Дело № 2- 1195/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.05.2011 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Куницыной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ващенко Оксаны Валерьевны к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерству финансов Саратовской области, о признании незаконным решения об исключении из списков участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010годы, о восстановлении в списках участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010годы, в прежней очередности, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Ващенко О.В. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что 25.07.2008года ее семья, состоящая из 3-х человек (она и двое ее несовершеннолетних детей) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010годы. 16.10.2010года Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования « Город Саратов» сообщил ей, что ее семья исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с тем, что она достигла возраста 36 лет. Данное решение, считая незаконным, истец просила отменить и восстановить ее семью в списках в той же очередности, полагая, что возраст молодого родителя ( до 35 лет) имеет правовое значение лишь в момент включения семьи в список участников программы, не является основанием для исключения из списка участников подпрограммы дальнейшее превышение возрастного порога, установленного пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года № «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В судебном заседании истец Ващенко О.В и ее представитель по ордеру Долговский О.Ю. иск поддержали, по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчиков Администрации муниципального образования «Город Саратов», по доверенности Межевич Ю.А., Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов», по доверенности Феоктистов А.П., Министерства финансов Саратовской области по доверенности Филина Е.Н иск не признали, указывая, что истец, являясь единственным родителем молодой семьи достигла возраста 36 лет до включения ее в списки претендентов на получение выплат, следовательно, ее семья не может является участницей подпрограммы и подлежит исключению из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил. Суд с учетом имеющихся в деле сведений о надлежащем извещении третьего лица и полученных от него возражений на иск, которые соответствуют позиции, высказанной в судебном заседании представителями ответчиков, пришел к выводу о рассмотрении дела без участия представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
Выслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, свидетеля ФИО8, которая пояснила, что очередность семьи Ващенко О.В. в списках участников подпрограммы и размер ежегодно отпускаемых денежных средств, не позволило включить семью Ващенко О.В. в списки претендентов на получение выплат в 2008, 2009, 2010годах, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
25.07.2008года семья Ващенко О.В, состоящая из 3-х человек (истец и двое ее несовершеннолетних детей) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище».
16.10.2010года Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования « Город Саратов» сообщил истцу, что ее семья исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с тем, что она достигла возраста 36 лет.
Истец не оспаривает того обстоятельства, что на момент исключения из списка участников подпрограммы она достигла возраста 36 лет и является единственным родителем неполной семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила). Пунктом 5 этих Правил, действующим в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 979, определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы. Согласно подпункту "а" этого пункта возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Правила изданы Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, предоставленными статьями 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865, в частности раздела VI "Механизм реализации подпрограммы", предусматривающего издание таких правил. Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 19 мая 2006 г.
Примененное в Правилах понятие "молодая семья" основано на нормах раздела III, определяющего основные цели и задачи указанной подпрограммы, согласно которому участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил уточняется, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении её в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Таким образом, положения приведенного выше нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что молодая семья в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году включена быть не может если возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье превышает 35 лет.
Решением Верховного Суда РФ от 21 декабря 2009 г.( N ГКПИ09-1535) по делу о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемым Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, не имеется. Довод о противоречии оспариваемого положения Правил нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствует содержанию перечисленных в заявлении статьям этих кодексов, которые не регулируют отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат и не дают определение понятия "молодая семья".
Правительство Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией, определив первоначально в разделе III подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и в оспариваемых Правилах для целей подпрограммы условие о возрасте 30 лет, своим постановлением от 29 декабря 2007 г. N 979 расширило возможность участия в этой подпрограмме, увеличив возраст до 35 лет.
Признание подпункта "а" пункта 5 Правил недействующим в оспариваемой части, как того просит заявитель, привело бы к снижению уровня социальной защиты молодых семей, поскольку допускало бы возможность при реализации указанной подпрограммы исходить из возраста 35 лет не на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов, а на день получения социальной выплаты.
Аналогичная позиция нашла отражение в Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010года № 738-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черноштана Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Изложенное не позволяет суду согласиться с доводами истца и представителя истца о незаконности оспариваемого решения, учитывая, что истец является единственным родителем неполной семьи, до включения ее в списки претендентов на получение выплат достигла возраста 36 лет, что исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу положений, закрепленных в ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 13, 254, 255 ГПК РФ, восстановлению подлежит лишь нарушенное право. Таких обстоятельств судом установлено не было, что не позволяет удовлетворить требования истца
Учитывая, положения ст. 98ч.1 ГПК РФ, суд в случае отказа в удовлетворении иска обязан отказать во взыскании судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ващенко Оксане Валерьевне в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерству Финансов Саратовской области о признании незаконным и отмене решения об исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010годы и восстановлении в списках участников подпрограммы « беспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010годы, в прежней очередности, о взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья : О.М. Подветельнова