Дело №2-1268/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2011 года города Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием адвоката Силатьевой Т.В., истца Красновой Е.В., представителя ответчика Рословой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ - УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,
установил:
Краснова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии. В обосновании заявленных требований истец указывает, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении пенсии Красновой Е.В. было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа. Ответчиком не были включены в стаж лечебной деятельности Красновой Е.В. период работы с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета совхоза-комбината «Весна», периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 марта 1986 года по 10 июня 1986 года, с 08 июня 1987 года по 29 сентября 1987 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 июня 1986 года по 14 апреля 1987 года, с 30 сентября 1987 года по 04 августа 1988 года. Краснова Е.В. считает, что решение пенсионного фонда является необоснованным.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №21-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников может производиться по условиям и нормам, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусматривал, что право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических всех форм собственности.
Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала - это приложение №3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ. утвержденному приказом Министерства здравоохранения России от 15.10.1999г. № 377. Данный нормативный акт утвержден исключительно для регулирования оплаты труда работников здравоохранения и не может, по мнению истца, быть принят во внимание для определения права на пенсию.
Лицензирование медицинской деятельности в спорный период не осуществлялось, поскольку Федеральный закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования и не распространяет свое действие на более ранний периоды.
В штатном расписании по совхозу «Весна» за 1991-1993 годы имеются заведующий здравпунктом и медсестра ФТО. В лицевых счетах на выдачу заработной платы за 1991-1992 годы Краснова Е.В. значится медсестрой ФТО.
Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года №395 предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. В силу должностных обязанностей медсестры ФТО здравпункта Краснова Е.В. оказывала первичную медицинскую помощь рабочим и служащим совхоза «Весна».
Краснова Е.В. полагает, что период работы с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета совхоза-комбината «Весна» должен быть включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет Краснова Е.В. также считает подлежащими зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном порядке 1 год работы за 1 год 6 месяцев поскольку она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого перед нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР (далее КЗоТ РСФСР) предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений и оговорок.
Краснова Е.В. просила признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №№ от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и в части протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ГУ - УПФ Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж лечебной деятельности: период работы с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета совхоза-комбината «Весна» - в календарном исчислении, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 марта 1986 года по 10 июня 1986 года, с 08 июня 1987 года по 29 сентября 1987 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 июня 1986 года по 14 апреля 1987 года, с 30 сентября 1987 года по 04 августа 1988 года - в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В судебном заседании истец Краснова Е.В. и ее представитель адвокат Силантьева Т.В. (ордер №№ от ДД.ММ.ГГГГ года) исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - ПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Рослова В.В. (по доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ года) просила в иске Красновой Е.В. отказать, указывая на то, что отказ в назначении пенсии Красновой Е.В. является обоснованным и законным, поскольку у истца отсутствует стаж необходимой продолжительности.
В соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в (учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках (городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем законодательстве.
Таким образом, законодатель определил, что право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью предоставляется не только лишь за осуществление определенной деятельности, но данная деятельность должна осуществляться в определенной должности и определенном учреждении здравоохранения, предусмотренном законодательством.
При этом в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066) в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и деятельностью по охране здоровья граждан могут быть засчитаны периоды работы в перечисленных структурных подразделениях организаций: медико-санитарные части, медицинские части, амбулатории, лазареты, поликлиники, поликлинические отделения, кабинеты (рентгеновские подвижные и стоматологические подвижные), группы специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского печения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах.
Функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.
Таким образом, право на включение в стаж лечебной деятельности возникает у граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан на законных основаниях.
В спорный период с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года Краснова Е.В. работала в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета совхоза-комбината «Весна». Здравпункт как структурное подразделение данной организации не выделен. В Уставе совхоза-комбината «Весна» медицинская деятельность в качестве видов деятельности не закреплена. Справка, уточняющая характер работ от 1 мая 2010 года совхозом-комбинатом «Весна» была отозвана.
Согласно Основам законодательства об охране здоровья граждан» и Федеральному закону Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года №128-ФЗ предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии
ОАО «Совхоз-Весна» не имеет и не имело лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Представитель ответчика также считает необоснованным требования Красновой Е.В. о включении в стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми
Правила от 11 июля 2002 года определяют общий подход к порядку исчисления отдельных видов работы всех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное назначение по старости по нормам статей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»., не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Положение пункта 5 Правил... от 29 октября 2002 года предусматривает кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений «ранения и должностях врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также в соответствующих должностях в отделениях, перечисленных в пунктах 1-3 названного Перечня.
Аналогичное положение содержится в Постановлении Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года №464.
Названными нормативными правовыми актами установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы.
Периоды нахождения в отпусках по беременнсти и родам, по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в отделении хирургического профиля стационара.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - открытое акционерное общество «Совхоз-Весна» в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела было извещено, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом из материалов пенсионного дела, гражданского дела и пояснений сторон установлено, что Краснова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова за назначением досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением №№ от ДД.ММ.ГГГГ года ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Красновой Е.В. было отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии (л.д. 9).
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 10-11), из стажа Красновой Е.В., дающего право на получение пенсии, были исключены периоды работы с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета совхоза-комбината «Весна», периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 марта 1986 года по 10 июня 1986 года, с 08 июня 1987 года по 29 сентября 1987 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 июня 1986 года по 14 апреля 1987 года, с 30 сентября 1987 года по 04 августа 1988 года.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены постановлением № 781 от 29 октября 2002 года Правительства Российской Федерации (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер», «фельдшер», «медицинская сестра».
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Работа истца в спорные периоды осуществлялась во время действия разных законов и других нормативных актов, предусматривавших разные наименования и должностей и учреждений одних и тех же по сути должностей и учреждений.
Назначение врачам и другим работникам здравоохранения пенсий при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое не применяется территории Российской Федерации с 1 октября 1993 г. в соответствии с Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953.
Утвержденным этим Постановлением Совета Министров СССР Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (раздел II), были предусмотрены здравпункты и должности врачей и других медицинских работников.
Советом Министров РСФСР в Постановлении от 6 сентября 1991 г. № 464 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Списки № 464).
Данное Постановление (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 г. № 634) в пункте 2 предусматривало, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от их ведомственной подчиненности.
В пункте 1 Списка № 464 были указаны врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления (далее - Списки и Правила № 1066).
Из материалов дела следует, что Краснова Е.В. в период с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года работала в должности медсестры ФТО (физиотерапевтического кабинета) (л.д. 12-18).
Согласно штатными расписаниями за 1991-1993 годы в совхозе-комбинате «Весна» имелись штатные единицы заведующего здравпунктом, гинеколог, стоматолог, медицинская сестра, санитарка здравпункта.
Здравпункт был оснащен необходимым медицинским оборудованием, что подтверждается инвентарными карточками (л.д. 152-165), а также копиями паспортов: аппарата для местной дарсонвализации ламповый Искра-1 (л.д. 43-57), облучателя ультрафиолетового для групп локализации облучений стационарный УГН1 (л.д. 58-60), аппарата для УВЧ-терапии персональный УВЧ-66 (л.д. 61-70), гальванизатора «Поток-1» ГЭ-50-2 (л.д. 70-73), Гальванизатора «Поток1» ГЭ-50-2 (л.д. 74-77).
Здравпункт совхоза-комбината «Весна» занимал отдельные помещения, и основанными целями его деятельности было оказание первой доврачебной медицинской помощи работникам предприятия.
Согласно пункту 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 627 от 7 октября 2005 года об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в Единую номенклатуру включены в том числе здравпункты (врачебные, фельдшерские), которые являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся
Анализ указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что несмотря на то что здравпункт совхоза-комбината «Весна» согласно штатному расписанию и положениями Устава предприятия не выделялся, здравпункт являлся фактически отдельным структурным подразделением.
Лицензирование медицинской деятельности в соответствии с действующим в рассматриваемой период законодательством здравпунктов (медпунктов) не осуществлялось.
Обязательное лицензирование медицинской деятельности было предусмотрено Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I и Федеральным законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года №128-ФЗ, вступивших в законную силу позднее, чем периоды работы истца в совхозе-комбинате «Весна».
Согласно сообщению Министерства здравоохранения Саратовской области (л.д. 194-195) лицензирование медицинской деятельности в Саратовской области осуществляется с января 1994 года, до введения лицензирования государственный контроль не осуществлялся.
Как следует из ответа ОАО «Совхоз-Весна» (являющегося правопреемником совхоза-комбината «Весна») годовым общим собранием акционеров 14 мая 2011 года раздел 3 устава ОАО «Совхоз-Весна» - «цели и виды деятельности» дополнен пунктом об оказании доврачебной медицинской помощи, документы сданы в налоговый орган на регистрацию.
Из представленных сторонами документов, следует, что Краснова Е.В. в оспариваемый период (1991-1993 годы), имела медицинское образование, исполняя свои должностные обязанности, осуществляла амбулаторный прием больных, оказывала экстренную доврачебную медицинскую помощь, выполняла назначения врача, проводила медицинские процедуры, осуществляла физиотерапевтические процедуры, а также исполняла иные функциональные обязанности, которые по своему содержанию тождественны обязанностям медицинской сестры.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что в спорные периоды Краснова Е.В. занималась медицинской деятельностью среднего медицинского персонала, выполняя работу медсестры.
Суд считает, что Краснова Е.В. не должна быть ущемлена в реализации своих пенсионных прав из- за ошибок работодателя, который не отразил в своих локальных актах одно из направлений своей деятельности и структурно не оформил в штатом расписании существование здравпункта.
При таких обстоятельствах, поскольку Краснова Е.В. в период с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года работала в должности медсестры ФТО (физиотерапевтического кабинета), относящейся к среднему медицинскому персоналу, и занималась медицинской деятельностью, суд считает, что исключение из ее специального стажа данного периода является незаконным.
Рассматривая вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения Красновой Е.В. в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет суд приходит к следующему.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
При указанных обстоятельствах, суд полагает подлежащими удовлетворению требования Красновой Е.В. о включении в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 марта 1986 года по 10 июня 1986 года, с 08 июня 1987 года по 29 сентября 1987 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 июня 1986 года по 14 апреля 1987 года, с 30 сентября 1987 года по 04 августа 1988 года.
Краснова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с приложением необходимых документов 16 июля 2010 года.
С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, у истца имеется необходимый 30-летний стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в связи с чем иск Красновой Е.В. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Исходя из размера удовлетворенных судом требований, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца произведенные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №№ от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Красновой Елене Владимировне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и в части протокол заседания комиссии по рассмотрению пенсионных вопросов реализации пенсионных прав граждан №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Красновой Елене Владимировне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: периоды работы с 20 ноября 1991 года по 22 января 1993 года в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета совхоза-комбината «Весна» - в календарном исчислении; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 марта 1986 года по 10 июня 1986 года, с 08 июня 1987 года по 29 сентября 1987 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 июня 1986 года по 14 апреля 1987 года, с 30 сентября 1987 года по 04 августа 1988 года - в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Красновой Елены Владимировны досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Красновой Елены Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 03 июня 2011 года.
Судья | А.А. Богомолов |