о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, по встречному иску о защите прав потребителей коммунальных услуг



Дело № 2 - 1693\11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08.08.2011г.                                                                                                   г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Ефимовой Е.О., при секретаре Колчиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова к Докалову Сергею Вениаминовичу, Докалову Артему Сергеевичу, Докаловой Татьяне Борисовне, Суверневой Таисии Константиновне о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, встречному иску Докалова Сергея Вениаминовича, Докалова Артема Сергеевича, Докаловой Татьяны Борисовны, Суверневой Таисии Константиновны к Товариществу собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова о защите прав потребителей коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова (далее ТСЖ - 4) обратилось в суд с иском к Докалову С.В., Докалову А.С., Докалововй Т.Б., Суверневой Т.К. и просит суд (в соответствии с изменениями в порядке ст. 39 ГПК РФ, принятыми судом в ходе рассмотрения дела по существу), взыскать с собственников <адрес>, задолженность по оплате жилья и коммунальным услугам за период с ноября 2008 г. по июль 2010 в размере: с Докалова С.В. - 11 470 руб. 92 коп.; с Докалова А.С. - 11 470 руб. 92 коп.; с Докаловой Т.Б. - 11 470 руб. 92 коп.; с Суверневой Т.К. - 8 281 руб. 64 коп.

Заявленные требования мотивированы тем, что ответчики являются собственниками (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждый) <адрес>. За указанный период плату за жилое помещение и коммунальные услуги не вносили, в связи с чем образовалась задолженность в данном размере. При этом, учитывая, что Сувернева Т.К., являясь сособственником указанной квартиры, фактически проживает в другом населенном пункте (<адрес>), где оплачивает коммунальные услуги (газ, свет, воду), просят взыскать с Суверневой Т.К. только задолженность по оплате за содержание жилья и текущий ремонт в указанном размере.

Докалов С.В., Докалов А.С., Докалова Т.Б. и Сувернева Т.К. обратились в суд со встречным иском к ТСЖ - 4 и просят суд (в соответствии с уточнениями, принятыми судом в ходе рассмотрения дела по существу) признать действия исполнителя жилищно-коммунальных услуг ТСЖ-4 по обслуживанию и содержанию жилого дома и предоставлению коммунальных услуг в доме <адрес> ненадлежащими; обязать ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова заключить с ними письменный договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг; обязать ТСЖ-4 исключить отопительную нагрузку <адрес> из договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде; обязать ТСЖ -4 производить расчет потребленной горячей и холодной воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета; взыскать с исполнителя жилищно-коммунальных услуг ТСЖ-4 в пользу истцов компенсацию морального вреда в сумме 51000 рублей. (по 12 750 руб. 00 коп. - в пользу каждого); обязать ТСЖ -4 производить расчет потребленной горячей и холодной воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Свои требования мотивировал тем, что являются собственниками в равных долях <адрес>, не являются членами ТСЖ. ТСЖ-4 оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги ненадлежащего качества. ТСЖ-4 начисляет размер платы за коммунальные услуги с нарушением требований закона и нормативных актов, без законных оснований уклоняется от заключения договора о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и оказании коммунальных услуг. Фактическое исполнение ТСЖ-4, как исполнителем жилищно-коммунальных услуг, и навязывание истцам требования об оплате, без заключения договора в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ), в то время когда не определены существенные условия договора - является ущемлением прав потребителя, в нарушение требований, установленных законами и правовыми актами РФ, ст.422 ГК РФ и ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Уклонение ТСЖ-4 от заключения договора в письменной форме свидетельствует о навязывании потребителям (истцам) условий ущемляющих их права, в нарушение требований, установленными ст. 138 и 155 ЖК РФ, что так же является нарушением и ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебном заседании представители ТСЖ - 4 Токарева Т.В. и Барышева Т.В., действующие в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и просили суд иск удовлетворить. Пояснили, что расчет суммы задолженности ими представлен и просят суд взыскать задолженность без учета пеней

Встречные исковые требования Докаловых С.В., А.С., Т.Б. и Суверневой Т.К. признают частично: об обязании заключить письменный договор с собственниками о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг; об исключении отопительной нагрузки (т.е. о демонтаже радиаторов отопления в квартире по заявлению Докалова С.В.); а также не возражают против удовлетворения требования об обязании производить расчет потребленной горячей и холодной воды в квартире исходя из показаний индивидуальных приборов учета, но при предоставлении в ТСЖ-4 собственниками квартиры сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Требования о признании действий ТСЖ-4 по обслуживанию содержанию жилого дома ненадлежащими, о компенсации морального вреда - не признают, в этой части просят в удовлетворении встречного иска отказать.

В судебном заседании Докалов С.В. и представитель Докалова А.С. и Суверневой Т.К. - Докалов С.В., Докалова Т.Б., не оспаривая наличия задолженности по оплате коммунальных услуг за указанный в иске период, исковые требования признали частично: полагают, что общий размер задолженности собственников квартиры составляет 22 642 руб. 60 коп. (из которых: за Докаловым С.В., Докаловым А.С., Докаловой Т.Б. имеется задолженность - по 7 492 руб. 43 коп., а за Суверневой Т.К. - 165 руб. 28 коп.). В судебном заседании пояснили, что не признают начисления по оплате за содержание и ремонт жилья (поскольку эти услуги по их мнению не оказываются), оспаривают размер начислений по капитальному ремонту, центральному отоплению, холодному и горячему-водоснабжению. Кроме того, полагают, что Суверневой Т.К. (как собственнику, не проживающему в помещении), кроме платы за капитальный ремонт, другие виды платежей не должны начисляться. Просят исковые требования ТСЖ-4 удовлетворить частично, а заявленные ими встречные исковые требования - удовлетворить в полном объеме.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями от 11.05.2007 г.) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать (в том числе) из договора найма жилого помещения в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение; проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг и т.д. (ст. 676 ГК РФ). В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК регулируются и специальным законами Российской Федерации, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями дополнениями):

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги), исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Исполнитель - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы ли оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора.

В судебном заседании совокупностью представленных и исследованных доказательств установлены правоотношения сторон как потребителя и исполнителя коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Докалов С.В., Докалов А.С., Докалова Т.Б. и Сувернева Т.К. являются собственниками по 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждый на квартиру <адрес>. ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова является обслуживающей организацией данного дома, при этом Докалов С.В., Докалов А.С., Докалова Т.Б., Сувернева Т.К. членами ТСЖ-4 не являются, договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и об оказании коммунальных услуг ТСЖ-4 с последними не заключило.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что у ответчиков Докалова С.В., Докалова А.С., Докаловой Т.Б., Суверневой Т.К. имеется задолженность по оплате за жилое помещение (плата за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги за период с ноября 2008 г. по июль 2010 г., что не оспаривается ответчиками.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы собственником помещения в многоквартирном доме за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения и прядок определения указанных объемов установлены п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г. № 307 ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 № 549).

В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно п. 8 ст. 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Органами управления товарищества собственников жилья в силу ст. 144, 145 ЖК РФ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном товариществом. В исключительную компетенцию общего собрания членов товарищества собственников жилья входит, в том числе установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.Согласно подпункту «б» пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам, определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.Согласно подпункту «б» пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к Правилам в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (подпункт 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам) исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Согласно пункту 25 Правил в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к Правилам. При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещения в многоквартирном доме. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.Согласно подпункту «б» пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам, определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.Согласно подпункту «б» пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к Правилам в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (подпункт 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам) исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Согласно пункту 25 Правил в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к Правилам. При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещения в многоквартирном доме.Величина корректировки зависит от правильности установления применяемого для конкретного многоквартирного дома норматива потребления, состояния внутридомовых инженерных сетей и оборудования (за это в соответствии с пунктом 13 Правил отвечают собственники помещений в многоквартирном доме, а также привлекаемые ими исполнители и иные лица в соответствии с договором). Формулы корректировки (подпункты 2 и 4 пункта 1 Приложе№2 к Правилам) предусматриваютвключение в нее показателей, определяемых «ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».В подпунктах 2 и 4 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро -, тепло -, газо - и водоснабжения, водоотведения.

Пунктом 32 Правил установлен порядок определения в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающей 30 календарных дней, объема (количества) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков.

Согласно п. 22 Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, а также размер платы за содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяется органами ТСЖ на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Таким образом, суд считает, что отсутствие договора между сторонами на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и об оказании коммунальных услуг не является основанием для отказа в иске ТСЖ - 4 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.Факт установления ответчиками счетчиков 27.10.2009 г. нашел свое подтверждение в судебном заседании, не отрицается представителями истца, и согласно представленных ТСЖ-4 уточненных расчетов (Том 3 л.д. л.д. 118- 121, 186) до марта 2009 г. начисления по ХВС и ГВС, отведенных бытовых стоков производились по нормативу потребления, а в марте 2010 г. был произведен перерасчет ранее начисленных платежей, после чего начисления по данным коммунальным услугам производились по показаниям индивидуальных приборов учета, что по мнению суда является верным.Содержание жилья является жилищной услугой в соответствии с ЖК РФ.Часть 2 ст. 145 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;В соответствии с ч.6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членам товарищества собственников жилья собственники жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги согласно договоров, заключенных с товариществом собственников жилья. Как установлено судом, формирование размера платы за содержание общего имущества жилого дома <адрес> за спорный период производилось на основании утвержденного общим собранием членов ТСЖ - 4 от 26.12.2008г. перечня работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме (тариф 10,23 руб. с квадратного метра). Следовательно сумма к оплате за содержание жилья (в которую входит содержание жилья 6 руб. 97 коп., лифт 1 руб. 29 коп., освещение мест общего пользования 1 руб. 30 коп., вывоз ТБО 67 коп.) с квартиры <адрес> получается из расчета общая площадь квартиры 56,8 кв.м. умноженная на тариф 10,23 (581 руб. 06 коп.).Расчет размера платы за отопление квартиры <адрес> за период с 01.11.2008г. по 31.12.2008г. произведен по тарифу 23 руб. 32 коп. с квадратного метра в соответствии с Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07.11.20077. № 17\2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2008г. (с изменениями от 26.12.2007г.). Размер платы за отопление квартиры № 50 дома № 51\55 по ул. Астраханская г. Саратова за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. начислен по тарифу 28 руб. 19 коп. с квадратного метра, в соответствии с Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.12.2008г. № 17\3 «О внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2008г. № 14\2». Расчет платы за отопление за период с 01.01.2010г. по апрель. 2010г. включительно производился по тарифу 31 руб. 63 коп. с квадратного метра, в соответствии с Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009г. № 24\2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010г. Как следует из представленных расчетов, посуточных протоколов потребления тепловой энергии и платежных документов, в период с апреля по июль 2010 г. ТСЖ-4 был произведен перерасчет в связи с отсутствием горячего водоснабжения.Таким образом, проанализировав представленный уточненный расчет ТСЖ - 4 задолженности ответчиков по оплате жилья и коммунальным услугам за период с ноября 2008 г. по июль. 2010г. (том 3 л.д. 118-122, а также уточненный расчет на л.д. 184), суд находит их верными и соответствующими действующему законодательству по изложенным выше основаниям.Как установлено судом квартира находится в долевой собственности ответчиков (по 1\4 части), следовательно оплата задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг должна быть взыскана соразмерно долей ( ст. 249 ГК РФ), с учетом того обстоятельства, что собственник Сувернева Т.К. проживает в другом населенном пункте, где оплачивает коммунальные услуги (газ, свет, вода), что подтверждено представленными доказательствами и не оспаривается представителем ТСЖ-4.Таким образом, за период с ноября 2008 г. по июль 2010 г. с ответчиков подлежит взысканию задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в следующем размере: с Докалова С.В., Докалова А.С., Докаловой Т.Б. - по 11 470 руб. 92 коп. за жилишно- коммунальные услуги, а с Суверневой Т.К. - 8281 руб. 64 коп. - только за содержание жилья и текущий ремонт.

В соответствии с п.2 ст. 138 и п.6 ст. 155 ЖК РФ, а также письмом Минрегионразвития РФ № 8326-РМ/07 от 03.05.2007г. и п.3.3.2. Устава ТСЖ-4, товарищество обязано заключать договоры на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ. Как установлено судом, собственники квартиры <адрес> не являются членами ТСЖ - 4, и последний не заключил с ними договор на о содержание и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и оказании коммунальных услуг. Данный факт в судебном заседании представителем ТСЖ - 4 не оспаривается.

Таким образом, суд считает, что на ТСЖ - 4 необходимо возложить обязанность заключить письменный договор с Докаловым С.В., Докаловым А.С., ДокаловойТ.Б., Суверневой Т.К. о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и оказании коммунальных услуг, поскольку отсутствие такого договора нарушает права потребителей коммунальных услуг.

Кроме того, удовлетворению подлежат и требования Докалова С.В., Докалова А.С., Докаловой Т.Б. и Суверневой Т.К. о возложении на ТСЖ-4 обязанности снизить отопительную нагрузку в квартире (т.е. демонтировать радиаторы отопления) по заявлениям Докалова С.В., с которыми он неоднократно обращался в ТСЖ-4 (и на которые не получал ответа), а также требование об обязании производить расчет потребленной горячей и холодной воды в квартире исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем) прав потребителя, предусмотренных законом и правовым актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсация причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

С учетом обстоятельств дела, важности нарушенного права истцов, степени его нарушения, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ТСЖ-4 в пользу каждого из истцов по встречному иску компенсацию морального вреда в размере - по 500 руб. 00 коп. в пользу каждого (из заявленных каждым - по 12 750 руб. 00 коп.)

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Докалова Сергея Вениаминовича в пользу Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ноября 2008 г. по июль 2010 г. в сумме 11 470 руб. 92 коп.

Взыскать с Докалова Артема Сергеевича в пользу Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ноября 2008 г. по июль 2010 г. в сумме 11 470 руб. 92 коп.

Взыскать с Докаловой Татьяны Борисовны в пользу Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ноября 2008 г. по июль 2010 г. в сумме 11 470 руб. 92 коп.

Взыскать с Суверневой Таисии Константиновны в пользу Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова задолженность по оплате за содержание жилья и текущий ремонт за период с ноября 2008 г. по июль 2010 г. в сумме 8 281 руб. 64 коп.

Обязать Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить письменный договор с собственниками жилого помещения - <адрес> о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и оказании коммунальных услуг; обязать Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова исключить отопительную нагрузку <адрес> (демонтировать радиаторы отопления в квартире по заявлению Докалова С.В.); взыскать с Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова в пользу Докалова Сергея Вениаминовича, Докалова Артема Сергеевича, Докаловой Татьяны Борисовны в счет компенсации морального вреда - по 500 руб. 00 коп. в пользу каждого; обязать Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова производить расчет потребленной горячей и холодной воды в квартире <адрес> исходя из показаний индивидуальных приборов учета при предоставлении собственниками квартиры в ТСЖ -4 Фрунзенского района г. Саратова сведений о показаниях индивидуальных приборов учета.

В остальной части исковых требований Докалову С.В., Докалову А.С., Докаловой Т.Б., Суверневой Т.К. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления в окончательной форме.

Судья:                                                                                                                Е.О.Ефимова