Дело №2-1570/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А., при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица: Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Общество с ограниченной ответственностью «Ксения-П», Сидорова Татьяна Викторовна, Найдович Борис Викторович к Аллянову Андрею Семеновичу о сносе постройки, УСТАНОВИЛ : Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности - Костоправова И. А. обратилась в суд указав, что решением Фрунзенского районного суда от 20 марта 2006 года по делу № 2-141/06, вступившим в законную силу 24 мая 2006 года были удовлетворены исковые требования Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г.Саратова к Аллянову Андрею Семеновичу, проживающему по адресу: <адрес> о сносе самовольно возведенных пристроек к вышеуказанному жилому дому под лит. «В2» общей площадью 15,9 кв.м. и лит. «ВЗ» общей площадью 15,5 кв.м. Основанием для удовлетворения требований о сносе послужило то обстоятельство, что одна из самовольных пристроек располагалась на существующих сетях канализации и канализационном колодце, другая - имела общую стену с трансформаторной подстанцией № 99, располагалась на трассе двух питающих подстанцию высоковольтных кабелей 6 Кв и полностью перекрывала доступ к выходу кабельных линий из ТП-99, тем самым создавая угрозу отключения от электроэнергии центральной части города, включая проспект Кирова. 28 февраля 2011 года в администрацию муниципального образования «Город Саратов» поступило обращение прокуратуры Фрунзенского района г.Саратова от 22 февраля 2011 года № 279ж-2003 во вопросу проведения проверки законности реконструкции здания по адресу: г.Саратов, ул. Дзержинского, д. 6. В ходе проведенной проверки выяснилось, что над квартирами <адрес> в здании по адресу: <адрес> самовольно надстроены три этажа и мансарда, т.е. производится реконструкция существующего одноэтажного здания. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.03.2011 № 17/019/2011-234 четырехкомнатная квартира <адрес> принадлежит Аллянову А.С. В соответствии с представленным МУП «Городское бюро технической инвентаризации» поэтажным планом коммунальной квартиры № 12, 13 в доме № 6 по ул. Дзержинского в г.Саратове по состоянию на 08 июня 1999 года указанная квартира находится в жилом доме под лит. «В». Согласно письму комитета по управлению имуществом города Саратова от 18 марта 2011 года № 13-04/3299 жилой дом лит. «В» по <адрес> включен в реестр муниципального жилищного фонда города, квартира <адрес> в указанном доме включена в реестр объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета квартир и комнат в коммунальных квартирах. Из письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» от 17 марта 2011 года № 13/399-07-О3Ф следует, что проектная документация реконструкции жилого дома <адрес> Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» не согласовывалась, разрешение на реконструкцию дома органом местного самоуправления не выдавалось. В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Статьей 263 ГК РФ предусмотрено, что строительство на земельном участке может осуществляться при наличии разрешения собственника данного земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ пользователи земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. В силу положений ст. 49 Градостроительного кодекса РФ до начала реконструкции ответчик должен был получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Кроме того, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае реконструкции объекта капитального строительства необходимо согласие всех его правообладателей. Согласие собственника <адрес> муниципального образования «Город Саратов» до начала реконструкции Алляновым А.С. получено не было. В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 г. собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Статья 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. В соответствии с п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что ст. 4 Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2001 года № 23-ЗСО Законом Саратовской области от 07 октября 2009 года N 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» (вступил в силу с 23 октября 2009 года) была отменена, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории города Саратова в настоящее время является администрация МО «Город Саратов». Таким образом, сохранение самовольной постройки нарушает права органа местного самоуправления, каковым в силу ст. 22 Устава МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, является администрация МО «Город Саратов», по решению вопросов местного значения. В связи с чем, просит снести незавершенные строительством второй, третий, четвертый этажи и мансарду жилого дома лит. «В», расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств Аллянова Андрея Семеновича. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности - Костоправова И. А. исковые требования поддержала. Представители третьих лиц : Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом г. Саратова, представитель Сидоровой Т. В. просили исковые требования удовлетворить, так как самовольная постройка нарушает их права и законные интересы. Ответчик - Аллянов А. С. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, о чем свидетельствуют судебные извещения и телеграммы, направленные по месту его регистрации. При этом, Аллянов А. С. неоднократно извещался о явке на досудебную подготовку, проводимую по делу, на предыдущее судебное заседание, однако, никаким образом на извещения не отреагировал. Таким образом, судом были предприняты исчерпывающие меры, направленные на уведомление ответчика о дате и времени рассмотрения дела, однако Аллянов А. С. умышленно уклонился от получения извещений, о чем бесспорно свидетельствуют материалы дела. О том, что во Фрунзенском районном суде г. Саратова слушается дело о сносе самовольной постройки Аллянов А. С. бесспорно знает, о чем свидетельствуют подача им частной жалобы на определение о принятии обеспечительных мер и подача заявления об отмене обеспечительных мер. Кроме того, Аллянов А. С. для представления своих интересов воспользовался услугами адвоката Баранова И. Г., который в судебное заседание не явился, о дате и времени был извещен лично под роспись, уважительности причин отсутствия суду не представил. При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГК РФ и с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд определил рассмотреть в отсутствие не явившихся ответчика и его адвоката. Представитель Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», представитель Общества с ограниченной ответственностью «Ксения-П», Сидорова Т. В., Найдович Б. В. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Снос самовольной постройки по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (статья 12 ГК Российской Федерации); расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права на земельный участок, относятся к убыткам (пункт 2 статьи 15 ГК Российской Федерации). Возмещение расходов, понесенных в связи со сносом самовольной постройки, относится к такому способу защиты нарушенного права, как возмещение убытков в рамках деликтного обязательства, возникшего в результате самовольного занятия земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся оснований ответственности за правонарушения, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (Постановление от 30 июля 2001 года N 13-П); к основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, относится и вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное (постановления от 25 октября 2001 года N 1-П и от 27 апреля 2001 года N 7-П); к общеправовым принципам юридической ответственности относится наличие вины в совершении правонарушения (Постановление от 18 июля 2003 года N 14-П). Между тем абзац второй пункта 2 статьи 222 ГК Российской Федерации, хотя и не содержит прямого указания на ответственность независимо от вины, по своему буквальному смыслу исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки фактически независимо от наличия такой вины. Данное толкование закона является установившимся в правоприменительной практике. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным ее владельцем. Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет. По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. 28 февраля 2011 года в администрацию муниципального образования «Город Саратов» поступило обращение прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова от 22 февраля 2011 года № 279ж-2003 во вопросу проведения проверки законности реконструкции здания по адресу: г. Саратов, ул. Дзержинского, д. 6. В ходе проведенной проверки выяснилось, что над квартирами № <адрес> самовольно надстроены три этажа и мансарда. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 марта 2011 года № 17/019/2011-234 четырехкомнатная квартира <адрес> принадлежит Аллянову А.С.. В соответствии с представленным МУП «Городское бюро технической инвентаризации» поэтажным планом коммунальной квартиры № 12, 13 в доме № 6 по ул. Дзержинского в г. Саратове по состоянию на 08 июня 1999 года указанная квартира находится в жилом доме под лит. «В». В соответствии с представленным МУП «Городское бюро технической инвентаризации» поэтажным планом коммунальной квартиры № 12, 13 в доме № 6 по ул. Дзержинского в г.Саратове по состоянию на 08 июня 1999 года указанная квартира находится в жилом доме под лит. «В». Согласно письму комитета по управлению имуществом города Саратова от 18 марта 2011 года № 13-04/3299 жилой дом лит. «В» по ул. Дзержинского, д.6 в г.Саратове включен в реестр муниципального жилищного фонда города, квартира № 14 в указанном доме включена в реестр объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета квартир и комнат в коммунальных квартирах. Из письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» от 17 марта 2011 года № 13/399-07-О3Ф следует, что проектная документация реконструкции жилого <адрес> Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» не согласовывалась, разрешение на реконструкцию дома органом местного самоуправления не выдавалось. В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Статьей 263 ГК РФ предусмотрено, что строительство на земельном участке может осуществляться при наличии разрешения собственника данного земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ пользователи земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. В силу положений ст. 49 Градостроительного кодекса РФ до начала реконструкции ответчик должен был получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Кроме того, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае реконструкции объекта капитального строительства необходимо согласие всех его правообладателей. Согласие собственника <адрес> муниципального образования «Город Саратов» до начала реконструкции Алляновым А.С. получено не было. В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 г. собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Статья 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. В соответствии с п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что ст. 4 Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2001 года № 23-ЗСО Законом Саратовской области от 07 октября 2009 года N 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» (вступил в силу с 23 октября 2009 года) была отменена, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории города Саратова в настоящее время является администрация МО «Город Саратов». Таким образом, сохранение самовольной постройки нарушает права органа местного самоуправления, каковым в силу ст. 22 Устава МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, является администрация МО «Город Саратов», по решению вопросов местного значения. Правовые последствия самовольного переустройства закреплены ст. 29 ЖК РФ, согласно которой, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. При этом, ответчик Аллянов А. С. за согласованием производимого переустройства не обращался, в суд о сохранении помещения в переустроенном виде не обращался, разъяснением суда о предъявлении встречного иска о признании права собственности на самовольную постройку не воспользовался, документа, подтверждающего наличие у него разрешения на строительство или реконструкцию не представил. При указанных обстоятельствах иск администрации муниципального образования «Город Саратов» подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Иск администрации муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить. Снести незавершенные строительством второй, третий, четвертый этажи и мансарду жилого дома литер «В», расположенного по адресу : <адрес> за счет средств Аллянова Андрея Семеновича. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 15 августа 2011 года. Судья А. А. Негласон