Дело № 2- 1606 /2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Садовой И.М., при секретаре Мамедовой З.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску Мазалова Юрия Федоровича к Комитету по управлению имуществом города Саратова об обязании включить на жилищный учет граждан уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. в муниципальных образованиях, для обеспечения жилым помещением УСТАНОВИЛ: Мазалов Ю.Ф. обратился в суд с первоначальным иском к ответчику с требованиями обязать восстановить его на жилищном учете, как нуждающегося в жилом помещении для получения государственного жилищного сертификата, мотивировал требования тем, что он был уволен с воинской службы в запас по ст.57 ч.3 абз.2 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию) с календарной выслугой 20 лет 1 месяц. 01.07.20011г. в ходе подготовки слушания по делу истец уточнил исковые требования и просит обязать ответчика восстановить его на жилищном учете граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. в муниципальных образованиях, для обеспечения его и его семьи жилым помещением. 08.07.2011г. в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом уточнены исковые требования, в которых он просит обязать ответчика принять его на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. в муниципальных образованиях, для обеспечения его и его семьи жилым помещением. В судебном заседании истец Мазалов Ю.Ф. уточненные исковые требования в окончательном варианте поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, при этом поддержал пояснения данные в ходе подготовки дела к рассмотрению, а так же пояснения изложенные в исковом заявлении, согласно которых он приказом командующего войсками Краснознаменного Приволжского военного округа от 30.09.1993г. г.Самары, в возрасте 37 лет, был уволен с военной службы в запас по ст.57 ч. 3 абз.2 (собственное желание) ФЗ РФ «О воинской обязанности с военной службы». Согласно приказу выслуга лет составила 20 лет 1 месяц. Последнее место службы Федоровский райвоенкомат Саратовской области, по увольнению ему была назначена пенсия в соответствии с п.«а» ст.13 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц походивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». В период военной службы по последнему месту он был обеспечен частично благоустроенной 3-х комнатной квартирой, которая при увольнении была им сдана. При увольнении с военной службы он избрал местом своего постоянного проживания г.Саратов, где ни он, ни члены его семьи жилым помещением обеспечены не были, на момент увольнения семья истца имела статус многодетной (3 и более детей). Причиной увольнения послужила необходимость постоянного ухода за супругой, имеющей онкологическое заболевание, а так же за одной из дочерей, которой требовалась оперативное вмешательство, по заболеванию щитовидной железы и длительный послеоперационный уход, заболевания членов его семьи связаны с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986г. При увольнении ему было разъяснено, что его право на получение жилого помещения по месту постоянного проживания по причине «собственное желание» нарушено не будет. Однако, на неоднократные обращения в уполномоченные органы муниципального образования субъекта РФ о предоставлении жилищного сертификата, субсидии на строительство либо приобретение жилье ему было отказано, причиной отказа являлось основание к увольнению с военной службы (по собственному желанию). Согласно сведениям из регистрирующих органов истец и члены его семьи жилых помещений в собственности либо по договору найма не имеют, проживают в арендуемом жилом помещении, по месту регистрации не проживают, так как общая площадь квартиры менее, чем предусмотрено санитарными нормами. Кроме того, указывает, что 28.08.1998г. он подал заявление в жилищный отдел Администрации г.Саратова о постановке на очередь на получение ГЖС. Данное заявление было зарегистрировано за номером 231-02-38м и его известили о том, что он поставлен на учет для получения жилья. 22.05.2000г. истец получил ответ, который он трактует как уведомление о снятии с очереди на том основании, что по указанной программе в списки на получение ГЖС уже были включены 380 семей военнослужащих, уволенных с военной службы в 1989-1990гг. В 1999-2000гг. с выходом Постановления Правительства РФ от 29.03.1999г. №351 в списки включаются только граждане, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более (уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями) (ст.5 Порядка выпуска и погашения ГЖС). Таким образом, поскольку статья увольнения не соответствует вышеуказанным в постановлении, то по мнению Администрации г.Саратова, истец не имеет права на получение ГЖС. Полагает, что данный отказ не законен, т.к. заявление было подано 28.08.1998г. в период действия Постановления Правительства РФ от 20.02.1998г. №71, не ограничивающего по критерию оснований увольнения. В дальнейшем сведения о постановке его на учет в связи с истечением срока хранения документов, были уничтожены. Позднее полномочия по постановке на жилищный учет граждан были возложены на Комитет по управлению имуществом города Саратова. Согласно ответу Комитета по управлению имуществом города Саратова сведения об обращении истца о постановке на учет не сохранились, а журнал регистрации поступающих документов хранится в отделе 5 лет. Однако согласно ответу Администрации МО «Город Саратов» в отделе по работе с обращениями граждан сохранилась компьютерная запись карточки от 28.08.1998г. за №231-02-38м по обращению по жилищному вопросу. Представитель ответчика в ходе судебного заседания Алакин С.О. просил в иске отказать, заявил о пропуске срок исковой давности. Третье лицо Мазалова Н.А. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Третье лицо Мазалов А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.102 том 1). Третье лицо Администрация Фрунзенского района г.Саратова в судебное заседание не явилось, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 96 том 1). Третье лицо Военный комиссариат Саратовской области в судебное заседание не явилось, извещены просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 101 том 1). Представитель третьего лица Администрации МО «город Саратов» Межевич Ю.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддерживая письменный отзыв, где указывают следующее. В настоящее время вопросы обеспечения жильем для военнослужащих регулируются Федеральным Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. №53-ФЗ. Согласно п.1.1. Положения о Комитете по управлению имуществом г.Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008г. №25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в Как следует из материалов дела, истцом не представлены документы, подтверждающие факт его обращения с заявлением о постановке его на учет для В своем ответе КУИ г.Саратова сообщает, что сведений о том, что истец когда - либо обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в Третьи лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явилось, извещены предоставили отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что основание увольнения истца с воинской службы не давало ему право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в списках лиц имеющих право на предоставление государственного жилищного сертификата граждан, уволенным с военной службы и приравненных к ним лицам с 2002г. истец не значится. Третьи лица Администрация Октябрьского района г. Саратова, Министерство обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены. Заслушав лиц участвующих в деле, обозрев личное дело Мазалова Ю.Ф., исследовав материалы дела, и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 56 ГПК РФ). Ст.28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривает, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В силу ст.29 ЖК РСФСРнуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане в том числе: проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Согласно ст.30 ЖК РСФСРУчет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСРПринятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 г. №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и. в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержатся все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 01 января по 01 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Согласно п. 3 ст.3 ФЗ от 22.01.93г. №4338-1 «О статусе военнослужащих» (действовавшего на момент увольнения истца) никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Статьей 15 ФЗ от 22.01.93г. №4338-1 «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 14 ст.15 ФЗ от 22.01.93г. №4338-1 «О статусе военнослужащих». Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998г. N71 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» (далее - Программа), разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997г. NПр-1777, направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей. Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья. Программа предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют следующие категории граждан: военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Применительно к настоящей Программе основаниями для признания в установленном порядке граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются: отсутствие жилого помещения, проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Исходя из смысла вышеуказанных норм законодатель установил перечень категории военнослужащих, обладающих правом на получение жилищного сертификата, который расширительному толкованию не подлежит. Доводы истца о том, что по смыслу положений ст.2 Постановления Правительства РФ от 20.02.1998г. №71 для включения в списки на получение ГЖС для уволенных в запас или отставку военнослужащих оговаривался только срок службы (продолжительность военной службы более 10 лет) без упоминания статьи увольнения, не основан на законе. Основания увольнения истца не давали ему право на получение государственного жилищного сертификата. Вместе с тем истец не был ограничен в праве подачи заявления о постановке на учет как военнослужащий запаса, нуждающийся в жилом помещении в установленном законом порядке. Так, в целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства муниципальном образовании, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 6 сентября 1998г. N1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», которым утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Правила). В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или в отставку и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. Основания увольнения истца подпадают под категорию лиц имеющих право на получение жилого помещения в порядке установленным в соответствии с указанными выше Правилами, а именно как военнослужащий, уволенный с военной службы в запас, что усматривается из материалов личного дела. Пунктом 3 Правил предусмотрено, что учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности. Контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссию по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что вопросы постановки на очередь и предоставление жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов. Пункт 6 Правил определяет, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении. К данной категории лиц, из числа бывших военнослужащих относится истец. Пункт 7 Правил устанавливает основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: в том числе а) отсутствие жилой площади, б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. Граждане признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Исходя из смысла вышеуказанного, постановка на учет носит заявительный характер. Из материалов дела установлено, что супруга истца Мазалова Н.А. до 1996г. обращалась в Администрацию г. Саратова в отдел по учету и распределению жилья, ответом администрации истцу было рекомендовано для постановки на очередь для получения жилой площади прибыть в жилищный отдел администрации г.Саратова (л.д.16 том 1). 20 августа 1998г. Мазалов Ю.Ф. получил ответ Администрации города Саратова № 231-02-38 м, в котором ему было разъяснено, что по вопросу постановки на очередь для получения жилищного сертификата ему необходимо обратиться по месту постановки на очередь для улучшения жилищных условий, так как в силу п.22 Постановления Правительства РФ от 21.03.1998г. №320 организация работы, ведется районными администрациями, в которых создаются рабочие комиссии. В судебном заседании установлено, что истец 24.08.1998г. обращался к председателю комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г.Саратова по выдаче государственных жилищных сертификатов, однако ему в устной форме было разъяснено, что необходимо обратиться к заместителю мэра, как председателю комиссии по выдаче государственных жилищных сертификатов. 28.08.1998г. истец обратился в Администрацию муниципального образования «город Саратов» с заявлением по жилищному вопросу, регистрация заявления №231-02-38 м (л.д. 12 том 1), из пояснений истца в судебном заседании и из черновика заявления датированного 24.08.1998г., установлено что истец в заявлении просил включить его в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и выдать ему жилищный сертификат для приобретения жилья на состав семьи из 5 человек. Ссылался, на то что состоит как член многодетной семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 22.11.1994г. в Администрации Октябрьского района г. Саратова (л.д. 115 том 2). Уведомления о принятии и постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении для получения жилищного сертификата истцом не представлено. 18.07.2000 г. Мазаловым Ю.Ф. получен ответ из администрации г. Саратова, по обращению Мазалова Ю.Ф. к губернатору Саратовской области, с разъяснением права подачи заявления на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в силу ст.3,7 Постановления Правительства РФ № 937 от 03. 08.1996г., для чего ему рекомендовано было обратиться в администрацию г.Саратова, а так же ему дополнительно разъяснено право встать на очередь на улучшение жилищных условий в районной администрации по месту жительства. Истец, обосновывая свои исковые требования ссылается, на то что его учетное дело значилось под номером 236, а номер очереди на получение субсидии указывался как №219 данные сведения стали ему известны при очередном обращении к ответчику. Номер дела и номер очереди был зафиксирован истцом на ответе администрации от 18. 07.2000г. (л.д. 27 том 1). Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996г. N937 За счет средств федерального бюджета субсидия предоставлялась (в пределах предусмотренных объемов), в том числе военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку. Основанием предоставления субсидии являлось соблюдение одновременно двух условий наличие нуждаемости в жилом помещении и постановка на учет по предоставлению жилой площади в установленном законом порядке. В соответствии со ст.51 ЖК РФГражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ст. 52 ЖК РФЖилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4, документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» обуславливает реализацию прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений и сроки реализации этих прав возможностями федерального бюджета, и устанавливает, что эти права осуществляются в соответствии с порядком, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Пункт 16 « Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», действовавших с сентября 1998г. устанавливает, что органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих. Исходя из требований закона, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу, к увольнению с военной службы: проводятся следующие мероприятия: уточняются данные о прохождении им военной службы, проводится индивидуальная беседа, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего. При этом беседа проводиться со всеми увольняемыми военнослужащими независимо от того, по каким основаниям их планируют уволить с военной службы (т.е. с увольняемыми не только по «льготным» основаниям, но и по собственному желанию.) В ходе беседы, выясняются все существенные вопросы, связанные с увольнением, в том числе нуждаемость в обеспечении жилым помещением. Исходя из материалов личного дела Мазалова Ю.Ф. сведений о его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период похождения службы не имеется, что не оспаривалось истцом, а так же подтверждается ответами Областного военного комиссариата, (л.д.227 том 2). Пункт 28 Правил устанавливает, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди. Пункт 30 Правил определил, что администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы. Не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы. Из пояснений истца, ответчика, письменных возражений третьи лиц судом установлено, что истец ранее, до возникновения спора в суде, не обращался в установленном законом порядке для постановки его на учет как нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Постановлением правительством Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Мазалов Ю.Ф. на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке ни до 01.01.2005г., ни после 01.01.2005г. не вставал, в списках на улучшение жилищных условий не значился. Наличие пояснений истца о наличии номера субсидии №219 и номере учетного дела №236, что им было зафиксировано свободной записью, не может быть безусловным доказательством подтверждающим факт постановки на учет. Исходя из содержания Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (военнослужащих, уволенных в запас или отставку) при Саратовской горисполкоме начатой 16.01.1985г. под номером дела 236 (на который ссылался истец) значится Лисенков С.Л. (л.д. 109 оборот том 1), под иным номером фамилия истца не значится, не имеется его фамилии и в адресной книге учета №5 начатой 06.02.1998г. (Л.д. 2-102 том 2). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, в настоящее время со стороны ответчика права истца не нарушены, а истец в настоящее время не лишен возможности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке, оснований для восстановления его на учете либо понуждении ответчика поставить его на учет в настоящее время не имеется. Суд не принимает доводы стороны ответчика о попуске срока исковой давности, поскольку к правоотношениям вытекающим из споров о защите жилищных прав срок исковой давности не распространяется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Мазалову Юрию Федоровичу в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению имуществом города Саратова - отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Саратова в течение 10 дней с момента изготовления в мотивированного решения 13 июля 2011 года. Судья И.М.Садовая
соответствии с действующим законодательством. КУИ г.Саратова осуществляет учет
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального
специализированного жилищного фонда и отдельных категорий граждан (граждан,
уволенных с военной службы в запас или отставку и реабилитированных), нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий (п.3.9.1).
получения жилого помещения. Уведомление о снятии его с учета от 22.05.2000 г., на
которое он также ссылается, истцом также не представлено.
улучшении жилищных условий в отдел по учету и распределению жилых помещений в КУИ города Саратова, у них нет. Таким образом, в уполномоченном органе отсутствуют сведения и документы, подтверждающие факт постановки истца на учет.
«О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» Утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», предусматривающую обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы.
«О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», действовавшее до 21.03.2006г. (Постановление правительства № 153 от 21.03.2006г). Положение предусматривало предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (далее именуется - субсидия) предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящими в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в том числе: органах местного самоуправления, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.