о признании отсутствующим права пользования жилым помещением



Дело №2-1240/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Кожахине А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет» в лице Техникума отраслевых технологий и финансов к Байсаровой Янине Валерьевне и Байсарову Амирхану Азатовичу об утрате права пользования жилым помещением,

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее ГОУ ВПО) «Саратовский государственный социально-экономический университет» в лице Техникума отраслевых технологий и финансов к Байсаровой Я.В. и Байсарову А.А. об утрате права пользования жилым помещением, в обосновании которого указывает, что ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» на праве оперативного управления принадлежит здание общежития, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, д. №.

Данное здание общежития находится в собственности Российской Федерации. Вышеуказанное общежитие было построено для проживания работников и слушателей Саратовского учебного комбината в 1966 году.

17 мая 1999 года приказом Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике Саратовский учебный комбинат путем реорганизации был присоединен к Саратовскому техникуму отраслевых технологий и финансов.

Приказом Федерального агентства по образованию от 20.08.2007 г. № 1529 Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов путем реорганизации был присоединен к ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» и в настоящее время является его структурным подразделением.

В 90-е годы по просьбе Администрации Фрунзенского района и Администрации г. Саратова общежитие, принадлежавшее в то время Саратовскому учебному комбинату, заселялось беженцами из соседних стран и неспокойных регионов России. Никаких документов о данных обстоятельствах на сегодняшний день не сохранилось. Впоследствии, на основании заявлений, им была предоставлена возможность прописки в общежитии.

ДД.ММ.ГГГГ года Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. были вселены и зарегистрированы года в комнате №№, где проживали несколько лет.

В 2003 году Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. выехали из занимаемого жилого помещения и более не объявлялись, сохраняя по данному адресу лишь регистрацию. Имущество ответчиков в комнате №№ отсутствует. Местонахождение ответчиков в настоящее время неизвестно и установить его представляется возможным. В настоящее время в комнате №516 проживает Переяшкина С.П.

В трудовых отношениях с Техникумом отраслевых технологий и финансов ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» ответчики не состояли и в настоящий момент не состоят, студентами данного образовательного учреждения также не являются и никогда не являлись.

Дом № по ул. <адрес> г. Саратова был построен как общежитие. Данное общежитие находится в собственности Российской Федерации, правообладателем которого является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.

Поскольку общежитие, расположенное по вышеуказанному адресу является федеральной собственностью, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает особый правовой порядок распоряжения федеральной собственностью (как в целом зданием, так и отдельными его помещениями).

Действующее законодательство Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относит к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, для которых установлен ограниченный правовой режим.

ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» с учетом уточненных в ходе рассмотрения дела исковых требований просил признать Байсарову Я.В. и Байсарова А.А. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным в здании общежития по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, д. №, ком. №.

В судебном заседании представитель ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» Спицына Е.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года) поддержала исковые требования в полном объеме, дав объяснения аналогичные изложенным выше обстоятельствам.

Ответчики Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены по последнему известному месту жительства, о причинах неявки суд не уведомили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела. В связи с чем, при отсутствии возражения истца, дело рассмотрено в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в порядке заочного производства.

Третье лицо, не заявившие самостоятельные требования относительно предмета спора, сектор по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третье лицо, не заявившие самостоятельные требования относительно предмета спора Переяшкина С.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.

Согласно статье 5 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то к ним применяются положения действующего в настоящее время жилищного законодательства.

Согласно части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

Расторжение договора найма специализированного жилого помещения по инициативе наймодателя регламентирует статья 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях.

Положениями частей 2 и 3 статьи 83 ЖК РФ, которые подлежат применению и к отношениям по пользованию специализированным жилым помещением, установлено право нанимателя и членов его семьи на одностороннее расторжение договора социального найма, то есть на односторонний отказ от исполнения договора.

В случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и тем самым отказа в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении него считается расторгнутым со дня выезда.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на объект недвижимости (общежитие) общей площадью 3310,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, д. №, принадлежит Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. серии № № №).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., указанное здание общежития принадлежит истцу на праве оперативного управления, о чем 29 октября 2007 года в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись № №. Государственная регистрация права проведена на основании акта приема-передачи имущества, утвержденного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области 06 августа 2007г., распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению

По соглашению с администрацией Фрунзенского района и администрацией г. Саратова общежитие, принадлежавшее в то время Саратовскому учебному комбинату, заселялось беженцами из соседних стран, которым было предоставлено право пользования общежитием с возможностью регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ года Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. были вселены и зарегистрированы года в комнату №№, где проживали до № года.

Судом установлено, что Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. в № году добровольно выехали из спорного жилого помещения в другое постоянное место жительство.

Факт выезда ответчиков на другое постоянное место жительства подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО7., коменданта общежития.

Согласно ответу Специализированного отдела регистрации актов гражданского состояния смерти по г. Саратова сведений о смерти Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. отсутствуют (л.д. 90).

Из сообщения МУЗ «Городская поликлиника №10» следует, что Байсарова Я.В. и Байсаров А.А. за медицинской помощью не обращались (л.д. 120-121).

Длительное отсутствие ответчиков в спорном жилом помещении подтверждает их выезда на другое постоянное место жительства.

Ответчиками не представлено суду доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, д. №, ком. №, либо вынужденный характер выезда из спорного жилого помещения.

В настоящее время в комнате №№ проживает Переяшкина С.П.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиками мер для вселения в указанную квартиру, выселению из нее посторонних лиц, передачи денег для оплаты счетов за наем жилья, наличия препятствий для вселения и пользования комнатой Байсаровой Я.В. и Байсаровым А.А. суду не представлено.

В трудовых отношениях с Техникумом отраслевых технологий и финансов ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» ответчики не состояли и в настоящий момент не состоят, студентами данного образовательного учреждения также не являются и никогда не являлись.

В связи с этим, учитывая, что ответчики длительное время не проживают в спорном жилом помещении, не производят оплату жилья и коммунальных услуг, то есть добровольно отказались от своих прав на проживание в указанной комнате и от исполнения обязанностей, связанных с такими правами, в добровольном порядке выехали в другое место жительства, суд полагает возможным признать Байсарову Я.В. и Байсарова А.А. утратившим право пользования спорным жилым помещением.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать Байсарову Янину Валерьевну и Байсарова Амирхана Азатовича утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, дом №№, комн. №№.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения при предоставлении доказательств уважительности неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду и доказательств, которые могут повлиять на содержание заочного решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 31 мая 2011 года по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

А.А. Богомолов