о признании права собственности



                                                                                                              Дело №2- 1469\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года                                                             г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Литвиновой М.В.,

при секретаре Денискиной О.В.,

с участием истца Чернышева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чернышева Максима Александровича к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности на гидроцикл SeaDooGTX и понуждению к постановке на учет,

УСТАНОВИЛ:

Чернышев М.А. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности и понуждении к постановке на учет гидроцикла марки SeaDOOGTX, 1995 года выпуска (с учетом уточненений), обосновывая требования тем, что 07.12.2007 г. приобрел в ООО «Экстрим» гидроцикл , 1995 года выпуска, за 50000 руб. После покупки истец перегнал гидроцикл в свой гараж, где он и находится по настоящее время. Через некоторое время истец утерял технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение, в связи с чем осталась только товарно-транспортная накладная, оформленная на имя истца, по которой он и транспортировал гидроцикл из магазина к себе в гараж. Весной 2010 г. Чернышев М.А. обратился в Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области с целью постановки гидроцикла на учет. Однако ему было отказано в связи с тем, что отсутствует технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение. Восстановить утраченные документы не представляется возможным, так как ООО «Экстрим» в настоящее время не существует. Однако существует правопреемник данной организации - ООО «Мир экстрима», находящийся по тому же адресу, и, занимающийся той же деятельностью.

Во Фрунзенский районный суд г. Саратова поступило по подсудности из Октябрьского районного суда г. Саратова гражданское дело № 2-1252\2011 по иску Чернышева М.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности и понуждении к постановке на учет гидроцикла марки года выпуска, которое было принято к производству суда.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, просил признать право собственности на гидроцикл марки года выпуска, и понудить Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области поставить гидроцикл на учет. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 07.12.2007 г. приобрел в ООО «Экстрим» в нерабочем состоянии, фактически по деталям, гидроцикл SeaDOOGTX, 1995 года выпуска, за 50000 руб., о чем ему была выдана только товарно-транспортная накладная, согласно которой приобретенный гидроцикл был транспортирован из магазина в гараж, принадлежащий истцу. Истцом был произведен в 2009-2010 годах капитальный ремонт гидроцикла, куплен аккумулятор, приобретены недостающие элементы обшивки гидроцикла, решетки, резинки и другие детали, в связи с чем гидроцикл возможно эксплуатировать, так как он находится в рабочем состоянии. Технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение, либо иная техническая документация Чернышеву М.А. не выдавались, следовательно, утрачены им документы не были. Полагает, что у суда имеется достаточно оснований для признания за ним права собственности на гидроцикл, поскольку приобретен товар Чернышевым М.А. на законных основаниях, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 07.12.2007 г., оформленной на имя истца, по которой он и транспортировал гидроцикл из магазина к себе в гараж. Весной 2010 г. Чернышев М.А. обратился в Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области с целью постановки гидроцикла на учет. Однако ему было отказано в связи с тем, что отсутствует технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение. Документы на гидроцикл в ООО «Экстрим» не может истребовать, поскольку указанная организация не находится на <адрес>. В настоящее время там расположен магазин, где той же деятельностью занимается другая организация.

В судебное заседание представитель Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области представил письменное возражение на заявленные требования, указав, что согласно техническим параметрам гидроцикл относится к маломерным судам. Регистрация маломерного судна и моторов к нему осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями от 30.03.2009 г. и 21.07.2009 г.), утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями от 30.03. и 21.07.2009 г.). Гидроциклы подлежат государственной регистрации. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна. Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации. В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано и в том случае, если в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно и по другим основаниям. Считает, что Чернышев М.А. не представил документы, указанные в пункте 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, которые бы позволяли сделать вывод, что спорное маломерное судно на законных основаниях приобретено истцом, имеет необходимую техническую документацию, а также не подтвердил возникновение у истца права собственности на гидроцикл.

Представитель Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области, ООО «Экстрим» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. Представитель Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление. ООО «Экстрим» судом извещалось, в том числе, и по месту его регистрации, согласно сведениям, представленным ИФНС по <адрес>, однако в судебное заседание ответчик не явилось, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц в порядке статей 116, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в иске Чернышеву М.А. необходимо отказать по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1, 2 статья 35).

В силу положений, закрепленных в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских прав, трудовых или иных правоотношений.

Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Статьями 12, 56 ГПК РФ предусмотрено, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.

Согласно пункту статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

В соответствии со статьей 195 ГПК РФ, суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В обоснование заявленных требований Чернышев М.А. ссылается на то, что 07.12.2007 г. приобрел в ООО «Экстрим» в нерабочем состоянии, фактически по деталям, гидроцикл года выпуска, за 50000 руб., о чем ему была выдана товарно-транспортная накладная (л.д. 13), согласно которой приобретенный гидроцикл был транспортирован из магазина в гараж, принадлежащий истцу. Технический паспорт на гидроцикл и товарно-кассовый чек на его приобретение, либо иная техническая документация ФИО2 не выдавались, что не отрицалось в судебном заседании истцом, а, следовательно, утрачены документы им не были. Таким образом, сведения, имеющиеся в исковом заявлении, и пояснения, данные истцом в судебном заседании, противоречат друг другу. Какие-либо иные документы, подтверждающие законность приобретения гидроцикла, техническую документацию, технический паспорт завода - изготовителя, в ходе рассмотрения дела истцом представлены не были.

Суд полагает, что товарно - транспортная накладная, выданная ООО «Экстрим» 07.12.2007 г., в которой грузоотправителем значится ООО «Экстрим» (<адрес>, 1-й <адрес>), грузополучателем - ООО «Экстрим» (ГОСНИОРХ база г. Саратов), а водителем, действующим на основании доверенности - Чернышев М.А., не может свидетельствовать об истце, как законном владельце маломерного судна - гидроцикла 1995 года выпуска, стоимостью 50000 руб., поскольку является лишь документом, подтверждающим транспортировку гидроцикла, а не его приобретение Чернышевым М.А. на законных основаниях. Указанный документ не влечет возникновения права собственности на гидроцикл. Кроме того, суд учитывает и те обстоятельства, что в товарно - транспортной накладной от 2007 г. имеется описка в датах выдачи доверенности на Чернышева М.А., где указаны даты - 07.12.2010 г. и 07.12.2007 г., в связи, с чем у суда имеется сомнение в оформлении указанного документа.

В соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Как следует из материалов дела, письменных пояснений представителя Центра ГИМС МЧС России по Саратовской области, согласно техническим параметрам гидроцикл относится к маломерным судам, что никем не оспаривается.

Регистрация маломерного судна и моторов к нему осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями от 30.03.2009 г. и 21.07.2009 г.), утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями от 30.03. и 21.07.2009 г.), которые зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации от 24.08.2005 г., регистрационный номер № 6937.

Указанные Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов. Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам, в том числе в силу пункта 2 Правил: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и др., эксплуатируемые во внутренних водах маломерные суда.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

В соответствии с пунктом 18 Правил, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица); документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).

Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.

Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации. В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано и в том случае, если в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно и по другим основаниям.

Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.

Суд, в силу статьи 67 ГПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

С учетом положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 05.04.2003 N 43-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ), и, исходя из абзаца 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам.

Как было указано выше, Правила государственной регистрации маломерных судов установлены Приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500. В соответствии с пунктом 2 указанных Правил все маломерные суда подлежат государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам.

Параграф 7 главы 30 ГК РФ определяет правила заключения и исполнения договоров купли-продажи недвижимости.

В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Учитывая обстоятельства данного дела, суд полагает, что довод истца о возможности признании права собственности на спорный гидроцикл по имеющейся товарно-транспортной накладной является несостоятельным, поскольку достаточных доказательств о законности приобретения права собственности на гидроцикл истцом суду не представлено. Как пояснил в судебном заседании Чернышев М.А., письменный договор на приобретение маломерного судна с ним не заключался, так как гидроцикл находился в нерабочем состоянии и без технических документов. Заявляя о законности пересечения спорным судном границы Российской Федерации, доказательства, подтверждающих в силу статьи 12, 56 ГПК РФ, указанные обстоятельства, суду не представлены. Технический паспорт завода - изготовителя, который бы являлся основанием полагать, что данное маломерное судно, изготовлено в соответствии с требованиями и правилами, предъявляемыми к данному виду техники, и предприятием, имеющим на это право, суду не представлено. Фотографии, имеющиеся в материалах дела (л.д. 109-114), не могут свидетельствовать о законности пересечения границы Российской Федерации маломерным судном, о законности его приобретения и пригодности гидроцикла после ремонта, произведенного истцом в 2009 - 2010 годах, что им не отрицалось, к эксплуатации на воде. Проверка технического состояния маломерного судана не производилась.

Как следует из ответа Саратовской таможни от 15.06.2011 г. № 10-01-39/8483, за период с 1995 года по настоящее время таможенных процедур в отношении гидроцикла года выпуска, в регионе деятельности Саратовской таможни, не зарегистрировано.

Согласно ответу на запрос Государственной инспекции по маломерным судам по Московской области от 15.06.2011 г., что гидроцикл года выпуска, VINZZND5149595F невозможно рассматривать, как маломерное судно, поднадзорное Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, а следовательно его регистрировать. Какие-либо иные доказательства суду не представлены истцом.

Суд полагает, что, приобретая гидроцикл именно таким образом, как указал истец, без соответствующих документов, технического паспорта завода - изготовителя, кассового и товарного чека, а также фактически в разобранном виде, Чернышев М.А. действовал с определенной степенью риска и должен был знать и предполагать, что гидроцикл должен подлежать государственной регистрации в соответствии с требованиями закона и при наличии необходимых документов.

Доводы истца, что им был произведен в 2009-2010 годах капитальный ремонт гидроцикла, в связи с чем куплен аккумулятор, приобретены недостающие элементы обшивки гидроцикла, решетки, резинки и другие детали, лишь подтверждает факт невозможности признания за истцом права собственности на спорный гидроцикл по указанным им основаниям. Однако данные обстоятельства не лишают Чернышева М.А. права обратиться в суд по иным основаниям для защиты прав при предоставлении доказательств, подтверждающих законность приобретения, либо создания спорной вещи.

С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требований Чернышову М.А. о признании права собственности на гидроцикл марки SeaDOOGTX, 1995 года выпуска, и понуждению к постановке на учет, следует отказать, так как истцом не представлены достаточные доказательства, которые бы давали основание полагать о законности приобретения спорного маломерного судна истцом, принадлежности ему на праве собственности. Кроме того, истцом не представлены соответствующие документы, указанные в пункте 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, которые бы позволяли сделать вывод, что спорное маломерное судно на законных основаниях приобретено истцом, имеет необходимую техническую документацию, а также возникновение у истца права собственности на гидроцикл, а, соответственно, и основания для понуждения к постановке его на учет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                 РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чернышеву Максиму Александровичу к Обществу с ограниченной ответственностью «Экстрим», Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области о признании права собственности на гидроцикл марки года выпуска, и понуждению к постановке на учет - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Судья: