о взыскании единовременного пособия



Дело № 2-1603/2011

Решение

Именем Российской федерации

06.07.2011 года                                                    город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., с участием прокурора Масаловой Ю.В., при секретаре Смирновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове дело по иску Нестеренко Маргариты Васильевны, Нестеренко Марины Викторовны, Нестеренко Виктора Игоревича, Нестеренко Алексея Игоревича к Военному комиссариату Саратовской области, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.

установил:

Истцы, Нестеренко Маргарита Васильевна, Нестеренко Марина Викторовна, Нестеренко Виктор Игоревич, Нестеренко Алексей Игоревич обратились с иском к Военному комиссариату Саратовской области, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, в обоснование своих требований истцы указали следующее. Они являются членами семьи военнослужащего Нестеренко Игоря Львовича, погибшего в ходе боевого задания при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ в Чеченской республике 01.12.1999г. На момент гибели Нестеренко Игорь Львович -разведчик роты специального назначения, сержант контрактной службы войсковой части 48427 Воздушно-десантных войск, находился на военной службе по контракту выполнял задачи по уничтожению банд формирований и террористических групп на территории Республики Чечня,посмертно награжден орденом «Мужества». На момент гибели Нестеренко И.Л. состоял в браке с Нестеренко М.В., имел двоих сыновей: Нестеренко В.И и Нестеренко А.И.. Истец, Нестеренко Маргарита Васильевна, является матерью погибшего военнослужащего.

В первоначальном иске истцы ссылались на ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 130 - ФЗ, в последней редакции согласно которой в случае гибели лица при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременно пособие в размере 100000 руб., просили суд взыскать с Военного комиссариата Саратовской области за счет средств Федерального бюджета: в пользу Нестеренко М.В. 25000 руб., в пользу Нестеренко Марины Викторовны 75000 руб. на неё и детей Нестеренко А.И. и Нестеренко В.И.

В ходе рассмотрения дела истцы изменяли свои исковые требования и просили суд взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Нестеренко М.В. 75562 руб. 74 коп., в пользу Нестеренко М.В. 226688 руб. 22 коп. на неё и детей Нестеренко А.И. и Нестеренко В.И., исходя из положений ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 130 - ФЗ в редакции, действующей на момент гибели военнослужащего, согласно которой в случае гибели лица при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда (первоначальная редакция закона), одновременно исходили из минимального размера оплаты труда в размере 83 руб. 49 коп., увеличив его на индекс роста потребительских цен, ссылались на инфляционные процессы, которые снизили покупательскую способность выплат.

На момент вынесения решения истцы вновь изменили требования и просили взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации пособие в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом по 150 000рублей в пользу каждого истца, ссылаясь на положения ст. 21 Федерального закона» О противодействии терроризму», согласно которой в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размер 600 000 рублей.

В судебном заседании истец Нестеренко Марина Викторовна( далее Нестеренко М.В.), действуя в своих интересах и по доверенности в интересах Нестеренко Маргариты Васильевны, как законный представитель в интересах несовершеннолетнего сына Нестеренко В.И., поддержала иск, по изложенным в нем основаниям и просила взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации пособие в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом по 150 000рублей в пользу каждого истца, ссылаясь на положения ст. 21 Федерального закона» О противодействии терроризму», согласно которой в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размер 600 000 рублей.

Другие истцы в судебное заседание не явились, извещены, что подтверждается почтовым уведомлением и пояснениями Нестеренко Марины Викторовны, просили рассмотреть дело без их участия. Суд не нашел оснований для отказа в удовлетворении ходатайства.

Представитель Военного комиссариата Саратовской области, по доверенности Сидорова А.А иск не признала, не оспаривая того обстоятельства, что истцы являются членами семьи военнослужащего Нестеренко И.Л., погибшего в Чеченской республики 01.12.1999года при выполнении боевого задания, связанного с осуществлением мероприятий по борьбе с терроризмом и того обстоятельства, что истцы ранее не использовали права на получение единовременного пособия, выплачиваемого членам семьи военнослужащих, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, вместе с тем в иске к Военному комиссариату Саратовской области просила отказать, ссылаясь на то, что он не отнесен законодателем к разряду лиц, которые обязаны производить выплату пособия. Кроме того, получив страховое возмещение, истцы утратили право на получение пособия. Одновременно представитель Военного комиссариата Саратовской области просила применить к возникшим правоотношениям последствия пропуска трехгодичного срока исковой давности и законодательство, действующее на момент гибели военнослужащего.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил и не просил рассмотрение дела отложить.

Суд, учитывая, что названный ответчик неоднократно, начиная с 23.03.2011года, когда Министерство обороны Российской Федерации было привлечено судом в качестве соответчика ( л.д.35) извещался судом о поступлении иска и времени и месте рассмотрения дела, в том числе о судебном заседании в котором спор был разрешен по существу вынесением настоящего решения, приходит к выводу о возможном рассмотрении дела без участия представителя указанного ответчика.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, по доверенности Решетников Д.В иск не признал, указав следующее. В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации илииным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба. Министерство финансов Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы. В материалах дела присутствует копия контракта о прохождении военной службы, заключенный Нестеренко И.Л. с Министерством обороны Российской Федерации. По имеющимся в деле документам Нестеренко Игорь Львович на момент гибели являлся военнослужащим (сержантом), проходящим воинскую службу по контракту. Между Нестеренко И.Л. и Министерством финансов Российской Федерации контракт о прохождении военной службы не заключался. Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" определяет порядок финансирования федеральных органов исполнительной власти, участвующих в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010г. "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Министерству обороны Российской Федерации в 2011 году на осуществление специальных мероприятий из федерального бюджета выделено 3 830 000 рублей. В 2009-2010 годах Министерству обороны Российской Федерации также выделялись денежные средства из федерального бюджета на цели финансирования «Специальных мероприятий». В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008г. N105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий. Таким образом, Министерству обороны Российской Федерации (федеральному органу исполнительной власти, участвующему в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом) в 2009-2011 выделялись денежные средства из федерального бюджета (подтверждается федеральными законами об исполнении федеральных бюджетов за эти годы). Министерству обороны Российской Федерации открыты счета в Специализированном отделении Управления Федерального казначейства по г. Москве. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" гласит: «Порядок представления документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в случае гибели (смерти) лица, сотрудничавшего на постоянной или временной основе с федеральным органом исполнительной власти, определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти». Например, Федеральной службой безопасности, чьи сотрудники также принимают участие в борьбе с терроризмом, определен порядок выплаты единовременного пособия (приказ ФСБ России от 25 июня 2008 г. N 304). Приказ ФСБ Российской Федерации от 25 июня 2008 г. N 304 "Об утверждении Порядка выплаты в органах федеральной службы безопасности единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" во многом цитирует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом". В обоих нормативных актах установлено, что единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, участвующим в борьбе с терроризмом. Однако, Министерством обороны Российской Федерации не утвержден свой порядок выплаты единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащим в связи с их участием в борьбе с терроризмом. Поскольку Министерством обороны Российской Федерации до настоящего времени не утвержден свой порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, считаем возможным до его принятия применять к возникшим правоотношениям (по выплате лицам в случае гибели членов их семей единовременного пособия) правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом". В связи с тем, что Нестеренко И.Л. не являлся сотрудником Министерства финансов Российской Федерации, а Министерство финансов Российской Федерации в свою очередь не является государственным органом, осуществляющим борьбу с терроризмом, учитывая также, что Министерству финансов Российской Федерации из средств федерального бюджета денежные средства на борьбу с терроризмом не выделялись, считает, что в данной ситуации надлежащим ответчиком выступает Министерство обороны Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации выступает от имени казны в Российской Федерации в соответствии ст. 1071 ГК Российской Федерации, которая применяется, если в порядке ст. 1069 или 1070 ГК Российской Федерации установлен факт незаконности действий или бездействия государственных органов или должностных лиц. В настоящее время отсутствует факт признания незаконными действий (бездействия) каких-либо государственных органов или их должностных лиц. Следовательно, отсутствуют основания для возмещения вреда за счет казны Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации).Таким образом, по мнению представителя Министерства финансов РФ действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности Министерства финансов Российской Федерации выплачивать гражданам пособие в связи с гибелью их родственников при проведении контртеррористических операций. Из материалов дела усматривается, что истцы не обращались непосредственно в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о выплате единовременного пособия, как это предусмотрено правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом". Кроме того, истцами пропущен срок исковой давности, в соответствии со ст. 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. На основании изложенного, представитель министерства финансов РФ просит истцам в иске к Минфину России отказать, применить последствия пропуска срока исковой давности.

Суд заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора полагавшего иск удовлетворить, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

В силу положений, закрепленных в ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских прав, трудовых или иных правоотношений.

Судом бесспорно установлено, поскольку не оспаривается сторонами дела и подтверждается представленными суду доказательствами, что истцы являются членами семьи( мать, супруга, дети) военнослужащего Нестеренко Игоря Львовича, погибшего в ходе боевого задания при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ в Чеченской республике 01.12.1999г. На момент гибели Нестеренко Игорь Львович -разведчик роты специального назначения, сержант контрактной службы войсковой части 48427 Воздушно-десантных войск, находился на военной службе по контракту выполнял задачи по уничтожению банд формирований и террористических групп на территории Республики Чечня, посмертно награжден орденом «Мужества».

В системе действующего правового регулирования Российской Федерации правовую основу компенсаторного механизма защиты прав потерпевших от террористических актов составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, специальные законы РФ "О борьбе с терроризмом" (1998 г.) и "О противодействии терроризму" (от 6 марта 2006 г.), нормативно-правовые акты Правительства РФ и других органов государственной власти.

В силу ст. 1, 2, 15, 17 Конституции РФ в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

К числу признанных и защищаемых Конституцией РФ прав относятся прежде всего право на жизнь (ч. 1 ст. 20) как высшую социальную ценность, охраняемую законом, которое является основным, неотчужденным и принадлежащим каждому от рождения, и право на охрану здоровья (ст. 41). Возлагаемая на Российскую Федерацию обязанность по обеспечению реализации и защиты названных конституционных прав предполагает не только необходимость разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий, создающих условия, при которых исключалась бы какая-либо опасность для жизни людей и предотвращалось бы причинение вреда здоровью, но и необходимость принимать меры к возмещению или компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью.

Определением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 523-О "По жалобе граждан Бурбан Елены Леонидовны, Жирова Олега Александровича, Миловидова Дмитрия Эдуардовича, Миловидовой Ольги Владимировны и Старковой Тамары Михайловны на нарушение их конституционных прав положениями статьи 17 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", установлено, что в соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Это согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), предусматривающей, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством (п. 4); при этом понятие "вред, причиненный индивидуально или коллективно жертвам преступлений" включает вред, причиненный физическому или душевному здоровью, эмоциональные переживания, экономические потери или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов ООН (п. 1), а понятие "жертва" - также близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы (п. 2).

Европейская конвенция о пресечении терроризма (заключена 27 января 1977 г.) помимо посягательств, подпадающих под действие перечисленных в ней договоров (конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, если такие преступления связаны с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность либо их свободу), относит к терроризму преступления, сопряженные с похищением, захватом заложников или серьезным насильственным удержанием людей, преступления с применением средств, создающих опасность для людей (ст. 1); как терроризм может быть квалифицировано и иное не указанное в ст. 1 преступление, если оно является серьезным насильственным посягательством против жизни, физической неприкосновенности или свободы личности, актом нанесения ущерба имуществу, создающим коллективную опасность для людей (ст. 2), которая дополняет указанную концепцию и ряд других соглашений.

20 апреля 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. В ее преамбуле особо подчеркнута необходимость осознать опасное положение, в котором оказываются страдающие от терроризма люди, и в этой связи вновь подтверждается глубокая солидарность с жертвами терроризма и членами их семей. Каждая сторона принимает надлежащие меры в целях предупреждения террористических преступлений и их негативных последствий при соблюдении обязательств в области прав человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, а также других обязательств в соответствии с международным правом (ст. 3 "Национальная политика по предупреждению терроризма").

Статья 13 Конвенции регламентирует вопросы предоставления защиты, компенсации и поддержки жертвам терроризма: каждая сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для защиты и поддержки жертв проявлений терроризма, имевших место на ее территории. Эти меры, будучи приняты в рамках надлежащих национальных систем и при условии соблюдения норм внутреннего законодательства, могут включать, кроме прочего, финансовую помощь и компенсацию жертвам терроризма и их близким членам семьи.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом устанавливает принятый 6 марта 2006 г. Федеральный закон "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ.

Согласно ст. 9 названного закона для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции привлекаются соединения подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе, военнослужащие, сотрудники и специалисты федер альных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сторонами дела не оспаривается то обстоятельство, что военнослужащий Нестеренко И.Л. погиб, когда принимал участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. Данное обстоятельство подтверждается архивной справкой Министерства обороны РФ № 8)11515 от 14.03.2011года, из которой следует, что смерть военнослужащего Нестеренко И.Л. связана с исполнением обязанности военной службы, при выполнении специального задания в Чеченской республики, где он находился в составе воинской части 48427. Данная воинская часть включена в перечень частей, подразделений и групп Вооруженных Сил РФ, входивших в состав объединенной группировки войск по проведению контртерростических операций на территории Северо -Кавказского региона в период гибели военнослужащего Нестеренко И.Л.

В силу положений, закрепленных в ст. 21ч.2 названного закона в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, участвовавших в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, Правительством Российской Федерации, постановлением от 21 февраля 2008 г. N 105 утверждены правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом".

Пунктом вторым постановления предусмотрено что расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся возмещению в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.

Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Вопросам возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, посвящена статья 18 названного Закона, которая устанавливает, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.

Частью второй ст. 18 Закона предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета (в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ). Соответственно вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

Таким образом, Федеральный закон довольно четко определяет обязанность государства за счет средств федерального бюджета компенсировать причиненный потерпевшим в результате террористического акта имущественный вред, который может выражаться как в утрате определенного имущества, так и в потере заработка, в случае причинения вреда здоровью либо в потере содержания, которое наступает для иждивенцев, потерявших своего кормильца.

Соответственно ч. 2 ст. 18 Закона дает основание для применения общих норм гражданского законодательства о полном возмещении вреда, причиненного правомерными действиями при пресечении террористического акта, что, безусловно, свидетельствует о намерении законодателя наиболее полным образом загладить вред, причиненный такими действиями.

Таким образом, изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что единовременная выплата, предусмотренная ч. 2 ст. 21 Закона № 35-ФЗ осуществляется за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Аналогичная позиция закреплена в кассационном определении Саратовского областного суда, вынесенном 02.06.2011года по настоящему делу( л.д 101-104).

Изложенное, не позволяет суду согласиться с доводами представителя Министерства финансов РФ о том, что вред подлежит взысканию с Министерства обороны РФ.

Суд также не может согласиться с доводами представителя Министерства финансов РФ о том, что на возникшие правоотношения не могут распространяться нормы Закона "О противодействии терроризму", при этом суд исходит из следующего.

Действительно на момент гибели военнослужащего Нестеренко И.Л. (01.12.1999года) действовал до 01.01.2007года Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998г, который также предусматривал обязанность государства возместить членам семьи погибшего путем выплаты единовременной компенсации. Размер единовременной компенсации определялся ст. 20 названного закона и первоначально составлял в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда, в последующем с учетом внесенных в закон изменений стала составлять в размере 100000 руб.

Как установлено судом истцы не использовали права на получение единовременной выплаты в период действия Федерального закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998г.

В настоящее время данный закон утратил силу, поэтому не может быть применен к возникшим правоотношениям, учитывая, что на момент обращения истцов за компенсационной выплатой действовал порядок и размер той же компенсационной выплаты установленный Федеральным законом № 35-ФЗ « О противодействии терроризму».

Суд не может согласиться с доводами участвовавших в рассмотрении дела представителей ответчиков о пропуске истцами срока исковой давности, по следующим основаниям.

Требования истцов вытекают из возмещения вреда причиненного жизни гражданина. Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Нельзя согласиться с доводами представителя Министерства финансов РФ о том, что препятствием к удовлетворению требований истцов является отсутствие их обращения за выплатой в Министерство обороны РФ.

В силу названного выше Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 105
"О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" ( пункт 3 Правил) для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности: письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица.

Судом установлено, что истцы обращались с заявлением о выплате единовременной выплаты в Военный комиссариат Саратовской области, что не оспаривается представителем последнего и подтверждается заявлениями истцов. военнослужащий Нестеренко И.Л. был призван на военную службу районным Военным комиссариатом города Саратова. Кроме того суд расценивает как обращение за выплатой врученное ответчиком исковое требование, правомерность которого в ходе рассмотрения дела ответчиками оспаривалась и добровольно удовлетворено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Нестеренко Маргариты Васильевны, Нестеренко Марины Викторовны, Нестеренко Виктора Игоревича, Нестеренко Алексея Игоревича единовременное пособие в связи с гибелью военнослужащего, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом по 150 000рублей в пользу каждого.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:                                                                                                   О.М. Подветельнова