№2-1247/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 года г.Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова, в составе:
председательствующего судьи Садовой И.М.
при секретаре Кошкиной О.А.
с участием старшего помощника прокурора Масаловой Ю.В.
истца Алексеева В.М.,
представителя ответчика Сидоровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах Алексеева Вадима Михайловича к Военному комиссариату Саратовской области об индексации возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фрунзенского района г.Саратова обратился в суд с иском к ответчику в интересах Алексеева Вадима Михайловича, указывая, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС., в связи с чем получил заболевание, является инвалидом и получателем сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации…». В июле 2007 года он был признан инвалидом II группы, с утратой профессиональной трудоспособности 80% бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ и получателем сумм возмещением вреда здоровью в соответствии с законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации…».
На обращение ответчика произвести истцу индексацию вышеуказанных компенсаций за 2010год в порядке, установленном законом, получен отказ.
По решению Фрунзенского районного суда г.Саратова от 22.03.2010года ответчик, начиная с 01.01.2010года, выплачивает Алексееву В.М. возмещение вреда здоровью в сумме 152 505 руб. 59 коп..
С учетом изложенного прокурор просит обязать ответчика выплачивать Алексееву В.М. начиная с 01.06.2011года ежемесячно денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 162 418 руб. 45 коп. с дальнейшей индексацией, единовременно выплатить задолженность с 01.01.2011г. по 31.05.2011г. по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 49 564 руб. 30 коп.
Истец Алексеев В.М. в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Старший помощник прокурора Масалова Ю.В. в судебном заседании, иск поддержала, по изложенным в иске основаниям, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Сидорова А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснив, что в пункте 3.2 постановочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. №11-П указывается, что исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношении, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П). В данном случае ориентирующее значение имеет уровень возмещения вреда, скрепленный в нормах Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании» и Федерального закона от 11 февраля 2002 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (часть первая статьи 16). Впредь, до внесения изменений и части первую и вторую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в названных законах. В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое их иное истолкование в правоприменительной практике. Указанная правовая норма подтверждена постановлением Пленума Верховного Суда Российском Федерации от 14 декабря 2000г. №35, которым констатируется: «Таким образом, указанное в данном постановлении Конституционном Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространяется на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001 г.. и также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд». Федеральным законом от 12 февраля 2001 г.. № 5-ФЗ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, принятого законодателем во исполнение возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ранее назначенных сумм (исчисленных из заработка) в размерах, не превышающих максимального размера страховой выплаты, установленною федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации па очередной финансовый год. Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации максимальные размеры страховых выплат установлены в размерах: 2002, 2003, 2004 г.г.- 30 000 руб., 2005, 2006 г.г. - 33 000 руб., 2007 г. - 36000 руб., 2008г. - 39840 руб., 2009 г.- 45020 руб. и 2010 г. - 49520 руб. и 2011г. - 52 740 руб.). Норма об ограничении денежной суммы в возмещение вреда максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Содержится также в Федеральном законе от 24 августа 1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», регулирующем возмещение вреда.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Судом установлен факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получения связанной с этим инвалидности, право на получение сумм возмещения вреда и иных связанных с этим выплат, что подтверждается представленными документами и ответчиком не оспаривается. Кроме того, представленными документами, подтверждается также факт получения истцом денежных выплат в счет возмещения вреда здоровью с учетом их индексации.
Решением Фрунзенского районного суда от 22.04.2010г. истцу с 01.01.2010года была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС второй группы в размере 194 917 руб. 51 коп.
Федеральным законом от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ, принятого законодателем во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ранее назначенных сумм (исчисленных из заработка) в размерах, не превышающих максимального размера страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации максимальные размеры страховых выплат установлены в размерах: 2002, 2003, 2004г.г.-30 000руб., 2005, 2006г.г. -33000 руб., 2007г. -36000 руб., 2008г.- 39840 руб., 2009 г.- 45020 руб., 2010г.- 49520 руб. и 2011г. - 52740 руб.).
В Постановлении Конституционного Суда от 19.06.2002г. №11-П указано, что поскольку все лица здоровью которых причинен вред в результате одной и той же техногенной катастрофы имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет на определение критериев исчисления размере денежных компенсаций. Поэтому законодатель исходил из принципов справедливости, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и от уровня их заработной платы.
Законодатель, устанавливая твердые размеры денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам, желал обеспечить им равные права на получение равных денежных компенсаций в зависимости только от установленной группы инвалидности.
Далее Конституционный Суд в пункте 3.1 своего Постановления от 19.06.2002г. говорит о том, что, переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Кроме того, ФЗ №5 от 12.02.2001г. предусматривал ежегодную индексацию денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда «чернобыльцам» исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Ст. 1 Закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.
Однако, Конституционный суд РФ в своем определении от 04.10.2005г. в п.3.2. указывает: «исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от 24 мая 2001года №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Сквера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Как указывается в пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 N 35 (ред. от 11.05.2007), надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, выступают процессуальными представителями государства в судебном споре (в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона). Из смысла Базового Закона, устанавливающего выплаты чернобыльцам за счет средств Федерального бюджета следует, что именно государство взяло на себя ответственность возмещать вред, причиненный Чернобыльской катастрофой в полном размере, что отмечалось и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. N11-П, выражающем аналогичную правовую позицию по данному вопросу.
Изложенное предполагает, во-первых, право инвалида на своевременное и соответствующее требованиям закона возмещение, а, следовательно, и соответствующую этому праву обязанность государства в лице органов социальной защиты своевременно и в размере, соответствующем требованиям закона предоставить такое возмещение.
Ст. 1 закона от 26.04.04г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2005года индексация размеров возмещения вреда и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».
Федеральным законом от 04.11.2005г. №141-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» установлен уровень роста инфляции на 2005год 10 - 11%. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №163 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 07.05.2005г.№292 и от 09.08.2005г. №496» установлено, что получаемые мною установлено,од 10 - 11% денежные компенсации возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежат индексации за 2005 год на индекс 1,1.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в редакции от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №35 от 14.12.2000года в редакции внесенных в него изменений от 5.04.2005года Постановлением №7 (пункт 7) часть 3 статьи 2 Закона РФ №5-ФЗ от 12.02.2001года предполагает право инвалида на индексацию размеров выплат, предусмотренных частями 1 и 2 данной нормы, без каких-либо ограничений. При этом также указывается, что предусмотренное ограничение максимальной страховой выплатой является способом определения предельного размера выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных выплат сумм возмещения вреда здоровью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в том что положение ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, по вине органов обязанных осуществлять такие выплаты.
Федеральным законом РФ от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011г. и на плановые периоды 2012 и 2013годов» установлен размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств Федерального бюджета с 1 января 2011года в размере 1,065.
С 01.06.2011г. - 152 505 руб. 59 коп.*1,065 = 162 418 руб. 45 коп., а выплачивалось 152 505 руб. 59 коп.
Недоплата с 01.01.2011г. по 31.05.2011 года составляет 49 564 руб. 30 коп.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, определив размер убытков путем индексации помесячной недоплаты сумм возмещения вреда здоровью на индексы потребительских цен.
Руководствуясь ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Военный комиссариат Саратовской области с 01.06.2011г. ежемесячно выплачивать Алексееву Вадиму Михайловичу денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 162 418 руб. 45 коп. с последующей индексацией.
Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать Алексееву Вадиму Михайловичу единовременно задолженность с 01.01.2011г. по 31.05.2011г. возмещения вреда здоровью в размере 49 564 руб. 30 коп.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд с момента изготовления в окончательной форме 30 мая 2011 года.
Судья: И.М. Садовая