об обязании предоставить жилое помещение



№ 2- 1556/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.07.2011года                                                                                                 город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., с участием прокурора Масаловой Ю.В., при секретаре Евстратове А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Загородневой Галины Семеновны к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах Загородневой Галины Семеновны, указывая, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации МО «Город Саратов» -р от 24.05.2010 г., жилой <адрес> литер «<адрес>» по <адрес> признан аварийным. В указанном жилом доме имеется 5 квартир муниципального жилого фонда, остальные находятся в собственности граждан. Загороднева Г.С. проживает в <адрес> жилого <адрес> литер «<адрес>» по <адрес>, которая является муниципальной. Согласно справки, представленной ТСЖ № 4 Фрунзенского района 31.05.2011 г., жилое помещение, в котором проживает Загороднева Г.С., состоит из 2 комнат, площадью 28,9 кв.м. В квартире проживают и зарегистрированы 3 человека: Загороднева Г.С., Быстрова С.В., Быстров А.М. В нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47 длительное время распоряжение о признании жилого дома аварийным с указанием сроков и порядка отселения физических лиц издано не было, что повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом <адрес> литер «<адрес>» по <адрес>. По данному факту прокуратурой района 27.04.2010 г. на имя и.о. главы администрации Муниципального образования «Город Саратов» было внесено представление, по результатам рассмотрения которого было издано распоряжение -р от 24 мая 2010 г. о мероприятиях по отселению лиц из многоквартирного <адрес> литер «<адрес>» по <адрес>. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов»
от 24 мая 2010 года -р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению
физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры для расселения семьи Загородневой Г.С. до настоящего времени не приняты. В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» предоставить семье Загородневой Галины Семеновны, состоящей из трех человек, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова жилой площадью не менее 28,9 кв.м, состоящее из 2-х комнат.

В судебном заседании прокурор поддержал иск по изложенным в нем основаниям.

Истец, Загороднева Г.С и привлеченные к участию в деле члены ее семьи Быстрова С.В и Быстров А.М. иск прокурора поддержали, пояснив, что дом в котором они проживают находится в аварийном состоянии, грозит обрушением, дальнейшее в нем проживание опасно для жизни и здоровья.

Представитель администрации муниципального образования « Город Саратов», в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил и не просил рассмотрение дела отложить. Суд с учетом надлежащего извещения представителя ответчика, лично под подпись и направления в адрес ответчика почтового уведомления и телефонограммы, пришел к выводу о возможном рассмотрении дела без участия представителя администрации муниципального образования « Город Саратов». При этом суд учитывает письменные возражения на иск, из которых следует, что администрация муниципального образования « Город Саратов» не оспаривает того обстоятельства, что дом, в котором расположена квартира семьи Загородневой Г.С. в установленном законом порядке признан аварийным, вместе с тем полагала, что удовлетворение иска исключается наличием принятого ответчиком распоряжения -р от 24мая 2010года о признании дома аварийным и о расселении проживающих в нем граждан путем предоставления жилых помещений по правилам ст. 89 ЖК РФ, учитывая, что законодатель не предусмотрел сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны провести отселение граждан из аварийного дома. Одновременно в возражениях на иск имеется ссылка на то, что удовлетворение иска возможно если будет установлено, что Загороднева Г.С. и члены ее семьи относятся к категории малоимущих граждан.

Представитель ответчика, комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов»( далее комитет), по доверенности Гурбанов Д.Ю. иск не признал и поддержав доводы Администрации муниципального образования «Город Саратов», изложенные в письменных возражениях, одновременно обратил внимание суда, что комитет является не надлежащим ответчиком, поскольку не наделен правом предоставления гражданам жилых помещений.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица, администрации Фрунзенского района города Саратова, в судебное заседание не явился, представив суду заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Загороднева Г.С. и члены ее семьи дочь-Быстрова С.В и внук- Быстров А.М. по договору социального найма пользуются квартирой жилого <адрес> литер «<адрес>» по <адрес> в <адрес>. Квартира состоит из двух жилых комнат, жилой площадью 28,9кв.м.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» -р от 24.05.2010 г., жилой <адрес> литер «<адрес>» по <адрес> в <адрес> признан аварийным, жильцы дома подлежащими отселению.

Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются представленными суду документами: заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу /Ф от 21.05.2009года ( л.д13-16), протоколом заседания межведомственной комиссии ( л.д. 17-20), сообщением администрации Фрунзенского района города Саратова ( л.д.21), распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» -р от 24.05.2010 г. ( л.д.22-23, 33-34)), реестром аварийных домов ( л.д.26-29), представлением прокуратуры (л.д.30-31), сообщением об издании распоряжения ( л.д.32),справкой ТСЖ-4 о лицах зарегистрированных в квартире ( л.д.35).

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов»
от 24 мая 2010 года -р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению
физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры по отселению истца и ее семьи приняты не были.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду.

Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11).

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находится занимаемое семьей Загородневой Г.С. жилое помещение, признано аварийным, жильцы дома подлежащими отселению.

Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы.

Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме.

Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Срок предоставления жилого помещения «внеочередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещение» и случаи при наступлении которых жилье предоставляется ( аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18
утверждены Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".

Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат(пункт 29).

К лицам имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма отнесены также граждане подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у истцов возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным(аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является Администрация муниципального образования «город Саратов». Делегирование ряда полномочий комитету по управлению имуществом, не освобождает администрация муниципального образования «город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования.

В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования.

Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. Комитет по управлению имуществом города Саратова      является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом.

Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истца, предъявленных к данному ответчику.

Судом из положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Изложенное обязывает суд признать за истцом право на внеочередное предоставление его семье жилого помещения по договору социального найма, с возложением такой обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Изложенное позволяет удовлетворить требования истца, также, в части, касающейся требований, предъявляемых к предоставляемому жилому помещению, оно должно быть равнозначным по площади и количеству комнат тому жилому помещению, из которого истцы подлежат выселению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд     

РЕШИЛ:

Иск прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Загородневой Галины Семеновны к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования « Город Саратов» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» предоставить семье Загородневой Галины Семеновны, состоящей из трех человек, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова жилой площадью не менее 28,9 кв.м, состоящее из 2-х комнат.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:                                                                                                     О.М.Подвтелеьнова