решение об отказе в удовлетворении исковых требований



дело № 2-1191/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Осипова Виктора Михайловича к Военному комиссариату Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 2001 года по30 ноября 2007 года и взыскании недополученных сумм пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Осипов В.М. обратился с иском к Военному комиссариату Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 2001 года по30 ноября 2007 года и взыскании недополученных сумм пенсии в размере 121 306 руб. 23 коп.

В судебном заседании Осипов В.М. поддержал свои требования. Доводы в обоснование иска сводятся к тому, что, по мнению истца в спорный период Военный комиссариат Саратовской области производит расчет пенсии исходя из размера "денежной компенсации, выплачиваемой за продовольственный паек", а не стоимости продовольственного пайка, тем самым, нарушая его право на получение пенсии в размере, установленном законом.

Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении иска полагая, что в период с 1 января 2001 года по30 ноября 2007 года Осипову В.М. выплачивалась пенсия в размере, предусмотренном действующим законодательством.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Осипов В.М. получает пенсию в Военном комиссариате Саратовской области на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"(с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г.).

Основания для пересмотра пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей установлены ст. 49 названного Закона.

Согласно под. "б" п. 1 указанной статьи, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, назначенные ранее пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующей категории военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

В соответствии с п. 2 той же нормы порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года№ 941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации"(с изменениями от 31 марта 1994 г., 20 февраля, 14 марта, 26 июня, 20 ноября 1995 г., 3, 15 апреля, 1 мая, 31 октября 1996 г., 5 апреля, 31 октября 1999 г., 6 января, 22 февраля, 14 июля, 26 августа, 4, 15 сентября, 12 октября 2000 г., 31 июля 2001 г., 26 февраля, 18 апреля, 7 июня, 1 октября, 21 ноября 2002 г., 8 августа, 12 ноября 2003 г., 21 октября, 18 ноября, 31 декабря 2004 г., 14, 26, 30 декабря 2005 г., 14 марта, 7 мая, 13 августа, 4 ноября 2006 г., 18 августа, 1, 6 декабря 2007 г., 28 июля, 15, 25 сентября 2008 г., 14 февраля, 30 апреля, 18 мая 2009 г., 15 февраля 2011 г.).

В подп. "б" п. 14 названного Постановления установлен порядок пересмотра ранее назначенных пенсий по нормам, установленным законодательством, исходя из определенной в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего постановления суммы увеличения денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года"О статусе военнослужащих"(с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля 2011 г.), продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Из чего следует, что продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в двух формах, а именно, путем натурального продовольственного обеспечения либо в виде выплаты денежной продовольственной компенсации.

Согласно п. 11 Постановленияот 22 сентября 1993 года № 941, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсий.

Таким образом, названным постановлением предусмотрено, что при пенсионном обеспечении военнослужащих, принимается во внимание исключительно денежная форма месячной стоимости продовольственного пайка по ценам на продовольственные товары.

Между тем, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)” (с изменениями от 28 мая, 30 июня 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 декабря 2005 г., 1 декабря 2007 г., 11 июня 2008 г., 25 декабря 2009 г., 7 февраля 2011 г.) в ст. 43 Закона от 12 февраля 1993 года были внесены изменения, согласно которым в денежное довольствие для исчисления пенсий лицам подлежит включению ежемесячная денежная продовольственная компенсация, выплачиваемая лицам рядового и начальствующего состава.

После внесения указанных изменений согласно смысловому содержанию этой нормы в новой редакции, размер пенсии должен определяться исходя из ежемесячной продовольственной компенсации, выплачиваемой военнослужащим.

Нормы денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка, устанавливаются Федеральными законами о бюджете на соответствующий год.

Таким образом, положения пунктов 8 и 11 постановления Правительства от 22 сентября 1993 года № 941 предусматривающие исчисление пенсии исходя из стоимости продовольственного пайка по ценам на продовольственные товары, а не нормы денежной продовольственной компенсации стали противоречить ст. 43 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

На данное обстоятельство обращено внимание и в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2005 года.

В нем также указано, что при решении данного вопроса необходимо учитывать, что согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” выплата пенсий на основании данного закона обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Начиная с 2000 года и до 1 января 2005 года включительно, Федеральными законами о бюджете на соответствующий год норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка установлена в размере 20 рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 906 компенсация на 2005 год установлена в том же размере.

Соответствие Конституции Российской Федерации указанных Федеральных законов о бюджете в части установления нормы названной денежной компенсации признано Конституционным Судом Российской Федерации определением от 14 декабря 2004 года № 429-О.

В п. 5 определения Конституционный суд РФ отметил, что положения федеральных законов и о федеральном бюджете на соответствующий год и приложения к нему в системе нормативного регулирования вопросов денежной компенсации взамен продовольственного пайка, сами по себе не могут рассматриваться как нарушение конституционного права соответствующей категории граждан и не предполагает изменение действующего в настоящее время порядка исчисления и пересмотра пенсии военных пенсионеров, установленных Законом РФ от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.

В п. 3 определения Конституционного суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 18-О отмечено, что приложения к федеральным законам о федеральном бюджете, в части устанавливающей размер компенсации стоимости продовольственного пайка, находятся в системной связи с соответствующими статьями федеральных законов о федеральном бюджете.

Таким образом, в течение всего спорного периода норма денежной компенсации оставалась неизменной. При этом ответчик производил выплату пенсии исходя из её размера, установленного федеральным законом.

Следует учитывать, что Федеральный бюджет на соответствующий год, устанавливает финансовые расходы всех государственных органов, организаций, должностных лиц, исходя из экономических возможностей государства, и подлежит обязательному исполнению всеми государственными органами, в том числе и Министерством обороны Российской Федерации, поэтому все законодательные и подзаконные акты должны ему соответствовать.

К тому же, Федеральные Законы о бюджете имеют большую юридическую силу, чем законодательные акты Правительства Российской Федерации и отдельных министерств. Поэтому при определении нормы продовольственного пайка, нельзя руководствоваться Приложением № 4, утвержденным постановлением Правительства № 479-28 от 10 июля 1992 года содержащим перечень продуктов питания, входящих в продовольственный паек, выдаваемых военнослужащим, а также приказом Министра обороны РФ № 400 от 22 июля 2000 года, наделяющего Центральное продовольственное управление министерства полномочиями по установлению суточной стоимости продуктов питания, входящих в этот перечень.

Между тем, в обоснование своих требований, истец фактически ссылается на расчеты стоимости продовольственного пайка, осуществляемые Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ. Однако эти расчеты не соответствуют нормам денежной продовольственной компенсации, установленным Федеральными законами о бюджете, а с 1 января 2005 года и постановлением Правительства Российской Федерации, а значит, не могут приниматься во внимание при перерасчете пенсии военнослужащим.

Более того, и пункты 8-13 постановления Правительства от 22 сентября 1993 года № 941 не имеют отсылку к расчетам упомянутого управления Министерства обороны РФ и не наделяют его полномочиями по установлению размера месячной стоимости продовольственного пайка включаемого в денежное довольствие военнослужащих, из которого определяется размер пенсии.

Следует учитывать, что военнослужащие, проходящие военную службу, получают денежную продовольственную компенсацию по нормам, установленным в бюджете, а не в размерах, определенных Центральным продовольственным управлением.

При разрешении настоящего спора, являются существенными и выводы, содержащиеся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2004 года по делу № 46-В04-19.

В данном определении Верховный Суд Российской Федерации указал, что подход при определении этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий должен быть единообразным с целью избежать неравенства при определении её денежного выражения как для военнослужащих проходящих службу, так и находящихся на пенсии. Поэтому пересмотр пенсий бывшим военнослужащим должен производиться, исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленного Федеральным законом для военнослужащих, проходящих военную службу.

Данная позиция согласуется с положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливающей принцип равенства всех перед законом. Не исключается применение этого принципа и в отношении военнослужащих проходящих службу и вышедших на пенсию.

Требования истца, производить перерасчет пенсии, исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, противоречат указанному принципу, поскольку ставят военнослужащих вышедших на пенсию в преимущественное положение перед военнослужащими проходящими службу в части размера денежного довольствия.

Необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. изменилась редакция абзацев 3 и 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Согласно новой редакции выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение устанавливается в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 906 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, прохождение военной службы в которых дает право военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на получение продовольственного пайка.

Военнослужащие, проходящие военную службу в указанных районах, могут по их желанию получать как полный положенный им паек, так и отдельные продукты питания в пределах этого пайка. За неполученные продукты выплачивается денежная компенсация.

Таким образом, начиная с 1 января 2005 года продовольственный паек в натуре из стоимости которого истец полагает необходимым исчислять размер пенсии, выдается не всем категориям военнослужащих, как это было предусмотрено ранее, а ограниченному кругу военнослужащих, проходящих службу в определенных местностях.

С 1 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 311-ФЗ из денежного довольствия, применяемого для исчисления пенсии (ст. 43 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) исключена стоимость продовольственного пайка.

Соответствующие изменения были внесены и в постановление Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2007 года № 837.

Из изложенного следует, что по общему правилу военнослужащие проходящие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в период с 1 января 2001 года по 30 ноября 2007 года получали денежную компенсацию, выплачиваемую взамен продовольственного пайка.

При таком положении суд не видит законных оснований для применения при исчислении пенсии положений о натуральном продовольственном пайке, выдаваемого узкому кругу военнослужащих, а не общих правил о денежной компенсации, взамен продовольственного пайка, выплачиваемой военнослужащим из которого и производился расчет пенсии истца Военным комиссариатом Саратовской области.

Следует так же иметь ввиду, что в силу ст. 126 Конституции Российской Федерации именно Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, подсудным судам общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, именно Верховый Суд Российской Федерации, является высшим органом судебной власти, наделенный полномочиями по толкованию и применению действующего законодательства. Поэтому, при вынесении решения подлежат применению толкования, данные по данному вопросу Верховным Судом РФ.

В свою очередь ст. 125 Конституции Российской Федерации определяет полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно ч. 2 названной статьи Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Часть 4 предусматривает, что Конституционный Суд Российской Федерации также разрешает дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Вышеизложенное обстоятельство и не учитывается истцом при обосновании своих требований со ссылкой на определения Конституционного Суда РФ № 220-О от 9 июня 2005 года № 337-О от 4 октября 2005 года, № 33-О от 2 февраля 2006 года и № 470-О от 3 октября 2006 года по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих. Ни одним из перечисленных определений, не были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации законодательные акты, подлежащие применению при разрешении настоящего дела.

Кроме того в пункте 2.1 Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года № 337-О "По ходатайству Калининградской областной Думы об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 429-О по запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Р.А. Степанова и В.Е. Тюльпина на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статей 97 и 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону, статей 102 и 144 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону", отмечено, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 429-О установлено, что по своему конституционно-правовому смыслу оспариваемые заявителями положения бюджетного законодательства, относящиеся в системе действовавшего до 1 января 2005 года нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, и приостанавливающие на 2003 и 2004 годы действие отдельных положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сами по себе не предполагают изменение порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного специальным законом (статьи 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру таких пенсий при увеличении стоимости продовольственного пайка.

Вопрос, повышалась ли в период действия оспариваемых норм и каким образом стоимость продовольственного пайка или он формировался в пределах установленного ими с 2000 года по 2004 год размера денежной компенсации за паек (20 рублей в сутки), Конституционным Судом Российской Федерации не исследовался, поскольку конституционность соответствующих норм, связанных с исполнением Федерального закона "О статусе военнослужащего" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", заявителями не оспаривалась.

Предписание п. 3 резолютивной части Определения, согласно которому правоприменительные решения по делам заявителей - граждан Р.А. Степанова и В.Е.Тюльпина, основанные на оспариваемых нормах бюджетного законодательства в истолковании, расходящимся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру, если для этого нет иных препятствий, не может рассматриваться как предопределяющее удовлетворение исковых требований заявителей. Разрешение дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий является прерогативой судов общей юрисдикции и связано с применением подзаконных нормативных актов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, с последующими изменениями и дополнениями, и др.), определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 года N КАС 01-370, а также с оценкой представленных доказательств об увеличении стоимости продовольственного пайка.

В абз. 3 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 года № 33-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области о проверке конституционности статьи 43 и пункта "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", указано, что в определениях от 9 июня 2005 года № 220-О по ходатайству Калининградского областного суда и от 4 октября 2005 года № 337-О по ходатайству Калининградской областной Думы об официальном разъяснении названного Определения Конституционный Суд Российской Федерации указал, что разрешение конкретных требований военных пенсионеров о перерасчете пенсий является прерогативой судов общей юрисдикции и связано с применением подзаконных нормативных актов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 и др.) и определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 года № КАС 01-370, а также с оценкой представленных сторонами доказательств об увеличении месячной стоимости выдаваемого военнослужащим продовольственного пайка. При этом названные определения Конституционного Суда Российской Федерации распространяются на положения статьи 43 и пункта "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лишь в части, касающейся перерасчета пенсий Министерства обороны Российской Федерации с учетом того, что выдача продовольственного пайка военнослужащим (в отличие от сотрудников органов внутренних дел) не отменялась и до 1 января 2005 года производилась в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Таким образом, вышеперечисленные Определения Конституционного Суда Российской Федерации не распространяются на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, имевшие место после 1 января 2005 года.

С учетом изложенного, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Осипова В.М. не имеется, поскольку действия Военного комиссариата Саратовской области при определении ему в спорный период размера пенсии соответствовали действующему законодательству.

Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Осипову Виктору Михайловичуотказать в удовлетворении иска к Военному комиссариату Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 2001 года по30 ноября 2007 года и взыскании недополученных сумм пенсии.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 6 июня 2011 года.

судья А.А. Сидоровнин