Дело №2- 1469\2011 Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Литвиновой М.В., при секретаре Денискиной О.В., с участием истца Чернышева М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чернышева Максима Александровича к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности на гидроцикл SeaDooGTX и понуждению к постановке на учет, УСТАНОВИЛ: Чернышев М.А. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности и понуждении к постановке на учет гидроцикла марки SeaDOOGTX, 1995 года выпуска (с учетом уточненений), обосновывая требования тем, что 07.12.2007 г. приобрел в ООО «Экстрим» гидроцикл №, 1995 года выпуска, за 50000 руб. После покупки истец перегнал гидроцикл в свой гараж, где он и находится по настоящее время. Через некоторое время истец утерял технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение, в связи с чем осталась только товарно-транспортная накладная, оформленная на имя истца, по которой он и транспортировал гидроцикл из магазина к себе в гараж. Весной 2010 г. Чернышев М.А. обратился в Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области с целью постановки гидроцикла на учет. Однако ему было отказано в связи с тем, что отсутствует технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение. Восстановить утраченные документы не представляется возможным, так как ООО «Экстрим» в настоящее время не существует. Однако существует правопреемник данной организации - ООО «Мир экстрима», находящийся по тому же адресу, и, занимающийся той же деятельностью. Во Фрунзенский районный суд г. Саратова поступило по подсудности из Октябрьского районного суда г. Саратова гражданское дело № 2-1252\2011 по иску Чернышева М.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности и понуждении к постановке на учет гидроцикла марки № года выпуска, которое было принято к производству суда. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, просил признать право собственности на гидроцикл марки № года выпуска, и понудить Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области поставить гидроцикл на учет. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 07.12.2007 г. приобрел в ООО «Экстрим» в нерабочем состоянии, фактически по деталям, гидроцикл SeaDOOGTX, 1995 года выпуска, за 50000 руб., о чем ему была выдана только товарно-транспортная накладная, согласно которой приобретенный гидроцикл был транспортирован из магазина в гараж, принадлежащий истцу. Истцом был произведен в 2009-2010 годах капитальный ремонт гидроцикла, куплен аккумулятор, приобретены недостающие элементы обшивки гидроцикла, решетки, резинки и другие детали, в связи с чем гидроцикл возможно эксплуатировать, так как он находится в рабочем состоянии. Технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение, либо иная техническая документация Чернышеву М.А. не выдавались, следовательно, утрачены им документы не были. Полагает, что у суда имеется достаточно оснований для признания за ним права собственности на гидроцикл, поскольку приобретен товар Чернышевым М.А. на законных основаниях, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 07.12.2007 г., оформленной на имя истца, по которой он и транспортировал гидроцикл из магазина к себе в гараж. Весной 2010 г. Чернышев М.А. обратился в Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области с целью постановки гидроцикла на учет. Однако ему было отказано в связи с тем, что отсутствует технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение. Документы на гидроцикл в ООО «Экстрим» не может истребовать, поскольку указанная организация не находится на <адрес>. В настоящее время там расположен магазин, где той же деятельностью занимается другая организация. В судебное заседание представитель Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области представил письменное возражение на заявленные требования, указав, что согласно техническим параметрам гидроцикл относится к маломерным судам. Регистрация маломерного судна и моторов к нему осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями от 30.03.2009 г. и 21.07.2009 г.), утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями от 30.03. и 21.07.2009 г.). Гидроциклы подлежат государственной регистрации. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна. Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации. В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано и в том случае, если в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно и по другим основаниям. Считает, что Чернышев М.А. не представил документы, указанные в пункте 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, которые бы позволяли сделать вывод, что спорное маломерное судно на законных основаниях приобретено истцом, имеет необходимую техническую документацию, а также не подтвердил возникновение у истца права собственности на гидроцикл. Представитель Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области, ООО «Экстрим» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. Представитель Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление. ООО «Экстрим» судом извещалось, в том числе, и по месту его регистрации, согласно сведениям, представленным ИФНС по <адрес>, однако в судебное заседание ответчик не явилось, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц в порядке статей 116, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в иске Чернышеву М.А. необходимо отказать по следующим основаниям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1, 2 статья 35). В силу положений, закрепленных в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских прав, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Статьями 12, 56 ГПК РФ предусмотрено, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др. Согласно пункту статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. В соответствии со статьей 195 ГПК РФ, суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В обоснование заявленных требований Чернышев М.А. ссылается на то, что 07.12.2007 г. приобрел в ООО «Экстрим» в нерабочем состоянии, фактически по деталям, гидроцикл № года выпуска, за 50000 руб., о чем ему была выдана товарно-транспортная накладная (л.д. 13), согласно которой приобретенный гидроцикл был транспортирован из магазина в гараж, принадлежащий истцу. Технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение, либо иная техническая документация ФИО2 не выдавались, что не отрицалось в судебном заседании истцом, а, следовательно, утрачены документы им не были. Таким образом, сведения, имеющиеся в исковом заявлении, и пояснения, данные истцом в судебном заседании, противоречат друг другу. Какие-либо иные документы, подтверждающие законность приобретения гидроцикла, техническую документацию, технический паспорт завода - изготовителя, в ходе рассмотрения дела истцом представлены не были. Суд полагает, что товарно - транспортная накладная, выданная ООО «Экстрим» 07.12.2007 г., в которой грузоотправителем значится ООО «Экстрим» (<адрес>, 1-й <адрес>), грузополучателем - ООО «Экстрим» (ГОСНИОРХ база г. Саратов), а водителем, действующим на основании доверенности - Чернышев М.А., не может свидетельствовать об истце, как законном владельце маломерного судна - гидроцикла № 1995 года выпуска, стоимостью 50000 руб., поскольку является лишь документом, подтверждающим транспортировку гидроцикла, а не его приобретение Чернышевым М.А. на законных основаниях. Указанный документ не влечет возникновения права собственности на гидроцикл. Кроме того, суд учитывает и те обстоятельства, что в товарно - транспортной накладной от 2007 г. имеется описка в датах выдачи доверенности на Чернышева М.А., где указаны даты - 07.12.2010 г. и 07.12.2007 г., в связи, с чем у суда имеется сомнение в оформлении указанного документа. В соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Как следует из материалов дела, письменных пояснений представителя Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области, согласно техническим параметрам гидроцикл относится к маломерным судам, что никем не оспаривается. Регистрация маломерного судна и моторов к нему осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями от 30.03.2009 г. и 21.07.2009 г.), утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями от 30.03. и 21.07.2009 г.), которые зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации от 24.08.2005 г., регистрационный номер № 6937. Указанные Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов. Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам, в том числе в силу пункта 2 Правил: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и др., эксплуатируемые во внутренних водах маломерные суда. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. В соответствии с пунктом 18 Правил, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица); документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна. Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации. В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано и в том случае, если в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно и по другим основаниям. Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий. Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Суд, в силу статьи 67 ГПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. С учетом положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 05.04.2003 N 43-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ), и, исходя из абзаца 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам. Как было указано выше, Правила государственной регистрации маломерных судов установлены Приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500. В соответствии с пунктом 2 указанных Правил все маломерные суда подлежат государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. Параграф 7 главы 30 ГК РФ определяет правила заключения и исполнения договоров купли-продажи недвижимости. В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. Учитывая обстоятельства данного дела, суд полагает, что довод истца о возможности признании права собственности на спорный гидроцикл по имеющейся товарно-транспортной накладной является несостоятельным, поскольку достаточных доказательств о законности приобретения права собственности на гидроцикл истцом суду не представлено. Как пояснил в судебном заседании Чернышев М.А., письменный договор на приобретение маломерного судна с ним не заключался, так как гидроцикл находился в нерабочем состоянии и без технических документов. Заявляя о законности пересечения спорным судном границы Российской Федерации, доказательства, подтверждающих в силу статьи 12, 56 ГПК РФ, указанные обстоятельства, суду не представлены. Технический паспорт завода - изготовителя, который бы являлся основанием полагать, что данное маломерное судно, изготовлено в соответствии с требованиями и правилами, предъявляемыми к данному виду техники, и предприятием, имеющим на это право, суду не представлено. Фотографии, имеющиеся в материалах дела (л.д. 109-114), не могут свидетельствовать о законности пересечения границы Российской Федерации маломерным судном, о законности его приобретения и пригодности гидроцикла после ремонта, произведенного истцом в 2009 - 2010 годах, что им не отрицалось, к эксплуатации на воде. Проверка технического состояния маломерного судана не производилась. Как следует из ответа Саратовской таможни от 15.06.2011 г. № 10-01-39/8483, за период с 1995 года по настоящее время таможенных процедур в отношении гидроцикла № года выпуска, в регионе деятельности Саратовской таможни, не зарегистрировано. Согласно ответу на запрос Государственной инспекции по маломерным судам по Московской области от 15.06.2011 г., что гидроцикл № года выпуска, VINZZND5149595F невозможно рассматривать, как маломерное судно, поднадзорное Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, а следовательно его регистрировать. Какие-либо иные доказательства суду не представлены истцом. Суд полагает, что, приобретая гидроцикл именно таким образом, как указал истец, без соответствующих документов, технического паспорта завода - изготовителя, кассового и товарного чека, а также фактически в разобранном виде, Чернышев М.А. действовал с определенной степенью риска и должен был знать и предполагать, что гидроцикл должен подлежать государственной регистрации в соответствии с требованиями закона и при наличии необходимых документов. Доводы истца, что им был произведен в 2009-2010 годах капитальный ремонт гидроцикла, в связи с чем куплен аккумулятор, приобретены недостающие элементы обшивки гидроцикла, решетки, резинки и другие детали, лишь подтверждает факт невозможности признания за истцом права собственности на спорный гидроцикл по указанным им основаниям. Однако данные обстоятельства не лишают Чернышева М.А. права обратиться в суд по иным основаниям для защиты прав при предоставлении доказательств, подтверждающих законность приобретения, либо создания спорной вещи. С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требований Чернышову М.А. о признании права собственности на гидроцикл марки SeaDOOGTX, 1995 года выпуска, и понуждению к постановке на учет, следует отказать, так как истцом не представлены достаточные доказательства, которые бы давали основание полагать о законности приобретения спорного маломерного судна истцом, принадлежности ему на праве собственности. Кроме того, истцом не представлены соответствующие документы, указанные в пункте 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, которые бы позволяли сделать вывод, что спорное маломерное судно на законных основаниях приобретено истцом, имеет необходимую техническую документацию, а также возникновение у истца права собственности на гидроцикл, а, соответственно, и основания для понуждения к постановке его на учет. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Чернышеву Максиму Александровичу к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности на гидроцикл марки № года выпуска, и понуждению к постановке на учет - отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова. Судья: