№2-1264/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21.06.2011г. г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Евстратове А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Докучаева Анатолия Петровича к Управлению пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, УСТАНОВИЛ: Истец Докучаев А.П. обратился в суд с настоящим иском к Управлению пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова ( далее УПФ) указывая, что с 1996года является получателем трудовой пенсии по старости. В период с августа 1975года по август 1996года он работал командиром экипажа самолетов Ан-24, Ан-26, Ту 134 Архангельского объединенного авиационного отряда, который приказом № от 12.04.1991году был реорганизован в авиакомпанию «Архангельские воздушные линии», дочернего предприятия авиакомпании «Север». 28.06.1991года дочернее предприятие авиакомпании «Север» преобразовано в государственное предприятие авиакомпания «Север». На основании договора купли-продажи от 2004года ЗАО « Аэрофлот-Норд» приобрело у ФГУП АК « Архангельские воздушные линии» предприятие как имущественный комплекс, а также долги, права и обязанности. Работники авиакомпании на основании ст. 75 ТК РФ считаются работниками ЗАО « Аэрофлот-Норд». В октябре 2009года ЗАО «Аэрофлот-Норд» переименовано в ЗАО «Нордавиа-региональные авиакомпании». Местом его работы являлся аэропорт, расположенный в городе Архангельске, который отнесен к местностям приравненным к районам Крайнего Севера. Однако его работа была связана с постоянными полетами, командировками в районы Крайнего Севера: Мурманск, Нарьян-Мар, Амдерма, Норильск, Диксон, о. Средний. Так он находился в служебной командировке в районах Крайнего Севера с 19 по 20 апреля 1989года, выполняя спецрейс по маршруту: Архангельск-Диксон- о. Средний-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 25 по 27 июня 1989года спецрейс по маршруту: Архангельск- Мурманск-Амдерма-Норильск-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года спецрейс по маршруту: Архангельск- Нарьян-Мар-Архангельс4к-Нарьян-Мар-Мурманск-Архангельск; с 14 по 15 апреля 1990года спецрейс по маршруту: Архангельск- Амдерма-Диксон-Амдерма- Архангельск. Целью командировок являлась перевозка вахтовых бригад и грузов. Изложенное подтверждается показаниями свидетелей, являющихся членами его экипажа и выпиской из книги налета часов и свидетельствует о том, что указанные периоды следует считать как работу в районах Крайнего Севера. Учитывая, что в соответствии с абзацем 2 пункта 7 ст. 14 Федерального закона РФ от 17.12.2001года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях» фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости для лиц имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера намного выше, чем для других лиц, 16.11.2010года он обратился к ответчику с заявлением о включении периодов командировки в стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете размера пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости установленного для лиц имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера. Решением Управления пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № от 22.11.2010года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие подтверждение стажа работы в районах Крайнего Севера. Истец, оспаривая данное решение, просил признать его незаконным и обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в его стаж работы в районах Крайнего Севера периоды командировок: с 19 по 20 апреля 1989года, с 25 по 27 июня 1989года, со 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года, с 14 по 15 апреля 1990года. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова произвести ему перерасчет фиксированного базового размера страховой части досрочной трудовой пенсии по старости с учетом имеющегося у него трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по правилам пункта 7 ст. 14 Федерального закона РФ от 17.12.2001года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях», с 01.12.2010года. В судебном заседании истец Докучаев А.П. и его представитель Бабаков В.А. иск поддержали по изложенным в нем основаниям. При этом, истец пояснил, что абзац первый пункта 7 ст.14 закона « О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4 085 руб. 11коп.. Его пенсия исчислена с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости установленного пунктом 11 ст. 14 названного Закона в размере 3540руб.43коп. (с 01.04.2010года). Абзац второй пункта 7 ст.14 Закона « О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Его трудовой стаж, в местностях приравненных к районам Крайнего Севера составляет 22года 6месяцев 20дней, что в перерасчете 1год к 9 месяцам работы в районах Крайнего Севера составляет 16 лет 9 месяцев. Его страховой стаж составляет 31год 2 месяца, 23дня., что в силу приведенной выше нормы трудового законодательства дает право на исчисление пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного п. 7 ст. 14 названного Закона, как для лиц имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера. Пребывание в служебных командировках в районах Крайнего Севера подтверждается нотариально удостоверенными показаниями членов его экипажа, Суханова Е.Ю., Сквознякова С.Н., Тараненко В.Г., которые проживают в городе Архангельске и которым на основании решений районных судов города Архангельска, с учетом положений приведенных выше норм действующего трудового законодательства, произведен пересмотр размера фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, с учетом выполнения работы в командировках, в районах Крайнего Севера. В служебные командировки в районы Крайнего Севера его экипаж направлялся часто, однако документов подтверждающих это обстоятельство не сохранилось, поэтому он указал в иске тот период нахождения в командировках, который могут подтвердить члены его экипажа, связь с которыми он не утратил. Полеты в районы Крайнего Севера осуществлялись на основании письменного распоряжения руководителя отряда, заносимого в соответствующий журнал, цель поездок заключалась в перевозке экспедиций, вахт и их груза с одного места дислокации на другое. По установленным трудовым нормам в полете они должны находиться не более 7 часов, после чего до следующего полета предусмотрен отдых в течении 12 часов. В исследуемый период в полете находились по 5-7 часов, при этом всего 30 минут полет осуществлялся над местностью приравненной к районам Крайнего Севера остальное время полет протекал над районами Крайнего Севера. Кроме осуществления полета в обязанности экипажа входило предполетная и послеполетная работа и техническая подготовка самолета к полету. В зимнее время в районах Крайнего Севера требовалось приблизительно 3-4 часа для того чтобы разогреть двигатель и подготовить самолет к полету, поэтому единицу рабочего времени( 1 рабочий день) он и его экипаж вырабатывали в каждой командировке. Представитель ответчика, по доверенности, Рослова В.В. иск не признала, при этом не оспаривала того обстоятельства, что в соответствии с абзацем 2 пункта 7 ст.14 Закона « О трудовых пенсиях в РФ», лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера и что в случае установления факта нахождения истца в служебных в районах Крайнего Севера в течении 1 рабочей единицы( 1 рабочего дня) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается по правилам абзаца 1 пункта 7 ст. 14 названного Закона, т.е как для лиц работавших в районах Крайнего Севера. Одновременно представитель ответчика не оспаривала, что страховой стаж истца составляет более чем 31 год, стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера более 22лет, что в перерасчете на стаж работы в районах приравненных к этим местностям( 1год к 9 месяцам) составляет 16 лет 9 месяцев. Вместе с тем, оспаривая иск, представитель ответчика полагала что является не доказанным факт нахождения истца в спорный период в служебных командировках и факт выработки одной единицы рабочего времени( 1 рабочий день) в районах Крайнего Севера. Суд, заслушав явившихся участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему. Судом установлено, поскольку не оспорено сторонами дела и подтверждается материалами гражданского и пенсионных дел, что истец является получателем пенсии по старости с 10 апреля 1996. 16.11.2010года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера базовой части пенсии на основании Закона от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке определенном для лиц имеющих трудовой стаж как в районах Крайнего Севера так и в приравненных к ним местностях, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие стажа работы в районах Крайнего Севера. В соответствии с Федеральным Законом от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности. В силу абзаца первого пункта 7 ст. 14 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент рассмотрения дела лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме (с 01.04. 2010 г.)- 4085руб.11коп.. Другим пенсионерам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается пунктом 11 ст. 14 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и составляет с 01.04. 2010 г. 3540руб.43коп. Согласно абзацу 2 п.7 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера, в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, в силу положений приведенных выше норм трудового законодательства Российской Федерации, лица работавшие как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, имеющие не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, в том числе при его подсчете по правилам абзаца 2 п.7 ст 14 Закона № 173-ФЗ (1 год к 9 месяцам) и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, имеют право на исчисление пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного абзацем 1 пункта 7 ст. 14 Закона « О трудовых пенсиях в РФ», т.е. как для лиц, имеющих требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера. Судом установлено, что в период в период с августа 1975года по август 1996года истец работал командиром экипажа самолета Ан-26 Архангельского объединенного авиационного отряда, который приказом № от 12.04.1991году был реорганизован в авиакомпанию «Архангельские воздушные линии», дочернего предприятия авиакомпании «Север». 28.06.1991года дочернее предприятие авиакомпании «Север» преобразовано в государственное предприятие авиакомпания «Север». На основании договора купли-продажи от 2004года ЗАО « Аэрофлот-Норд» приобрело у ФГУП АК « Архангельские воздушные линии» предприятие как имущественный комплекс, а также долги, права и обязанности. Работники авиакомпании на основании ст. 75 ТК РФ считаются работниками ЗАО « Аэрофлот-Норд». В октябре 2009года ЗАО «Аэрофлот-Норд» переименовано в ЗАО «Нордавиа-региональные авиакомпании». Местом работы истца являлся аэропорт, расположенный в городе Архангельске, который отнесен к местностям приравненным к районам Крайнего Севера. Страховой стаж истца составляет 31 год 2 месяца 23дня, стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера составляет 22года 6 месяцев 20дней. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются записями, произведенными в трудовой книжке истца, материалами пенсионного дела, выписками из книг налета часов, лицевыми счетами, справкой ЗАО «Нордавиа» от 22.01.2010года о реорганизации авиакомпании в которой истец работал в спорный период и показаниями допрошенных в рамках выполнения отдельного поручения суда свидетелей ФИО9 и ФИО7, а также нотариально заверенными показаниями свидетеля ФИО10 Суд признает установленным то обстоятельство, что истец находился служебных командировках, в районах Крайнего Севера: с 19 по 20 апреля 1989года, выполняя спецрейс по маршруту: Архангельск-Диксон- о. Средний-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 25 по 27 июня 1989года спецрейс по маршруту: Архангельск- Мурманск-Амдерма-Норильск-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года спецрейс по маршруту: Архангельск- Нарьян-Мар-Архангельск-Нарьян-Мар-Мурманск-Архангельск; с 14 по 15 апреля 1990года спецрейс по маршруту: Архангельск- Амдерма-Диксон-Амдерма- Архангельск. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями, допрошенных в рамках исполнения отдельного поручения суда, свидетелей ФИО9 и ФИО7, нотариально заверенным показаниями свидетеля ФИО10, выписками из книг налета часов, в которых имеется удостоверенная печатью работодателя информация о том, что свидетели ФИО9 и ФИО7 и ФИО10 входили в состав экипажа, командиром которого являлся истец Докучаев А.П. и что экипаж под командованием истца в период указанный в иске, находился в служебных командировках, осуществляя полеты по зданию руководства с 19 по 20 апреля 1989года, по маршруту: Архангельск-Диксон- о. Средний-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 25 по 27 июня 1989года по маршруту: Архангельск- Мурманск-Амдерма-Норильск-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года по маршруту: Архангельск- Нарьян-Мар-Архангельск-Нарьян-Мар-Мурманск-Архангельск; с 14 по 15 апреля 1990года по маршруту: Архангельск- Амдерма-Диксон-Амдерма- Архангельск. Свидетель Суханов Е.В., будучи допрошенным во исполнение отдельного поручения Фрунзенского районного суда города Саратова, Октябрьским районным судом города Архангельска, пояснял, что вместе с Докучаевым А.П. он работал в период с 1975года по 1996год. Докучаев являлся командиром экипажа, а он штурманом. Он вместе с Докучаевым А.П. направлялся в служебную командировку в районы Крайнего Севера, в том числе в период с 18 по 20 апреля 1989года по маршруту Архангельск-Диксон-о. Средний-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск, с 25 по 27 июня 1989года по маршруту Архангельск- Мурманск-Амдерма-Норильск-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск; с 14 по 15 апреля 1990года спецрейс по маршруту: Архангельск- Амдерма-Диксон-Амдерма- Архангельск; с 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года спецрейс по маршруту: Архангельск- Нарьян-Мар-Архангельск-Нарьян-Мар-Мурманск-Архангельск. Для полета выдавалось задание. Ему начисляется пенсия с учетом нахождения в служебных командировках в районах Крайнего Севера. Не доверять показаниям данного свидетеля у суда оснований не имеется, учитывая, что факт его работы вместе с истцом Докучаевым А.П., подтверждается записями, имеющимися в трудовой книжке свидетеля ФИО11, копия которой заверена работодателем. Показания свидетеля соотносятся с информацией содержащейся в выписках из книг налета часов, заверенных работодателем о том, что в состав экипажа под командованием истца свидетель ФИО11. Кроме того, аналогичные показания свидетель ФИО11 давал нотариусу нотариального округа города Архангельска, ФИО12. То обстоятельство, что в нотариально заверенных показаниях свидетеля вместо июня 1989года указан июль 1989года, не дает суду оснований в достоверности показаний данных свиедетелм в судебном заседании, где он будучи предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний указал, что служебная командировка была осуществлена в июне 1989года, что соотносится с записью работодателя, произведенной в выписках из книг налета часов. Свидетель ФИО7, допрошенный на основании отдельного судебного поручения Ломоносовским районным судом города Архангельска пояснял, что с 1985года работал бортоператором Архангельского объединенного авиаотряда, ныне ЗАО «Нордавиа-региональные авиалинии». Когда он пришел работать, то Докучаев А.П. уже был командиром экипажа самолета АН-26. Он вместе с экипажем Докучаева А.П. летал в служебные командировки. В том числе в период с 18 по 20 апреля 1989года по маршруту Архангельск-Диксон-о. Средний-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск, с 25 по 27 июня 1989года по маршруту Архангельск- Мурманск-Амдерма-Норильск-Диксон-Нарьян-Мар-Архангельск». Свидетель указал, что не помнит выполнение полета с 14 по 15 апреля 1990года по маршруту: Архангельск- Амдерма-Диксон-Амдерма- Архангельск; с 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года по маршруту: Архангельск- Нарьян-Мар-Архангельск-Нарьян-Мар-Мурманск-Архангельск, полагая, что в состав экипажа вместо него был включен кто-то другой. Одновременно истец ФИО7 пояснял, что решением суда по его иску установлен факт его пребывания в командировках в районах Крайнего Севера в тот же период, на который ссылается истец Докучаев А.П. в иске. Размер пенсии ему после этого увеличен с учетом работы в районах Крайнего Севера. Не доверять показаниям свидетеля ФИО7 в этой части у суда оснований также не имеется, поскольку аналогичные показания были им даны 14.04.2011года у нотариуса Архангельского нотариального округа ФИО12. Кроме того, в деле имеется копия трудовой книжки, заверенная работодателем, запись в которой подтверждает пояснения истца и показания свидетеля ФИО7 о работе в спорный период в одной авиакомпании. В качестве члена экипажа истца, осуществлявшего служебные командировки в июне 1989года, в апреле 1989года, свидетель ФИО7 поименован работодателем в выписках из книг налета часов. Свидетель ФИО13 в своих покяснениях, удостоверенных 15.04.2010года нотариусовм Архангельского нотариального округа Шевченко Т.Д. подтвердил пребывание в полете с 14 по 15 апреля 1990года при осуществлении спецрейсапо маршруту: Архангельск- Амдерма-Диксон-Амдерма- Архангельск. Не доверять показаниям свидетеля ФИО13, в этой части, у суда оснований не имеется, поскольку в деле имеется копия трудовой книжки, заверенная работодателем, запись в которой подтверждает пояснения истца и показания свидетеля о работе в спорный период в одной авиакомпании. В качестве члена экипажа истца, осуществлявшего с ним служебные командировки, свидетель ФИО13 поименован работодателем в выписках из книг налета часов. Оценивая показания свидетелей на предмет их достоверности, суд, кроме изложенного, принимает во внимание, что показания допрошенных свидетелей последовательны, логичны, в них отсутствуют неустранимые противоречия, они соответствуют объяснениям истца и представленным работодателем документам. Работодателем истца представлены выписки из книг налета часов, в том числе с информацией о нахождении истца в служебных командировках, о которых истец указывает в иске. Согласно сообщению работодателя, другие документы, связанные с работой истца в районах Крайнего Севера, в архиве предприятия не сохранились. Вместе с тем, совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что истец находился в служебных командировках, в период с 19 по 20 апреля 1989года, с 25 по 27 июня 1989года, со 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года, с 14 по 15 апреля 1990года когда он работал командиром экипажа самолета Архангельского объединенного авиационного отряда №, ныне ЗАО «Нордавиа- региональные авиалинии. В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Согласно п. 8 действующей инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07,04.1988 г. № «О служебных командировках в СССР», на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени, времени отдыха объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы. Исследованные судом доказательства, позволяют сделать вывод о том, что в период, который поименован истцом в иске, экипаж самолета под командованием истца Докучаев А.П. находился в служебных командировках, поскольку они осуществлялись по распоряжению руководства, для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, что следует из показаний допрошенных свидетелей. О том, что выполнение полетных заданий с внебазового аэродрома в другой местности является служебной командировкой следует из ответа полученного из Федерального агентства воздушного транспорта (далее Росавиция) ОТ 09.06.2011 года, который дан на вопрос поставленный ответчиком: следует ли считать служебной командировкой время маршрута полета экипажа воздушного судна из местности, приравненной к районам Крайнего Севера в районы Крайнего Севера, например: г. Архангельск-Диксон-о. Средний-Диксон-Нарьян Маар - г. Архангельск. На вопрос ответчика носит ли разъездной характер работа в летных должностях гражданской авиации, тем же письмом Росавиацией дан ответ, из которого следует, что рабочее время в летных должностях гражданской авиации регламентировано Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судном в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России от 21.11. 2005года № 139. Выполнение полетов на рейсах по расписанию разъездной работой не является. Командировки оформляются приказом, которые хранятся 5 лет. Изложенное с учетом пояснений истца, показаний свидетелей, записей работодателя, произведенных в выписках из книг налета часов, позволяет суду сделать вывод о том, что поименованный в иске период являлся периодом служебной командировки истца. То обстоятельства, что место служебных командировок относится к районам Крайнего Севера, не оспаривается сторонами и подтверждается Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 № 347"О перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемом при назначении гражданам пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которым постановлено, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12), с последующими изменениями и дополнениями. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Обсуждая доводы представителя ответчика о необходимости выработки единицы рабочего времени( 1 рабочий день), суд исходит из того, что рабочее время в летных должностях гражданской авиации регламентировано Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судном в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России от 21.11. 2005года № 139. Согласно пунктам 5 и 6 названного положения рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. При этом полетная смена включает в себя ( пункты 9,10 Положения) период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает: время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки); время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов, и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (далее - полетное время); время регламентированного технологического перерыва; время кратковременных перерывов; время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП; время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха); время задержки вылета без предоставления условий для отдыха. Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается в РПП с учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилету. Согласно пункту 14 названного Положения, время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает: время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональной учебы, тренировки на тренажерах, проверки знаний, оформления полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов; время дежурства и пребывания в резерве; время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере, установленном пунктом 27 настоящего Положения; время погрузки и выгрузки воздушных судов; время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет. Таким образом, в силу приведенных выше норм, в рабочее время экипажа включается полетная смена: время полета, период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ, время работы члена экипажа на земле между полетными сменами. Изложенное опровергает доводы представителя ответчика о признании рабочим временем экипажа только периода его нахождения в полете и позволяет суду сделать вывод о том, что истец выработал единицу рабочего времени( 8 часов) в каждой из заявленных служебных командировок, учитывая, что доводы истца о нахождении в полете 5-7часов, ничем не опровергаются, необходимость проведения предполетной и послеполетной работы и работы на земле между полетными сменами бесспорна, поскольку предусмотрена названным положением. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 настоящего Положения, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Доказательств того, что истцу был определен суммарный учет рабочего времени по причине отсутствия возможности соблюдения ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени суду представлено не было. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что работа истца протекала как в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях, страховой стаж истца составляет более 31 года, стаж работы в районах Крайнего Севера по правилам расчета 1 год работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера за 9 месяцам работы в районах Крайнего Севера, составляет более 16 лет, на иждивении истца несовершеннолетние дети не находятся, суд приходит к выводу о наличии у истца права на исчисление размера его пенсии по старости с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 7 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Изложенное, обязывает суд удовлетворить требования истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в перерасчете пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 7 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы истца с 19 по 20 апреля 1989года, с 25 по 27 июня 1989года, со 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года, с 14 по 15 апреля 1990года, в должности командира экипажа Архангельского объединенного авиационного отряда, о возложении на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет размера трудовой пенсии по старости с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного абзацем первым пункта 7 ст. 14 Федерального закона РФ от 17.12.2001года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статья 20 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в случае её увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. С заявлением о перерасчете размера базовой части пенсии в пенсионный орган истец обратился 16 ноября 2010 года, поэтому перерасчет пенсии может быть произведен с 01 декабря 2010года. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о возникновении права на пересмотр размера пенсии по изложенным в иске основаниям с момента вынесения решения о его удовлетворении, при этом учитывает, что на момент подачи заявления о пересмотре размера пенсии истец имел на это право и его право было подтверждено как нотариально заверенными пояснениями свидетелей, так и документами работодателя в которых имеется информация о нахождении истца в служебных командировках в районах Крайнего севера. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Докучаева Анатолия Петровича к Управлению пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии по старости с учетом фиксированного базового размера страховой части досрочной трудовой пенсии по старости, установленного абзацем 1 п.7 ст. 14 Федерального закона РФ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом фиксированного базового размера страховой части досрочной трудовой пенсии по старости, установленного абзацем 1 п.7 ст. 14 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов нахождения в служебных командировках, удовлетворить. Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № от 22.11.2010года по результатам рассмотрения заявления Докучаева Анатолия Петровича о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости установленного абзацем 1 п.7 ст. 14 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж работы в районах Крайнего Севера Докучаева Анатолия Петровича периодов работы с 19 по 20 апреля 1989года, с 25 по 27 июня 1989года, со 02.03.12.1990года по 03.03.12.1990года, с 14 по 15 апреля 1990года в должности командира экипажа Архангельского объединенного авиационного отряда. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова произвести Докучаеву Анатолию Петровичу перерасчет размера трудовой пенсии по старости с учетом фиксированного базового размера страховой части досрочной трудовой пенсии по старости, абзацем первым пункта 7 ст. 14 Федерального закона РФ от 17.12.2001года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.12.2010года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М. Подветельнова
"О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"
(с изменениями и дополнениями) утвержден перечень местностей, которые отнесены к районам Крайнего Севера, в этот перечень включены, в том числе, местности, в которых истец находился в служебных командировках.