№ 2-1127/11 РЕШЕНИЕ ( Заочное) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04.05.2011г. г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи: Подветельновой О.М. с участием прокурора Масаловой Ю.В., при секретаре Евстратове А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района города Саратова о понуждении к выполнению мероприятий, связанных с охраной труда по аттестации рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района города Саратова (далее ТСЖ-1) о понуждении к выполнению мероприятий, связанных с охраной труда по аттестации рабочих мест, указывая, что 24.02.2011года, в ходе проверки проведеной прокуратурой района с привлечением специалиста Государственной инспекции труда в Саратовской области, установлено, что в нарушение требований трудового законодательства в ТСЖ-1 не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, не создана аттестационная комиссия, не установлены сроки и график проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. С учетом изложенного прокурор Фрунзеснкого района города Саратова просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в срок до 03.06.2011года. В судебном заседании, представитель прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова, Масалова Ю.В. поддержала иск по изложенным в нем основаниям, указав, что трудовое законодательство обязанность по обеспечению безопасности условий и охраны труда возлагается на работодателя. Представитель ответчика, ТСЖ-1 Фрунзенского района города Саратова, в судебное заседание не явился. Суд с учетом представленного ответчиком заявления о рассмотрении дела без участия представителя и сведений о надлежащем извещении ответчика пришел к выводу об удовлетворении ходатайства представителя истца, о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, в заочном производстве. При этом суд учитывает позицию, изложенную ответчиком в письме, из которого следует, что иск ответчик признает в полном объеме. Представитель третьего лица, Государственной инспекции труда в Саратовской области, поддержал иск прокурора по изложенным в иске основаниям. Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 41 ( ч.ч.1,3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. В силу положений, закрепленных в ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты предусматривают право работника на безопасные условия и охрану труда и обязанность работодателя обеспечить работнику безопасные условия и охрану труда ( ст.ст. 21, 22, 211, 212, 219 ТК РФ ). В соответствии со ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда является прежде всего обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. В силу положений, закрепленных в. 209 ТК РФ под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Согласно пунктов 1-5 Приказа, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда*, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет. Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что вопреки требованиям приведенных выше норм трудового законодательства, ответчиком аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, что не оспаривается ответчиком и подтверждается актом проверки от 24.02.2011года. Изложенное подтверждает факт незаконного бездействия ответчика, которое нарушает права и законные интересы работников на безопасные условия труда. В силу положений закрепленных в ст. 12 ГК РФ, одним из способов восстановления нарушенного права является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Удовлетворение требований прокурора, безусловно, будет направлено на пресечение незаконного бездействия ответчика и восстановление нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга работников ТСЖ-1. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199, 235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района города Саратова о понуждении к выполнению мероприятий, связанных с охраной труда по аттестации рабочих мест, удовлетворить.. Обязать Товарищество собственников жилья-1 Фрунзенского района города Саратова выполнить мероприятия, связанные с аттестацией рабочих мест по условиям труда в срок до 03.06.2011года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Ответчик вправе в 7 дней со дня получения заочного решения просить суд о его отмене и возобновлении производства по делу. Судья: О.М.Подветельнова