признание распоряжения незаконным



                                                                                                           Дело №2- 816/11

РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 года                                                                       г.Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Садовой И.М.,

при секретаре Кошкиной О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, объединенное гражданское дело по иску Тарасова Вячеслава Борисовича, Тарасовой Светланы Александровны к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании распоряжения незаконным, понуждении заключить договор аренды на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковыми требованиями и просят восстановить срок для обжалования и признать незаконными распоряжение администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.10.2010г. №257-р «О подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участок сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства во Фрунзенском районе».

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Тарасову В.Б. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для индивидуального жилищного строительства, площадью 936 кв.м., предоставить Тарасовой С.А. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для индивидуального жилищного строительства, площадью 803 кв.м., расположенные по адресу: г.Саратов. Фрунзенский район, ул. Серебряный ручей, в границах указанных в утвержденных комитетом по земельным ресурсам администрации г.Саратова Проекте границ земельной участка в течение двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Мотивируют свои требования тем, что с 2008г. Тарасовым В.Б. и Тарасовой С.А. оформляются в аренду земельные участки для индивидуального жилищного строительства расположенные адресу: <адрес>, Серебряный ручей площадью 936 и 803 кв.м. соответственно, на которые были изготовлены проекты границ земельных участков для индивидуального жилищного строительства расположенных по адресу: г.Саратов, Фрунзенский район, Серебряный ручей площадью 936 и 803 кв.м. и согласованы с комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г.Саратова и утверждены от имени администрации г.Саратова - комитетом по земельным ресурсам администрации г.Саратова.

19 мая 2010г. комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в газете «Саратовская панорама» №19 (743) было размещено информирование о возможном предоставлении земельных участков общей площадью 936 кв.м. и 803 кв.м. предназначенных для индивидуального жилищного строительства расположенных по адресному ориентиру: <адрес> ручей, во <адрес>.

Письмом от 12.10.2010г. №02-07/06-16110 Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» сообщил истцам, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» на основании ст.ст. 24.30, 30.1,38.1 Земельного кодекса РФ принято распоряжение от 08.10.2010г. №257-р «О подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участок сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства во Фрунзенском районе», согласно которому право на указанные земельные участки будет реализовано путем проведения открытого аукциона. Считают, что распоряжение администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.10.2010г. №257-р противоречит действующему законодательству РФ, поскольку администрацией муниципального образования «Город Саратов» пропущен двухнедельный срок, установленный ст.30.1 Земельного кодекса РФ, по принятию решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка.

В тоже время публикация от 19 мая 2010г. свидетельствует об обратном - о принятии решения не проводить аукцион.

Истцы Тарасов В.Б., Тарасова С.А. в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В ходе судебного заседания представитель истцов Баженов С.В. заявленные требования по указанным основаниям поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях Комитета по землепользованию и градостроительству муниципального образования «Город Саратов».

Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству муниципального образования «Город Саратов», просила в иске отказать, поскольку истцами попущен срок исковой давности, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.135-136), кроме того, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.169-172) дополнительно пояснив о том, что с февраля по апрель 2010г. в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» поступили заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства: от Лемза О.А.(заявление по ст. 30.1 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью 1349 кв.м., сроком на 49 лет по адресу: г.Саратов, Октябрьское ущелье, Фрунзенский район, Прокопенко А.Е. (заявление по ст. 30.1 ЗК РФ о предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью 13428 кв.м., сроком на 49 лет, по адресу: г. Саратов, Октябрьское ущелье, Фрунзенский район, Тарасова В.Б. (заявление по ст. 30.1 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью 936 кв.м., сроком на 49 лет, по адресу: г.Саратов, Серебряный ручей, Фрунзенский район, Тарасовой С.А. (заявление по ст. 30.1 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью 803 кв.м., сроком на 49 лет, по адресу: г.Саратов, Серебряный ручей, Фрунзенский район). Исходя из данных схем, запрашиваемые земельные участки накладываются друг на друга, а потому полагает что заявления о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков расположенных по адресам: г.Саратов, Серебряный ручей. Фрунзенский район и г. Саратов, Октябрьское ущелье, Фрунзенский район были сделаны в отношении одного и того же участка, в связи с чем администрация муниципального образования «Город Саратов» правомерно приняла решение и утвердила распоряжение от 08.10.2010г. № 257-р о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства во Фрунзенском районе г.Саратова. То есть, при наличии нескольких заявлений на один земельный участок администрация муниципального образования «Город Саратов» согласно законодательству РФ обязана была провести аукцион.

Кроме того, поддержала доводы изложенные в письменном отзыве (л.д.208-209), согласно которых Лемза О.А. обратилась в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» 17.02.2010 года с заявлением на право аренды на 49 лет на земельный участок, площадью 1349 кв.м., расположенный по адресу: г.Саратов, Фрунзенский район, Октябрьское ущелье.17.02.2010 года обратился Прокопенко А.Е. за правом аренды на 49 лет на земельный участок. площадью 1328 кв.м., расположенный по адресу: г.Саратов, Фрунзенский район. Октябрьское ущелье.25.02.2010 года Лемзе О.А. и Прокопенко А.Е. были утверждены схемы расположения земельного участка. 27.05.2010 года в письме №02-07/01-8355 комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» сообщает Лемзе О.А. и Прокопенко А.Е. о том, что не представлены санитарно-эпидемиологические заключения и дальнейшее рассмотрение заявлений продолжится только после предоставления выше указанных документов.

12.04.2010г. в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» обратились Тарасов В.Б. и Тарасова С.А. за правом аренды на 49 лет на земельные участки, площадью 936 кв.м. и 803, расположенные по адресу: <адрес>, Октябрьское ущелье, <адрес> ручей.

26 апреля 2010 года был подготовлен и направлен в газету «Саратовская Панорама» текст информирования о возможном предоставлении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Информирование населения прошло 19-25 мая 2010 года в газете «Саратовская Панорама» №19(743). Однако, на данное сообщение никто не отреагировал. Аукцион на предоставление права на земельный участок проводится в случае, если были поданы заявки на основании информирования. А так как с заявками никто не обращался, то и аукцион не проводился. С земельным участком, на который заявил свое право Прокопенко А.Е., земельный участок, испрашиваемый Тарасовыми, не пересекается.

Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г.Саратова в судебном заседании просил в иске отказать.

Третьи лица ТСЖ «Октябрьское ущелье», ТОС «Октябрьское ущелье», Комитет по управлению имуществом МО «Город Саратов», Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Лемза О.А., представитель Лемза О.А. Пегасова Н.М., Прокопенко А.Е., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Третье лицо Григорьева М.А., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.187), не возражала против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Ермолова Г.В., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, согласно телефонограммы (л.д.217), при этом сообщила что на спорные земельные участки не претендует, заявление не подавала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права и др.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (статья 1 ГК РФ).

Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, а также по совершению с ним сделок регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством.

Согласно ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются     гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на сновании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1.1. статьи 30 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены статьей 30.1 Земельного кодекса РФ. Так, пунктом 3 данной статьи устанавливается, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального      образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Исходя из указанной нормы законом предусмотрены два альтернативных способа разрешения вопроса о передачи права аренды на земельные участки дл индивидуального жилищного строительства, а именно либо принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.

п. 3 ст. 30.1. ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом, соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии муниципального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, казанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит включению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на включение договора аренды земельного участка.

В судебном заседании установлено, что истцы 12.10.2010г. получили письмо из Земельного Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», которым сообщено, что по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении аренды сроком на 49 лет земельных участков площадью 803 кв.м. и 936 кв.м. по Фрунзенском районе г. Саратова для индивидуального жилищного строительства принято распоряжение от 08.10.2010г. о проведении открытого аукциона по продаже права аренды земельных участков. Истцы обратились в суд 12.01.2011г. (л.д.32), т.е. в установленный законом 3-х месячный срок, в связи, с чем доводы стороны ответчика о пропуске срока исковой давности об оспаривании распоряжения от 08.10.2010г. не могут быть приняты судом, так как срок давности истцами не пропущен, а заявленное истцами ходатайство о восстановлении срока на подачу иска, суд расценивает как излишне заявленное.

Установлено, что Тарасовым В.Б. на спорный земельный участок ООО «Городской центр геодезии и землеустройства» был составлен проект границ земельного участка, который согласован в Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Саратова, и утвержден 31.10.2008г. Комитетом по земельным ресурсам Администрации г.Саратова (л.д.37-41) площадью 936 кв.м., расположенный по адресу <адрес> ручей.

Установлено, что Тарасовой С.А. на спорный земельный участок ООО «Городской центр геодезии и землеустройства» был составлен проект границ земельного участка, который согласован в Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>, и утвержден 31.10.2008г. Комитетом по земельным ресурсам Администрации г.Саратова ( л.д.42-48) площадью 803 кв.м., расположенный по адресу г. Саратов Фрунзенский район ул. Серебряный ручей.

По существующему порядку в период до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ). Данные обстоятельства стороной ответчика в ходе судебного заседания не оспаривались и признавались.

Согласно статье 4 Закона Саратовской области № 23-ЗСО от 21 мая 2004г. «О земле» (в редакции от 27.05.2009г.), вступившего в силу 12.06.2009г., орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года. В указанных случаях распоряжение земельными участками осуществляли органы местного самоуправления города Саратова. Законом Саратовской области от 7 октября 2009г. N144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле», статья 4 признана утратившей силу.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На основании Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Закона Саратовской области от 7 октября 2009г. N 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность не разграничена, переданы органам местного самоуправления.

Статьей 22 Уставу города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005г. N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города которую составляют: Саратовская городская Дума, именуемая - представительный орган, Глава муниципального образования «Город Саратов», исполняющий полномочия председателя городской Думы, администрация муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительный орган, контрольно-счетная палата - контрольный орган.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, в настоящее время полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладают органы местного самоуправления.

Как установлено в ходе судебного заседания Тарасов В.Б. первоначально 02. 06.2009г. обратился в Комитет по управлению имуществом Саратовкой области с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства 936 кв.м. (л.д.69) распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 02. 07.2009г. № Т-1639-р (л.д.72) в предоставлении земельного участка отказано, по причинам того, что земельный участок занят городскими лесами, а так же то, что представленный проект не соответствует установленным требованиям.

03.08.2009г. Тарасову В.Б. по его заявлению (л.д.73) проектная документация выдана для исправления недостатков, указанных в распоряжении.

18.08.2009г. Тарасов В.Б. сдал в Комитет по управлению имуществом Саратовкой области ( л.д.75) исправленный проект границ земельного участка, ответ МУП «Садово-парковое» от 17.08.2009г. № 674, о том что в соответствии с постановлением Администрации г.Саратова № 894 от 11.10.2007г., в редакции постановления главы администрации города № 807 от 18.06.2008г., указанный земельный участок не относится к территории, занятой зелеными насаждениями, организация содержания которых закреплена за органами местного самоуправления г.Саратова.(л.д.75-76)

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.09.2009г. № Т-3543-р (л.д.777) Тарасову В.Б. в предоставлении земельного участка отказано, по причинам того что земельный участок занят городскими лесами, не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельным участком санитарным правилам, а так же не представлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте, содержащая сведения об основных, вспомогательных и условных видах разрешенного использования объекта недвижимого имущества.

16.11.2009г. Тарасову В.Б. по его заявлению (л.д.78) документация материалов землеустроительного дела № 23958 выдана для исправления недостатков, указанных в распоряжении.

Как установлено в ходе судебного заседания Тарасова С.А. первоначально 02. 06.2009г. обратилась в Комитет по управлению имуществом Саратовкой области с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства 803 кв.м. (л.д.80) распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 02. 07.2009г. № Т-1638-р (л.д.83) в предоставлении земельного участка отказано, по причинам того что земельный участок занят городскими лесами.

03.08.2009г. Тарасовой С.А. по заявлению (л.д.84) проектная документация выдана для исправления недостатков, указанных в распоряжении.

18.08.2009г. Тарасова С.А. сдала в Комитет по управлению имуществом Саратовкой области ( л.д.86) исправленный проект границ земельного участка, ответ МУП «Садово-парковое» от 17.08.2009г. №674, о том что в соответствии с постановлением Администрации г.Саратова №894 от 11.10.2007г., в редакции постановления главы администрации города №807 от 18.06.2008г., указанный земельный участок не относится к территории, занятой зелеными насаждениями, организация содержания которых закреплена за органами местного самоуправления г.Саратова.(л.д.86-87)

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.09.2009г. № Т-3545-р (л.д.777) Тарасовой С.А. в предоставлении земельного участка отказано, по причинам того что земельный участок занят городскими лесами, не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельным участком санитарным правилам, а так же не представлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте, содержащая сведения об основных, вспомогательных и условных видах разрешенного использования объекта недвижимого имущества.

16.11.2009г. Тарасовой С.А. по заявлению (л.д.89) документация материалов землеустроительного дела № 23957 выдана для исправления недостатков, указанных в распоряжении.

В судебно заседании установлено, что 12.04.2010г. Тарасов В.Б., Тарасова С.А. вновь обратились к ответчику с заявлениями о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, о чем имеются отметки (л.д.124,125). Стороной ответчик не было представлено доказательств не соответствия представленных документом требований закона, неполноты предоставленных документов для рассмотрения заявлений.

Вместе с тем установлено, что 17.02.2010г. Лемза О.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет площадью 1349 кв.м.(л.д.198), схема расположения земельного участка которого была утверждена 25.02.2010г.

Ответчик реализуя право, предусмотренное ст. 30.1 ЗК РФ на основании заявлений истцов Тарасова В.Б., Тарасовой С.А., избрав способ предоставления земельного участка принял решение о опубликовании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка, в средствах массовой информации «Саратовская панорама» № 19 (743) 19-25 мая (л.д.48), где от имени Администрации муниципального образования «г. Саратов» Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования « г.Саратов» опубликовал информацию о возможном предоставлении земельных участков общей площадью 936 кв.м. и 803 кв.м., предназначенных для индивидуального жилищного строительства расположенные по адресу <адрес> ручей. Факт заказа на публикацию указанных сообщений Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования г. Саратова был подтвержден пояснениями в ходе судебного заседания пояснениями представителя ответчика Ефименко С.А. о том, что данная публикация легитимна, действительно имела место быть, о чем в журнале регистрации заявок в Комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «г.Саратов» имеется отметка, представитель третьего лица Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «г.Саратов» Маркелова Д.А. указанные обстоятельства не оспаривала.

Таким образом, по истечении месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, если иных заявлений, кроме как от истцов не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, обязан был решить вопрос о возможности предоставления земельного участка для жилищного строительства в аренду истцам, как гражданам, подавшим заявления и заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что до 19.05.2010г. заявлений от иных заинтересованных лиц на земельные участка с площадью 936 кв.м. испрашиваемого Тарасовым В.Б. и 803 кв.м. испрашиваемого Тарасовой С.А. не поступило, данные обстоятельства подтверждены в ходе судебного заседания представителем ответчика Ефименко С.А.., представителем третьего лица Комитета по земельным ресурсам Маркеловой Д.А., а кроме того данный факт указан и письменном отзыве Комитета по земельным ресурсам.

Так в ходе судебного заседания установлено, что Тарасов В.Б. претендует на земельный участок площадью 936 кв.м., Тарасова С.А. претендует на земельный участок площадью 803 кв.м., расположенные по адресу <адрес> ручей, а Лемза О.А. претендует на земельный участок площадью 1349 кв.м., расположенный по адресу <адрес> ручей, исходя из схемы наложений границ трех участков установлено, что границы земельного участка, испрашиваемые Лемзой О.А. накладываются как на границы земельного участка Тарасова В.Б., так и Тарасовой С.А., вместе с тем Лемза О.А. в пределах месячного срока с 19.04.2010г. по 19.04.2010г. заявлений на основании публикации по заявлениям Тарасовых заявки на земельный участок площадью 936 кв.м. либо 803 кв.м. не подавала, своим правом на подачу заявления об уменьшении площади испрашиваемого земельного участка не воспользовалась.

При таких обстоятельствах довод Комитета по землепользованию, о том что исходя из схем, запрашиваемых земельных участков заявления были сделаны в отношении одного и того же участка не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Стороной ответчика в судебном заседании был предоставлен проект постановления об отказе Лемза О.А. в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1349 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по основаниям превышения предельно максимального размера земельного участка. (л.д.219-220).

08.10.2010г. ответчиком было издано распоряжение № 257 -р «О подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продажи права на заключение договора аренды земельных участков сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства во Фрунзенском районе», как усматривается из перечня земельных участков для индивидуального жилищного строительства приложения к распоряжению № 257-р от 08.10.2010г. предметом торгов в форме открытого аукциона по продажи права на заключение договора аренды земельных участков являются земельные участки площадью 803 кв.м. и 936 кв.м.(л.д.138). Из пояснительной записки к проекту распоряжения усматривается, что на данные земельные участки иные лица, кроме как Тарасовы (истцы по делу) заявок не подавали и не претендуют (л.д.139).

Решения об отказе истцам в предоставлении испрашиваемых земельных участков после 19.05.2010г. ответчиком принято не было, в том числе и по мотивам наличия конфликта интересов относительно земельных участков испрашиваемых Тарасовым В.Б., Тарасовой С.А. и Лемза О.А.

Исходя из выше изложенного, оценив представленные доказательства, позицию стороны ответчика, стороны третьего лица Комитета по земельным ресурсам изложенные в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для вынесения распоряжения от 08.10.2010г. № 257-р о проведении торгов в форме открытого аукциона на спорные земельные участки по заявлениям Тарасовых В.Б., С.А. поданных 12.04.2010г.. Как основание для объявления торгов наличие конфликта интересов и спора относительно границ земельных участков между Тарасовым В.Б., С.А. и Лемза О.А. в распоряжении не указано.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушен порядок принятия решения о вынесения распоряжения № 257 - р «О подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продажи права на заключение договора аренды земельных участков сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства во Фрунзенском районе», а потому исковые требования истцов в части признания незаконным распоряжения № 257-р от 08.10.2010г. подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, исковые требования в части обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцам в аренду сроком на 49 лет земельные участки, для индивидуального жилищного строительства, площадью расположенные по адресу: <адрес> ручей, в границах указанных в утвержденных комитетом по земельным ресурсам администрации г.Саратова Проекте границ земельной участка (изготовленного ООО «Городской центр геодезии и землеустройства»), в течение двух недель не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Установлено, что испрашиваемые земельные участки по адресу <адрес> дом б\н относится к зоне Ж-4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа.

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по результатом которого принимается решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, которое является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладают органы местного самоуправления, в настоящее время решений об отказе истцам в предоставлении земельных участков не имеется, а потому суд в настоящее время не усматривает нарушение прав истцов, подлежащее судебной защите.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение Администрации муниципального образования» Город Саратов» от 08.10.2010г. № 257 -р «О подготовке к проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков сроком на двадцать пять лет для индивидуального жилищного строительства во Фрунзенском районе».

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 03 мая 2011г.

Судья:                          И.М.Садовая