Дело №2-1338/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года города Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зименковой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ - УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,
установил:
Зименкова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии. В обосновании заявленных требований истец указывает, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №№ от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении пенсии Зименковой Е.А. было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа. Ответчиком не были включены в стаж лечебной деятельности Зименковой Е.А.период работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года в должности медсестры в обсервационном отделении в <данные изъяты>, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 января 1989 года по 30 мая 1989 года, с 29 октября 2003 года по 10 марта 2004 года, с 14 июня 2007 года по 16 ноября 2007 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 31 мая 1989 года по 05 октября 1990 года в льготном исчислении, период нахождения на курсах повышения квалификации с 08 ноября 2005 года по 22 декабря 2005 года.
Зименкова Е.А. считает, что решение пенсионного фонда является необоснованным, поскольку периоды работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1987 года в должности медсестры в обсервационном отделении в <данные изъяты> должны быть включены в стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев на основании пункта 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения..., утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464, согласно которого среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев.
Согласно п. 3.3.5.1. Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утв. приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. №377 к хирургическим отделениям стационаров отнесено, в том числе и обсервационное отделение. Требований к наименованию должности Список профессий и должностей работников здравоохранения..., утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 не предъявлял.
Согласно приложению 2 к приказу Минздрава СССР от 9 января 1986 года №55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение, отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных. Так же в приложении 2 к вышеуказанному приказу, предусмотрено, что «число коек обсервационного отделения должно составлять 20-25% расчетного количества коек акушерских отделений родильного дома «.
Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций, утвержденное приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 г. № 1495 (в ред. Приказа Минздрава СССР от 23 декабря 1986 г. № 1263) предусматривают «акушерское обсервационное отделение».
За период работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1987 года в должности медсестры в обсервационном отделении Зименкова Е.А. получала доплату за работу во вредных условиях труда в размере 15% на основании Приказа МЗ СССР от 10.11.1986г. №1480 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и других документов по оплате труда работников здравоохранения и социального обеспечения «; дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 12 рабочих дней согласно Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. №298/П-22.
Подтверждением того, что Зименкова Е.А. работала в акушерском обсервационном отделении является запись в трудовой книжки за №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о переименовании акушерского отделения в «<данные изъяты>».
На протяжении вышеуказанных периодов работы Зименкова Е.А. участвовала в операциях, о чем свидетельствуют операционные журналы и журналы родов за 1988 год.
Зименкова Е.А. полагает, что период работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1987 года в должности медсестры в обсервационном отделении должен быть включен в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации «(пункт 5), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25 июня 1996 года, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала статья 167 Кодекса Законов о труде Российской Федерации, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по стрости.
В соответствии с пунктом 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 октября 1989 года №24/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет « время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях в льготных размерах.
В отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет Зименкова Е.А. находилась с 31 мая 1989 года по 05 октября 1990 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года, поэтому данный период, полагает истец, должен быть включен в льготном исчислении 1 год за 1год и 6 месяцев.
Зименкова Е.А. также считает, что курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников.
Так пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995г. №610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.
Зименкова Е.А. просила признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ года) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности, обязать ГУ - УПФ Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Зименковой Е.А. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за назначением пенсии 08 октября 2010 года, с учетом включения в стаж лечебной деятельности периодов: с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года в должности медсестры в обсервационном отделении в <данные изъяты> в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 января 1989 года по 30 мая 1989 года, с 29 октября 2003 года по 10 марта 2004 года, с 14 июня 2007 года по 16 ноября 2007 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 31 мая 1989 года по 05 октября 1990 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; период нахождения на курсах повышения квалификации с 08 ноября 2005 года по 22 декабря 2005 года.
В судебном заседании истец Зименкова Е.А. и ее представитель Шакина Н.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года) исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - ПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Лежнева Е.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года) просила в иске Зименковой Е.А. отказать, указывая на то, что период с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года в должности медсестры в обсервационном отделении в <данные изъяты> не подлежит исчислению в льготном порядке по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечня один год работы засчитывается в стаж лечебной деятельности как один год и шесть месяцев».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, то есть также за работу в строго определенных структурных подразделениях.
Согласно трудовой книжке, приказам за 1987-1989 годы, лицевым счетам за 1987-1989 годы Зименкова Е.А. значилась в обсервационном отделении, в штатном расписании на 1988 года по <данные изъяты> предусмотрено обсервационное отделение.
Перечнем структурных подразделений... от 29.10.2002г. предусмотрено акушерское обсервационное отделение, равно как и Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377, то есть обсервационное отделение не предусмотрено. Доказательств того, что обсервационное отделение является отделением хирургического профиля не представлено (положение об отделении и т.п.).
Необоснованна ссылка истицы на доплату в размере 15% за работу во вредных условиях труда и предоставление дополнительных отпусков, поскольку наличие дополнительных отпусков и повышение окладов влияет на соблюдение гарантий и прав по трудовому законодательству и не определяет право на досрочное пенсионное обеспечение.
Требования истца о включении в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и нахождения в отпуске по уходу за ребенком являются необоснованными.
Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ содержит лишь норму об условии предоставления права на соответствующий вид пенсии и не может рассматриваться вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы досрочного пенсионного обеспечения по старости, в том числе медицинских работников.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
В этой связи период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При этом Правилами от 11 июля 2002 года установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Правила от 11 июля 2002 года определяют общий подход к порядку исчисления отдельных периодов работы всех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам статей 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года, не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Положение пункта 5 Правил... от 29 октября 2002 года предусматривает кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностях врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а также в соответствующих должностях в отделениях, перечисленных в пунктах 1-3 названного Перечня.
Аналогичное положение содержится в Постановлении Совета Министров СССР от 06.09.1991г. №464.
Таким образом, названными нормативными правовыми актами установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Период отпуска по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в отделении хирургического профиля стационара.
Учитывая изложенное, период отпуска по беременности и родам включается в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, в календарном порядке.
Кроме того, ни одним нормативным актом, регламентирующим включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет до 06.10.1992г. не предусмотрено, что данные периоды приравниваются к периодам работы, предшествующим или следующим за периодом нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в том числе подлежащим льготному исчислению.
Представитель ответчика полагает, что требования Зименковой Е.А. о включении в стаж лечебной деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации необоснованными, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Муниципального учреждения здравоохранения «Городская <данные изъяты>» Клемина С.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года) поддержала исковые требования Зименковой Е.А., пояснив суду, что обсервационное отделение в котором работала Зименкова Е.А. находилась в структуре родильного дома и его основными задачами было оказание своевременной, качественной экстренной помощи беременным, роженицам обсервационного профиля, оказание специализированной акушерской помощи при угрозе преждевременных родов, оказание хирургической помощи беременным, роженицам, производство операций кесарева сечения.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом из материалов пенсионного дела, гражданского дела и пояснений сторон установлено, что Зименкова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова за назначением досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением №№ от ДД.ММ.ГГГГ года ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Зименковой Е.А. было отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии (л.д. 15).
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 99-100) из стажа Зименковой Е.А., дающего право на получение пенсии, были исключены периоды работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года в должности медсестры в обсервационном отделении в <данные изъяты>, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 января 1989 года по 30 мая 1989 года, с 29 октября 2003 года по 10 марта 2004 года, с 14 июня 2007 года по 16 ноября 2007 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 31 мая 1989 года по 05 октября 1990 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 08 ноября 2005 года по 22 декабря 2005 года.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Согласно пункту 2 указанного Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет право на досрочную пенсию имел средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, при этом один год работы в указанных должности и подразделениях засчитывалось за один год и 6 месяцев.
При отнесении отделения к отделению хирургического профиля применяется Перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года №377. Указанным перечнем к хирургическим отделениям стационаров отнесено, в том числе и обсервационное отделение (пункт 3.3.5.1).
Аналогичные отделения хирургического профиля стационаров установлены Перечнем подразделений, утвержденным Постановлением Правительства № 1066 от 22 сентября 1999 года.
Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа, в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев относятся отделения хирургического профиля, в том, числе акушерское физиологическое и акушерское обсервационное, с наименованием должностей «операционные медицинские сестры» и «акушерки».
Согласно приложению 2 к приказу Минздрава СССР от 9 января 1986 года №55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение, отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных.
Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций, утвержденное приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 г. № 1495 (в ред. Приказа Минздрава СССР от 23 декабря 1986 г. № 1263) предусматривают «акушерское обсервационное отделение»
Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что обсервационное отделение относится к отделениям хирургического профиля.
За период работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1987 года в должности медсестры в обсервационном отделении Зименкова Е.А. получала доплату за работу во вредных условиях труда в размере 15% на основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 10 ноября 1986 года №1480 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и других документов по оплате труда работников здравоохранения и социального обеспечения»; дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 12 рабочих дней согласно Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22.
На протяжении вышеуказанных периодов работы Зименкова Е.А. участвовала в операциях, о чем свидетельствуют операционные журналы и журналы родов за 1988 год (л.д. 40-49, 53-71). Согласно объяснениям представителя должность Зименковой Е.А. в трудовой книжке была записана как «медицинская сестра», фактически Зименковой Е.А. занимала должность акушерки и участвовала в операциях.
Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа, в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев относятся отделения хирургического профиля, в том, числе акушерское физиологическое и акушерское обсервационное, с наименованием должностей «операционные медицинские сестры» и «акушерки».
Из материалов дела следует, что Зименкова Е.А. в период с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года работала в должности медсестры в обсервационном отделении в Городской больнице №8.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 11-14), штатными расписаниями за 1988-1989 годы (л.д. 31-32) справкой МУЗ ««<данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 97).
При таких обстоятельствах, поскольку Зименкова Е.А. в период с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года работала в отделении хирургического профиля стационара, на должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, суд считает, что исключение из ее специального стажа данного периода является незаконным.
Рассматривая вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов нахождения Зименковой Е.А. в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет суд приходит к следующему.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации «(пункт 5), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
В период отпуска по беременности и родам работающей женщине выдается листок временной нетрудоспособности и это период является продолжением трудовых отношений по занимаемой должности.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
При указанных обстоятельствах, суд полагает подлежащими удовлетворению требования Зименковой Е.А. о включении в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 января 1989 года по 30 мая 1989 года, с 29 октября 2003 года по 10 марта 2004 года, с 14 июня 2007 года по 16 ноября 2007 года 1 год за 1 год и 6 месяцев, и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, до достижении им возраста 1,5 лет с 31 мая 1989 по 05 октября
Также, суд считает необоснованным вывод пенсионного фонда о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы.
Ранее действовавший КЗоТ РСФСР (ст. 112), как и действующее трудовое законодательство РФ (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации) предусматривают сохранение места работы и заработной платы с отчислением страховых взносов в случае направления работника на курсы повышения квалификации и командировки.
По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Так, судом установлено, что в период медицинской деятельности с 08 ноября 2005 года по 22 декабря 2005 года Зименкова Е.А. находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя, что подтверждается справкой МУЗ ««<данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 97), а также приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о направлении на курсы повышения квалификации (л.д. 52).
Таким образом, на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истцом обучения на курсах повышения квалификации за ним сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд, что подтверждается копиями лицевых счетов. Обучение истца проходила по специальности (профессии) и по занимаемой должности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Кроме того, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 78, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом суд находит, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 08 ноября 2005 года по 22 декабря 2005 года подлежит включению в календарном исчислении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту
Зименкова Е.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с приложением необходимых документов 08 октября 2010 года.
С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, у истца имеется необходимый 30-летний стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в связи с чем иск Зименковой Е.А. подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Исходя из размера удовлетворенных судом требований, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца произведенные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №№ от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Зименковой Елене Анатольевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Зименковой Елене Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 08 октября 2010 года, включив Зименковой Елене Анатольевне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
периоды работы с 09 сентября 1987 года по 21 января 1989 года в должности медсестры в обсервационном отделении в <данные изъяты> в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев;
периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 января 1989 года по 30 мая 1989 года, с 29 октября 2003 года по 10 марта 2004 года, с 14 июня 2007 года по 16 ноября 2007 года в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев,
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 31 мая 1989 года по 05 октября 1990 года в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев;
период нахождения на курсах повышения квалификации с 08 ноября 2005 года по 22 декабря 2005 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Зименковой Елены Анатольевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 30 мая 2011 года.
Судья | А.А. Богомолов |