом 3 Положения об организации медицинской помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005г. №633 «Об организации медицинской помощи, станцией скорой медицинской помощи организуются виды скорой медицинской помощи: терапевтическая (общепрофильная), акушерская и гинекологическая, при инфекционных заболеваниях, кардиологическая, неврологическая, хирургическая, нейрохирургическая, педиатрическая, психиатрическая, реанимационная, токсикологическая, травматологическая.
Однако, работа не во всех вышеперечисленных выездных бригадах даёт право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности.
П.Согласно трудовой книжке /дата заполнения 29.08.1978г./, Зегер Елена Борисовна с 18.09.1998г. (приказ 138л от 28.09.1998г.) была переведена на должность врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» СМП.
В справке от 31.01.2011г. №20, представленной Зегер Е.Б. для назначения досрочной пенсии, содержатся аналогичные сведения о её работе за спорный период с 18.09.1998г. по 30.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады ММУ Городской станции скорой медицинской помощи.
Таким образом, Зегер Е.Б. не имеет права на льготное исчисление стажа по Перечню структурных подразделений, утвержденному Постановлением от 29.10.2002г. №781 так как не работала в выездной бригаде анестезиологии-реанимации станции скорой медицинской помощи.
Также спорный период не может быть исчислен в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев по пункту 2 Списка, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, так как не усматривается работа истицы в отделениях (группах), работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении.
В соответствии с пунктом 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов Пенсионный Фонд РФ, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствуют.
Аналогичные положения были предусмотрены Разъяснениями Минтруда России от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессии и должностей. .. ».
Досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 -это дополнительная социальная гарантия для граждан осуществляющих работу с большей физической и нравственной нагрузкой.
Правительству РФ делегированы полномочия по определению должностей, учреждений, а также периодов, в рамках которых имеет место повышенная нагрузка. Именно Правительство РФ в своем Постановлении от 11.07.2002г. №516 определило какие иные периоды могут быть включены в специальный стаж.
УПФР, не игнорируя требования Кодекса законов о труде РФ, Трудового кодекса РФ, включает в общий трудовой стаж, страховой стаж истца период нахождения на курсах повышения квалификации.
Трудовой кодекс РФ не предусматривает включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, в том числе в стаж лечебной деятельности.
Таким образом, действия ответчика по исключению из стажа лечебной деятельности периодов нахождения повышения квалификации законны и обоснованны.
Более того, необосновано требование о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Правила от 11.07.2002г. определяют общий подход к порядку исчисления отдельных периодов работы всех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам статей 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г., не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды работы в должностях в
учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Положение пункта 5 Правил... от 29.10.2002г. предусматривает кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностях врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также в соответствующих должностях в отделениях, перечисленных в пунктах 1-3 названного Перечня.
Аналогичное положение содержится в Постановлении Совета Министров СССР от 06.09.1991г. №464.
Таким образом, названными нормативными правовыми актами установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период нахождения на курсах повышения квалификации сохраняются только трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в выездной бригаде анестезиологии-реанимации скорой медицинской помощи.
Учитывая, что стаж лечебной деятельности Зегер Елены Борисовны на дату обращения, то есть на 21.01.2011г. составляет 28 лет 9 месяцев по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и 28 лет 9 месяцев с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, то решение Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова об отказе Зегер Елены Борисовны в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 законно и обоснованно.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 (часть1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда медицинских работников, также, лежат равенство всех перед законом (ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий профессиональной подготовки медицинского персонала (ст.ст.9и13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии со ст.55 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии со ст. 60, 67 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, а суд оценивает допустимость каждого доказательства, которая прежде всего относится к соблюдению процессуальной формы доказывания. Допустимость доказательств- это их соответствие требованиям закона относительно источника, способа собирания и вовлечения в гражданский процесс сведений о фактах, а смысл допустимости- побудить стороны соответствующим образом оформлять свои правовые отношения.
Сторонами не оспаривается факт обращения истца за назначением досрочной пенсии по старости, в связи лечебной деятельностью 21.01.2011г. Следовательно, на Зегер Е.Б. распространяются положения Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 ст. 7 названного Закона, право на трудовую пенсию имеют женщины достигшие возраста 55 лет.
Вместе с тем, Законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан.
Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 названного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами возраста 55 лет, если они являются лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.
Пунктом 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Как видно из обжалуемого истцом решения от №46 от 09.02.2011 и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав гражданами, причиной отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости послужило отсутствие необходимой продолжительность стажа лечебной деятельности составляющего, по мнению комиссии 28 лет 09 месяцев.
При этом Зегер Е.Б. отказано во включении в льготный стаж, периодов работы с с 18.09.1998г. по 09.11.1998г., с 29.12.1998г. по 14.06.1999г., с 24.06.1999г. по 31.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998г. по 28.12.1998г., с 15.05.2001г. по 28.06.2001г., с 06.09.2004г. по 29.01.2005г., с 15.05.2006г. по 24.06.2006г., с 09.02.2009г. по 21.03.2009г., с 02.06.2009г. по 27.06.2009г.
Мотивом отказа, послужило отсутствие одного из необходимых условий для исчисления стажа в льготном порядке - работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях поименованных в списках, а Зегер Е.Б. не работала в выездной бригаде анестезиологии-реанимации станции скорой медицинской помощи.
Пленум Верховного Суда от 25 декабря 2005г. № 25 в п.9 своего постановления указал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям).
В соответствии с правой позицией изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, при определении права на данный вид пенсии, подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может применяется в совокупности со Списками должностей, Правилами исчисления сроков выслуги лет, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.91 г. №464 (действие до 01.11.1999 года) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066, (действие с 01.11.1999г.), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам, утвержденным Постановлением №1066).
Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002 г. утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 (далее Списки № 781).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данными нормативными актами право на льготное исчисление пенсии предоставлено врачам-анестезиологам-реаниматорам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в структурном подразделении: отделение анестезиологии-реанимации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно пункта 5 п.п. «б» названных Правил, периоды работы в должностях и учреждениях поименованных Списком засчитываются в стаж в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно п.2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении 1 года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002года, право на льготное исчисление стажа работы имеют врачи-анестезиологи-реаниматоры отделений (групп, палат, выездных бригад) анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии.
Из данного пункта Перечня следует, что для признания права на льготное исчисление пенсии достаточно установить, что врач анестезиолог-реаниматор выполнял свои функции в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах) анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии.
Согласно записям в трудовой книжки истца, с 01.11.1999г. ее должность поименована как врач анестезиолог-реаниматолог выездной бригады скорой помощи анестезиологии-реанимации подстанции № 7 Городской станции скорой медицинской помощи. 15.02.1994 года городская станция скорой медицинской помощи переименована в Муниципальное медицинское учреждение « Городская станция скорой медицинской помощи». С 06.10.1999года учреждение переименовано в Муниципальное медицинское учреждение Городская станция скорой медицинской помощи Комитета здравоохранения департамента социальной сферы Администрации г. Саратова.
Функциональные обязанности структурного подразделение осталось прежним.
Врачи анестезиологи-реаниматологи должны иметь специальную подготовку по анестезиологии-реаниматологии, поскольку осуществляют комплекс мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и региональной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах, проводят реанимацию и интенсивную терапию остро возникших состояний. С этой целью истец неоднократно проходила аттестацию где ей присваивались квалификационные категории по специальности анестезиология и реаниматология. Курсы повышения квалификации истец проходила по специальности врача анестезиолога- реаниматолога.
В спорный период истец получала доплаты за работу во вредных условиях труда: на основании Приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 года № 1480 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечении»; на основании Приказа Минздрава РФ № 301 от 23.11.1992 г. «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации»; на основании Приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 20.02.1995 г. № 35 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации»; на основании Приказа Минздрава РФ от 24.02.1998 г. № 48 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации»; на основании Приказа Минздрава РФ от 16.10.1999 г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения»
Судом также установлено, что станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим круглосуточную скорую медицинскую помощь заболевшим и пострадавшим, как находящимся вне лечебно-профилактического учреждения, так и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапным заболеванием, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами, отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других болезненных состояниях. Подстанции скорой медицинской помощи являются структурными подразделениями станции скорой медицинской помощи. Основной функциональной единицей станции(подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в том числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, анестезиолого-реанимационная, неонатологическая и другие.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в спорные периоды истец выполняла функции врача анестезиолога-реаниматора в выездных бригадах анестезиологии-реанимации, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа работы, один год шесть месяцев за один год работы. При таких обстоятельствах требования истца касающиеся данного периода подлежат удовлетворению.
Суд не соглашаясь с правомерностью отказа ответчика во включении в льготном исчислении трудового стажа истца, дающего право на досрочную пенсию периодов нахождения на курсах повышения квалификации, исходит из следующего
При исчислении страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и(или) стажа на соответствующих видах работ, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно- полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Статья 236 КЗоТ Российской Федерации и ст.ст. 212, 303 Трудового Кодекса Российской Федерации устанавливают, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.
Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся медицинские работники.
Таким образом, пенсии за выслугу лет предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ Российской Федерации, ни Трудовой кодекс РФ, ни Законы Российской Федерации « О государственных пенсиях в РФ» « О трудовых пенсиях в РФ» и « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников направленных лечебными учреждениями на курсы повышения квалификации.
Это означает, что медицинские работники, направленные на курсы повышения квалификации имеют право на государственное пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 184 КЗоТ РФ, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, администрация предприятия, учреждения, организации организует индивидуальное, бригадное, курсовое, и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 18 июня 1988года, организация, учреждение устанавливают периодичность и последовательность прохождения различных видов и форм обучения. Типовое положение предусматривает и такой вид профессионального обучения как повышение квалификации. Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновлениях их теоретических и практических знаний и осуществляется на основе договоров, заключаемых общеобразовательными учреждениями с организациями всех видов и форм собственности. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.
Согласно положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, согласно которых, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст.ст. 112, 240-1, 243 КЗОТ РФ, действующих на момент обучения истца на курсах повышения квалификации до введения в действие Трудового кодекса РФ, и ст.ст 187, 196 ТК РФ, действующего в настоящее время, при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж.
По смыслу положений, закрепленных в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, правом на занятие медицинской деятельностью наделены лица, получившие высшее образование в Российской Федерации и имеющие диплом и специальные звания, а также сертификат специалиста, который выдается на основании дополнительного образования(повышение квалификации, специализация).
Таким образом, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, которое проводится по усмотрению работодателя и на основании его приказов. При направлении работников на повышение квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж, работодатель производит страховые отчисления в пенсионный фонд.
Судом установлено, что в спорный период истец направлялась на курсы повышения квалификации, что не оспаривается сторонами и подтверждается документами, представленными работодателем. В период нахождения на курсах повышения квалификации, истцу начислялась заработная плата, в пенсионный фонд производились соответствующие страховые отчисления.
Изложенное, позволяет суду удовлетворить требования истца, касающиеся периода нахождения на курсах повышения квалификации.
Изложенное позволяет удовлетворить требования истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решение ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова № 46 от 09.02.2011г. об отказе Зегер Елены Борисовны в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №247 от 09.02.2011г. в части отказа зачета в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 18.09.1998г. по 09.11.1998г., с 29.12.1998г. по 14.06.1999г., с 24.06.1999г. по 31.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998г. по 28.12.1998г., с 15.05.2001г. по 28.06.2001г., с 06.09.2004г. по 29.01.2005г., с 15.05.2006г. по 24.06.2006г., с 09.02.2009г. по 21.03.2009г., с 02.06.2009г. по 27.06.2009г.
Обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова назначить Зегер Елене Борисовне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения с момента обращения за назначением с 21.01.2011г. и зачесть в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 18.09.1998г. по 09.11.1998г., с 29.12.1998г. по 14.06.1999г., с 24.06.1999г. по 31.10.1999г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога токсикологической бригады в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998г. по 28.12.1998г., с 15.05.2001г. по 28.06.2001г., с 06.09.2004г. по 29.01.2005г., с 15.05.2006г. по 24.06.2006г., с 09.02.2009г. по 21.03.2009г., с 02.06.2009г. по 27.06.2009г.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения 22 апреля 2011 года.
Судья И.М. Садовая