о признании незаконным бездействия связанного с неисполнением обязаности по доведению до сведения собствеников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности



№2-1836/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011 года                                                                                        город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре Тукашовой М.М., с участием прокурора Масаловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников жилья - 3 Фрунзенского района г.Саратова о признании незаконным бездействия связанного с неисполнением обязанности по доведению до сведения собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района г.Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников жилья (далее ТСЖ) - 3 Фрунзенского района г.Саратова, в котором, с учетом поданных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) уточнений, просил признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению обязанности по доведению до сведения собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ - 3 Фрунзенского района г. Саратова, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий и просил обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова, в срок до 31 марта 2012 года, довести до сведения собственников помещений, предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова, в ходе которой было установлено, что ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не разработаны и не доведены до сведения собственников помещений на общем собрании предложения о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.

В судебном заседании представитель прокуратуры - старший помощник прокурора Фрунзенского района г.Саратова Масалова Ю.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика, ТСЖ -3 Фрунзенского района города Саратова Гасоян Э.В. (доверенность от 26 января 2011 года), выступающая в деле одновременно представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора - Ассоциации товариществ собственников жилья Фрунзенского района г.Саратова (доверенность от 21 июля 2011 года) суду пояснила, что разработка и доведение до сведения собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности не были ТСЖ проведены в связи с тем, что перечень указанных мероприятий был утвержден только в 2011 года Постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 года №162-П, тогда как Федеральный закон от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» такой перечень не содержит. Представитель ответчика полагает, что вина ТСЖ в не разработке и не доведении до сведений собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности отсутствует.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Согласно ч. 7 ст. 12 названного Закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в силу положений приведенных выше норм обязанность разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, законодатель возлагает на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома.

В силу ст. 135 и ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) юридическим лицом ответственным за содержание многоквартирного дома является товарищество собственников жилья.

Как установлено судом ТСЖ-3 Фрунзенского района является объединением собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домах, перечень которых указан в п.1.1 Устава ТСЖ-3 Фрунзенского района, принятого общим собранием 10 октября 2007 года (далее Устав). Целью ТСЖ является совместное управление собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (п. 1.8 Устава).

Согласно ст. 39 ЖК РФ в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 г. № 646
«О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» утверждены принципы формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 сентября 2010 г. 394
утверждены Примерные формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов».

Приказом постановлено, что в соответствии с пунктом 5.2.7.7 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 и во исполнение пункта 47 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р утвердить прилагаемую примерную форму перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов (далее - примерная форма). Рекомендовать организациям, осуществляющим снабжение энергетическими ресурсами многоквартирных домов на основании публичных договоров, использовать утвержденную настоящим приказом примерную форму для подготовки перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, предлагаемого в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К основным мероприятиям по повышению энергоэффективности жилых домов относят следующие.

При модернизации и замене элементов и конструкций здания следует устанавливать их более экономичные модификации. В доме должны быть установлены коллективные счетчики горячей и холодной воды, тепла, газа, электроэнергии с возможностью передачи информации на диспетчерский пункт. В доме должен быть установлен узел автоматического регулирования подачи тепла. Теплозащита дома должна быть обеспечена с соблюдением установленных требований, включая утепление наружных стен (в том числе фасадов), покрытий, перекрытий над подвалами, подкровельных перекрытий, надкровельной части вентканалов, замену или утепление окон и дверей балконов, входных дверей в подъезды. При замене инженерных коммуникаций рекомендуется отказаться от применения металлических труб. Работы проводить с применением труб из полипропилена, полиэтилена высокого давления, металлопластика. Вне жилых помещений применять тепловую изоляцию трубопроводов. При давлении на входе системы ГВС более 0,45 МПа применять регуляторы давления. На входе в дом применять фильтры грубой и тонкой очистки воды. На каждом стояке системы отопления должны быть установлены балансировочные автоматические клапаны. Замену чугунных радиаторов следует производить на алюминиевые, стальные панельные или конвекционные радиаторы. В домах должны устанавливаться ИТП (индивидуальный тепловой пункт) с автоматическим регулированием давления и температур в трубопроводах. На ответвлениях от стояков отопления должна устанавливаться запорная и регулировочная арматура. При замене электрощитков и перекладке электропроводки алюминиевые провода должны заменяться на провода с медной жилой и усиленной изоляцией. Электросчетчики должны заменяться на электронные многотарифные с возможностью выхода на АСКУЭ (автоматизированную систему коммерческого учета энергоресурсов), на входе в каждую квартиру должно стоять УЗО (устройство защитного отключения). На лестничных площадках должны устанавливаться энергосберегающие антивандальные светильники. Крышные и модульные котельные должны обеспечивать изменение температуры теплоподачи по запрограммированному алгоритму. Кровли и перекрытия под крышей должны быть утеплены с применением паропроницаемого материала. Стены подвала, заглубленная часть фундамента под отмосткой должны быть утеплены современными материалами (экструдированный пенополистирол, каменная вата). Пол подвала должен быть забетонирован с обеспечением гидроизоляции. Фасады здания, не требующие дополнительной теплоизоляции, должны быть покрыты гидрофобизирующей штукатуркой или обработаны гидрофобизирующими составами. Фасады здания, требующие утепления, должны быть теплоизолированы утеплителями с тонким слоем штукатурки или теплоизолятором с вентилируемым фасадом. Разрешается применение различных видов декоративной отделки зданий.

В дальнейшем указанные меры по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме нашли свое закрепление в Постановление Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 г. № 162-П, которым был утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, перечень мероприятий по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности в отношении общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме был разработан и утвержден задолго до их утверждения Постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 г. № 162-П «Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», что опровергает доводы представителя ответчика о возникновении обязанности по разработке мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и доведению их до сведения собственников помещений, только после введения в действие Постановления Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 г. № 162-П.

Доказательств тому, что ТСЖ - 1 Фрунзенского района г. Саратова довело на общем собрании членов ТСЖ до сведения собственников помещений, предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ - 1 Фрунзенского района г. Саратова или разработка проекта указанных мероприятий, в том числе по настоящее время, ответчиком представлено не было (ст. 56 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая положение приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Фрунзенского района города Саратова удовлетворить.

Признать незаконным бездействие товарищества собственников жилья - 3 Фрунзенского района г.Саратова, связанное с неисполнением обязанности по доведению до сведения собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании товарищества собственников жилья - 3 Фрунзенского района г.Саратова с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Обязать товарищество собственников жилья - 3 Фрунзенского района г.Саратова в срок до 31 марта 2012 года довести на общем собрании членов ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова до сведения собственников помещений, предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании товарищества собственников жилья - 3 Фрунзенского района г.Саратова, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 16 августа 2011 года.

Судья

Е.В. Аршинова