№2-1238/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова, в составе:
председательствующего судьи Садовой И.М.,
при секретаре Кошкиной О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Масаловой Ю.В.,
представителя истца Козырской Е.В.,
представителя ответчика Сидоровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горянина Виктора Анатольевича к Военному комиссариату Саратовской области об обязании произвести выплату ежемесячного возмещения вреда здоровью, выплаты единовременной задолженности по ежемесячному возмещению вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Горянин В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Саратовской области с требованиями об обязании произвести выплату ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 207 587 руб. 15 коп. начиная с 01 мая 2011года, а также выплатить единовременно задолженность по возмещению вреда здоровью за период с 01.01.2011года по 30 апреля 2011года в размере 50 678 руб. 55 коп., мотивируя заявленные требования тем, что в 1986 году принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, будучи военнослужащим. Является инвалидом 2 группы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с решением Фрунзенского районного суда от 22.04.2010года с 01.01.2010года ему была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС второй группы в размере 194 917 руб. 51 коп.
В соответствии со справкой, выданной ответчиком, индексация сумм возмещения вреда здоровью с 01.01.2011 года военным комиссариатом не проводилась.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству представителем истца дополнены исковые требования, согласно которых истец просит: обязать произвести индексацию возмещения вреда здоровью на индекс роста инфляции, установленный законами «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год».
Истец в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца Козырская Е.В. в судебном заседании поддержала требования, изложенные в исковом заявлении с учетом представленных дополнений, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Сидорова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме просил отказать, представил письменный отзыв в котором указывает о том, что в пункте 3.2 постановочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. №11-П указывается, что исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997г. №18-П), в данном случае ориентирующее значение имеет уровень возмещения вреда, закрепленный в нормах Федерального закона от 24 июля 1998года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 11 февраля 2002года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (часть первая статьи 16). Впредь, до внесения изменений в части первую и вторую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ, лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в названных федеральных законах.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое их иное истолкование в правоприменительной практике.
Указанная правовая норма подтверждена постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35, которым констатируется: «Таким образом, указанное в данном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространяется на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001г., а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд».
Федеральным законом от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ, принятого законодателем во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ранее назначенных сумм (исчисленных из заработка) в размерах, не превышающих максимального размера страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации максимальные размеры страховых выплат установлены в размерах: 2002, 2003, 2004г.г.-30 000руб., 2005, 2006г.г -33000 руб., 2007г. -36000 руб., 2008г.- 39840 руб., 2009г.- 45020 руб., 2010г.- 49520 руб. и 2011г. - 52740 руб.).
Норма об ограничении денежной суммы в возмещение вреда максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, содержится также в Федеральном законе от 24 августа 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», регулирующем возмещение вреда.
Согласно указанным федеральным законам установленные ограничения применяются при назначении или увеличении страховых выплат и эти выплаты не могут превышать установленный на соответствующий год максимальный размер.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 02-18/06-12250.
Учитывая установленные законодательством Российской Федерации ограничения, индексация или перерасчет назначенных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, могут быть произведены только в пределах установленных законодательством Российской Федерации максимальных размеров страховых выплат на очередной финансовый год.
Суд, заслушав объяснение представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Судом установлен факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получения связанной с этим инвалидности, право на получение сумм возмещения вреда и иных связанных с этим выплат, что подтверждается представленными документами и ответчиком не оспаривается. Кроме того, представленными документами, подтверждается также факт получения истцом денежных выплат в счет возмещения вреда здоровью с учетом их индексации.
Решением Фрунзенского районного суда от 22.04.2010г. истцу с 01.01.2010года была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС второй группы в размере 194 917 руб. 51 коп.
Федеральным законом от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ, принятого законодателем во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ранее назначенных сумм (исчисленных из заработка) в размерах, не превышающих максимального размера страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации максимальные размеры страховых выплат установлены в размерах: 2002, 2003, 2004г.г.-30 000руб., 2005, 2006г.г. -33000 руб., 2007г. -36000 руб., 2008г.- 39840 руб., 2009 г.- 45020 руб., 2010г.- 49520 руб. и 2011г. - 52740 руб.).
В Постановлении Конституционного Суда от 19.06.2002г. №11-П указано, что поскольку все лица здоровью которых причинен вред в результате одной и той же техногенной катастрофы имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет на определение критериев исчисления размере денежных компенсаций. Поэтому законодатель исходил из принципов справедливости, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и от уровня их заработной платы.
Законодатель, устанавливая твердые размеры денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам, желал обеспечить им равные права на получение равных денежных компенсаций в зависимости только от установленной группы инвалидности.
Далее Конституционный Суд в пункте 3.1 своего Постановления от 19.06.2002г. говорит о том, что, переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Кроме того, ФЗ №5 от 12.02.2001г. предусматривал ежегодную индексацию денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда «чернобыльцам» исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Ст. 1 Закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.
Однако, Конституционный суд РФ в своем определении от 04.10.2005г. в п.3.2. указывает: «исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от 24 мая 2001года №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Сквера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Как указывается в пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 N 35 (ред. от 11.05.2007), надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, выступают процессуальными представителями государства в судебном споре (в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона). Из смысла Базового Закона, устанавливающего выплаты чернобыльцам за счет средств Федерального бюджета следует, что именно государство взяло на себя ответственность возмещать вред, причиненный Чернобыльской катастрофой в полном размере, что отмечалось и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. N11-П, выражающем аналогичную правовую позицию по данному вопросу.
Изложенное предполагает, во-первых, право инвалида на своевременное и соответствующее требованиям закона возмещение, а, следовательно, и соответствующую этому праву обязанность государства в лице органов социальной защиты своевременно и в размере, соответствующем требованиям закона предоставить такое возмещение.
Ст. 1 закона от 26.04.04г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2005года индексация размеров возмещения вреда и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».
Федеральным законом от 04.11.2005г. №141-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» установлен уровень роста инфляции на 2005год 10 - 11%. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №163 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 07.05.2005г.№292 и от 09.08.2005г. №496» установлено, что получаемые мною установлено,од 10 - 11% денежные компенсации возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежат индексации за 2005 год на индекс 1,1.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в редакции от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №35 от 14.12.2000года в редакции внесенных в него изменений от 5.04.2005года Постановлением №7 (пункт 7) часть 3 статьи 2 Закона РФ №5-ФЗ от 12.02.2001года предполагает право инвалида на индексацию размеров выплат, предусмотренных частями 1 и 2 данной нормы, без каких-либо ограничений. При этом также указывается, что предусмотренное ограничение максимальной страховой выплатой является способом определения предельного размера выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных выплат сумм возмещения вреда здоровью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в том что положение ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, по вине органов обязанных осуществлять такие выплаты.
Федеральным законом РФ от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011г. и на плановые периоды 2012 и 2013годов» установлен размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за чет средств Федерального бюджета с 1 января 2011года в размере 1,065.
Начиная с 2011г. размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью должен составлять:
194 917 руб. 51 коп. х 1,065 = 207 587 руб. 15 коп.
Таким образом, сумма ежемесячная задолженность с 1 января 2011 года составляет: (207 587 руб. 15 коп. - 194 917 руб. 51 коп) = 12 669 руб. 64 коп.
За период с 01.01.2011г. по 30.04.2011г. образовалась задолженность в размере 12 669 руб. 64 коп. х 4 мес. = 50 678 руб. 55 коп.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, определив размер убытков путем индексации помесячной недоплаты сумм возмещения вреда здоровью на индексы потребительских цен.
Руководствуясь ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Военный комиссариат Саратовской области производить Горянину Виктору Анатольевичу выплату ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 207 587 руб. 15 коп. начиная с 01.05.2011года.
Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплатить Горянину Виктору Анатольевичу единовременно задолженность по возмещению вреда здоровью за период с 01.01.2011г. по 30.04.2011г. в размере 50 678 руб. 55 коп.
Обязать Военный комиссариат Саратовской области производить Горянину Виктору Анатольевичу индексацию возмещения вреда здоровью на индекс роста инфляции, установленный Законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд с момента изготовления в окончательной форме 30 мая 2011года.
Судья: И.М. Садовая