Дело № 2-1792/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В., с участием адвоката Стоянова В.А., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова Олега Юрьевича к ГУВД по Саратовской области о признании незаконным решения Центральной Жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Саратовской области об исключении из списка сотрудников отряда милиции специального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности включить в единый список сотрудников ГУВД по Саратовской области, УСТАНОВИЛ: Гаврилов О.Ю.обратился в суд с иском к ГУВД по Саратовской области с указанным требованиями, мотивируя тем, что он является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и проходит службу в ГУВД по Саратовской области. Его непосредственным работодателем является именно ГУВД по Саратовской области. Решением ЖБК ОМСН ГУВД по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года он был поставлен на очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.ДД.ММ.ГГГГ года им на имя начальника ОМСН КМ ГУВД Саратовской области был подан рапорт с просьбой о постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Указанный рапорт был удовлетворён и он ЖБК ОМСН КМ ГУВД Саратовской области был поставлен на учёт как сотрудник, нуждающийся в улучшении жилищных условий.27 декабря 2005 года, в связи с расформированием ЖБК ОМСН КМ ГУВД по Саратовской области ЖБК и данной комиссией в адрес ЦЖБК при ГУВД по Саратовской области были направлены списки сотрудников ОМСН КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 27 декабря 2005 г. Согласно индивидуальному учёту сотрудников отряда милиции специального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в улучшение жилищных условий на льготных условиях по состоянию на 27 декабря 2009 года он находился под порядковым номером 22, где также указаны члены его семьи. Впоследствии данный список индивидуального учёта был направлен в центральную жилищно-бытовую комиссию, для включения в единый список, так как в соответствии с вступившем в законную силу новым ЖК РФ, учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стал вестись централизованно именно единой ЦЖБК при ГУВД по Саратовской области. Поскольку он ранее уже был включён в очередь жилищной комиссией по своему непосредственному месту работы, то, соответственно, как он предполагал, он должен был бы быть включён в единый список очередников среди сотрудников ГУВД по Саратовской области. Однако, примерно в апреле текущего года, ему стало известно, что он не был включён в Единый список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, таким образом, фактически ЦЖБК при ГУВД по Саратовской области, вопреки действующему законодательству, этого не сделала. Своё такое решение ЦЖБК аргументировала тем, что ранее он был поставлен на очередь только лишь на основании одного рапорта, своевременно не предоставив необходимые документы, для постановки на очередь и нахождения в ней. Вместе с этим полагает, что указанная позиция ЦЖБК является необоснованной и несостоятельной. Считает, что если он ранее ЖБК своего подразделения был поставлен на учёт сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то получив список очередников из данной комиссии, ЦЖБК в соответствии с действующим законодательством обязана была включить его в единый список, поскольку это делается в связи с тем, что новый жилищный кодекс РФ, вступивший в действие, предполагал наличие одной очереди и ведения единого списка по сотрудникам ОВД, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и фактически упразднял жилищно-бытовые комиссии на непосредственных местах работы очередников. Письмо ЦЖБК от 15 марта 2006 г. о незаконности и необоснованности, по мнению ЦЖБК, его постановки в очередь, ему никто не показывал, о том, что он не был включён в единый список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему на тот период времени известно не было, его об никто не уведомлял, под роспись с указанным письмом он ознакомлен не был. Более того, указанное решение, вопреки требованиям действующего законодательства, не было оформлено в форме протокола (выписки из протокола) и на заседании ЦЖБК при принятии указанного решения он не присутствовал, его о данном заседании никто не уведомлял, что также грубо нарушает требования Закона. Он всё это время думал, что находится в очереди на улучшение жилищных условий. Только лишь в апреле 2011 года, после обращения во Фрунзенский районный суд г. Саратова с заявлением о признании бездействия со стороны ГУВД по Саратовской области по непредставлению ему сведений незаконным, ему стало известно о существовании данного письма и о том, что ЦЖБК было принято решение об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья. Следует отметить, что жилищно-бытовой комиссией в непосредственном подразделении где он проходил службу, он был принят на очередь как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Однако уже решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Саратовской области он фактически был исключён из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, на момент принятия такого решения, основания находиться на данном учёте, существовавшие на момент его постановки на учёт комиссией в подразделении, не отпали. На момент принятия его на учёт комиссией в подразделении, он нуждался в улучшении жилищных условий, нуждаемость не отпала и на момент принятия решения ЦЖБК, существует она и в настоящий момент. Таким образом не включение его ЦЖБК в единый список очередников носит явно незаконный и необоснованный характер, так как нарушает его жилищные права, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и Конституцией Российской Федерации. В связи с чем просит восстановить его нарушенное право на получение жилого помещения: решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Саратовской области об исключении меня из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья признать незаконным. Обязать ГУВД Саратовской области восстановить его право на нахождении на учёте сотрудников, нуждающихся в получении жилья по единому списку очередников с даты обращения - 10.08.2004 г. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит восстановить его нарушенное право на получение жилого помещения: признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВДпо Саратовской области об исключении его из списка сотрудников отряда милицииспециального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получениижилья. Обязать ГУВД по Саратовской области включить его в Единый списоксотрудников ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получении жилья, с даты обращения - 10.08.2004 г. Истец Гаврилов О.Ю, и его представитель- адвокат Стоянов В.А. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, Гаврилов О.Ю. дал объяснения аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика и третьего лица МВД РФ по доверенности Головко Т.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, представив письменные возражения, в которых указывает, что проходя службу в ОМСН ГУВД области, Гавриловым Олегом Юрьевичем 10 августа 2004 года на имя командира ОМСН 10 августа 2004 г. был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данный рапорт был рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии ОМСН только через 6 месяцев - 15 февраля 2005 г. При этом, окончательное решение принято не было и Гаврилов О.Ю. был поставлен на учет только 5 июля 2005 года - после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ г. за подписью командира ОМСН А.Б. ФИО17 Гаврилов О.Ю. не представил необходимые документы, в связи с чем был поставлен на учет только в июле 2005 г. Вместе с тем, являясь председателем жилищно-бытовой комиссии, Гаврилов О.Ю. не мог не знать, что к рапорту о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо прикладывать перечень документов. Кроме того, считает, что после введения в действие нового Жилищного Кодекса РФ решения о постановке на учет комиссия ОМСН ГУВД принимать не могла, документы должны быть переданы в Центральную Жилищно-бытовую комиссию ГУВД области. В случае подачи рапорта до вступления в силу нового ЖК РФ - 01.03.2005 г. данный вопрос должен был рассматриваться на заседании ЦЖБК. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. То есть основаниями для снятия указанных граждан с учета в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ являются: 1) подача по месту учета заявления о снятии с учета; 2) выезд на место жительства в другое муниципальное образование; 3) получение указанными гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 4) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 5) выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Кроме того, в письме от 15.03.2006 г. на имя командира ОМСН А.Б. Семизова, сообщается о снятии Гаврилова О.Ю. с учета нуждающихся в получении жилья. Вся переписка по жилищным вопросам отписывалась Гаврилову О.Ю. как председателю ЖБК ОМСН. Таким образом, считает, что истцом пропущен 3-месячный срок исковой давности, предусмотренный статьей 256 ГПК Российской Федерации. О снятии с очереди Гаврилову О.Ю. стало известно в марте 2006 года, однако, за защитой своих прав он обратился только в июне 2011 г. Никаких доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. Ежегодная перерегистрация Гаврилова О.Ю. не проводилась, документы им в ЦЖБК не представлялись, кроме того, истец не интересовался состоянием своей очередности, что также по моему мнению, подтверждает что истцу было известно о снятии с учета нуждающихся в получении жилья. Третьи лица Гаврилова О.Н., Гаврилов А.О., Гаврилов А.О., Администрация муниципального образования «Город Саратов», министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки неизвестны. Третье лицо- Комитет по управлению имуществом г. Саратова, просил рассмотреть дело в его отсутствие Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях, указанных в данной статье. В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по граждански делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 56 ГПК РФ). Ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривает, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, ЖК РСФСРи другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В силу ст. 29 ЖК РСФСРНуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Согласно ст. 30 ЖК РСФСРУчет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСРПринятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 г. №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и. в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержатся все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 01 января по 01 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Приказ МВД РФ № 18 от 1996г. так же предусматривал, что списки очередников утверждались в январе каждого года после рассмотрения на заседании ЖБК и вывешивались в доступном для ознакомления месте. Для рассмотрения на заседании ЖБК необходимо подтвердить отсутствие изменений жилищных условий, предоставить ряд документов. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ст. 52 ЖК РФЖилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4, документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Приказом МВД РФ № 345 от 24.05.2003г. утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, согласно п.п. 3,4 которого учет сотрудников подразделений МВД РФ расположенных на территории субъектов РФ и обеспечение их жильем осуществляется в ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории которых расположены данные подразделения, учет сотрудников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников и предоставления им жилых помещений урегулирован Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ № 169 от 18.марта 2003года. Согласно данной инструкции вопросы принятия на учет сотрудников на учет с предоставлением необходимых документов рассматриваются жилищно-бытовыми комиссиями (далее ЖБК) подразделений, оформляются протоколами. Протоколы ЖБК рассматриваются на заседании Центральной комиссии(ЦЖБК), которая принимает сотрудников на учет либо отказывает в принятии их на учет. О принятом решении ЦЖБК, ЖБК подразделений сотрудники уведомляются в письменной форме, об этих решениях ЖБК подразделений знакомят соответствующих сотрудников под роспись. п.12 Инструкции предусматривает, что учет сотрудников ведется исходя из времени принятия на учет по единому списку, а в соответствии с п. 16 Инструкции право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения жилого помещения. Пунктом 36 Положения о Главном управлении внутренних дел по Саратовской области утвержденного приказом МВД России от 05.12.2006г. № 983 установлено, что ГУВД по Саратовской области осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, оказывает практическую помощь в их деятельности, обобщает и обеспечивает внедрение передовых форм и методов работы. п.39 Положения о Главном управлении внутренних дел по Саратовской области утвержденного приказом МВД России от 05.12.2006г. № 983 установлено, что ГУВД по Саратовской области обеспечивает правовую и социальную защиту сотрудников и работников ГУВД по Саратовской области, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций. Приказом ГУВД Саратовской области от 21. 03. 2004г. № 311 утверждено Положение о Центральной жилищно-бытовой комиссии в соответствии с приказом 345 МВД России от 24. 05.2003г., которым определены основные направления работы ЦЖБК в части, того, что ЦЖБК обследует жилищные условия сотрудников и работников подразделений ГУВД, участвуют в решении вопросов связанных с учетом лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимает решение о распределении жилой площади сотрудникам и работникам подразделений ГУВД. Осуществляет контроль за своевременностью и обоснованностью постановки на учет сотрудников и работников подразделений ГУВД нуждающихся в улучшении жилищных условий. п.3.1 Положения установлено, что учет сотрудников и работников ГУВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют жилищно-бытовые комиссии подразделений ГУВД в соответствии с законом Саратовской области « О предоставлении жилья в Саратовской области» п.3.3. определяет, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилья сотрудник или работник подает заявление, в котором указываются анкетные данные, адрес места жительства, поименный состав семьи, краткая характеристика занимаемого помещения, профессия, стаж в ГУВД, дата подачи заявления. К заявлению прилагается :справка о составе семьи заявителя и занимаемой ею общей площади жилья, выдаваемая соответственно жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, кондоминиумом и др., документ подтверждающий регистрацию заявителя и всех его членов семьи по месту жительства, справку из органов государственной регистрации о наличии или отсутствия у заявителя и членов его семьи жилья на праве собственности по месту жительства и его стоимость, другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса. Предоставление вышеуказанных документов возлагается на сотрудника, работника ГУВД, подающего заявление. Заявление и все вышеуказанные документы подаются в жилищно-бытовую комиссию того подразделения, где проходит службу сотрудник. Анализируя перечисленные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что постановка лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. В судебном заседании установлено, что Гаврилов О.Ю. является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и проходит службу в ГУВД по Саратовской области. 10 августа 2004 года им на имя начальника ОМСН КМ ГУВД Саратовской области был подан рапорт с просьбой о постановке в очередь на улучшение жилищных условий.( л.д.7). Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии отряда милиции специального назначения КМ ГУВД Саратовской области от 15 февраля 2005 года (л.д.28) было постановлено принять к учеты представленные документы (рапорт Гаврилова О.Ю., обследование жилищных условий Гаврилова О.Ю.), завести учетное дело на Гаврилова О.Ю., принять окончательное решение о постановке на учет Гаврилова О.Ю. на последующих заседаниях ЖБК ОМСН. 05 июля 2001 года, согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии отряда милиции специального назначения КМ ГУВД Саратовской области ( л.д.36) Гаврилов О.Ю. принят на учет общей очередности и льготной очередности( льгота Ветеран боевых действий) с момента написания рапорта - с 10 августа 2004 года. Возложена обязанность на сотрудников представить всю недостающую документацию. С учетом изменений утверждены списки общей очередности. Измененные списки постановлено представить в установленном порядке секретарю жилищно-бытовой комиссии ГУВД Саратовской области. 26 февраля 2006 года начальнику ОМСН КМ ГУВД по Саратовской области А.Б. Семизову поступил запрос (л.д.31) для уточнения списка очередников ГУВД области на 2006 год представить в срок до 06.03.2006г. секретарю ЖБК документацию в том числе на сотрудника Гаврилова О.Ю.: книгу регистрации заявлений сотрудников о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, книгу регистрации сотрудников, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, протоколы заседаний ЖБК ОМСН о постановке либо снятии сотрудников с учета, учетные дела, содержащие всю необходимую документацию, согласно действующего законодательства, мотивированный рапорт с причинами расхождения учетных данных. 06.03.2006г. Секретарю ЦЖБК ГУВД по Саратовской области были направлены учетное дело Гаврилова О.Ю., протоколы заседания ЖБК ОМСН № 1,2,3,4 от 2005г.( л.д. 32). Данные обстоятельства также подтверждает свидетель ФИО18., являвшийся секретарем ОМНС КМ ГУВД по Саратовской области Согласно справе по поставленным вопросам о причинах расхождения учетных данных ( л.д. 33) 10.08.2004г. Гаврилов О.Ю. подал рапорт о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, однако полный перечень документации не представил, в связи с чем вопрос о постановки его на очередь на улучшение жилищных условий рассматривался на заседаниях ЖБК ОМСН в феврале 2005г., июле 2005г., где было принято решение о постановке на учет с момента написания рапорта. 15 марта 2006 года командиру ОМСН КМ ГУВД Саратовской области А.Б. ФИО19 ГУВД по Саратовской области был дан ответ, согласно которому Центральной жилищно-бытовой комиссией ГУВД по Саратовской области изучены представленные Вами сведения на сотрудников ОМСН ГУВД Области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При проверке учетных дел на Гаврилова О.Ю установлен факт несоответсвия его постановки на учет нормам действующего законодательства. Так, Гаврилов, О.Ю, был поставлен на очередь 10.08.2004 года решением ЖБК ОМСН ГУВД области по одному только рапорту. Обследование жилищных условий было проведено через год 09.02.2005г. Заявление не подписано всеми совершеннолетними членами семьи. Отсутствуют справки на всех членов семьи из регистрационной палаты. Справка из ТСЖ о составе семьи датирована 07 марта 2006 года, а справка из БТИ 06 марта 2006 года. Все перечисленные недостатки являются грубыми нарушением Закона Саратовской области от 12 марта 1997 года № 12-ЗСО « О предоставлении жилья в Саратовской области» и свидетельствуют о то, что Гаврилов О.Ю. был поставлен на очередь без предоставления необходимого пакета документов и подлежит исключению из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилья. В соответствии с п.п. 4.1, 4.3 Положения о Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Саратовской области заседание комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем, решения комиссии принимаются открытым голосованием и вносятся в протокол. В соответствии с Инструкцией о порядке учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчинённых Министерству внутренних дел РФ, и предоставления им жилых помещений учёт сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся исходя из времени принятия их на учёт по единому списку, из которого в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья. При этом о принятом Центральной комиссией решении ЖБК подразделений уведомляются в письменной форме, с этим решением ЖБК подразделений должны ознакомить соответствующих сотрудников (работников) под роспись. В судебном заседании установлено, что решения Центрально Жилищно-бытовой комиссий ГУВД по Саратовской области об исключении Гаврилова О.Ю. из списка сотрудников отряда милицииспециального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получениижилья не принималось, так как протокола заседания комиссии не имеется, Гаврилов О.Ю. о заседании комиссии не уведомлялся. Так же указанное обстоятельства подтверждается сообщением Коробкина А.А. и.о начальнику ОПО ГУВД по Саратовской области И.А. Ряшиной от 25 апреля 2011г., что не отрицалось и представителем ответчика при рассмотрении настоящего гражданского дела. Сведения указанные в письмен от 15 марта 2006 года нельзя расценивать как исключение Гаврилова О.Ю. из списка сотрудников отряда милицииспециального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получениижилья, поскольку решения Центральной жилищно-бытовой комиссией принимаются при соблюдении установленной Положением о Центральной жилищно-бытовой комиссии процедуры. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Гаврилова О.Ю. о признании незаконным решения Центрально Жилищно-бытовой комиссий ГУВД по Саратовской области об исключении Гаврилова О.Ю. из списка сотрудников отряда милицииспециального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получениижилья. Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий определялись ст. 28 ЖК РСФСР, в настоящее время ст. 51 ЖК РФ и Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО"О предоставлении жилых помещений в Саратовской области"(с изменениями от 10 января, 26 июня, 31 октября 2006 г., 30 марта, 2 августа, 11 сентября, 9, 28 ноября 2007 г., 28 апреля, 28 мая, 3 декабря 2008 г., 2 июля, 30 сентября, 3 декабря 2009 г., 28 января, 25 февраля, 29 марта, 28 сентября, 26 октября 2010 г., 24 февраля, 26 апреля, 3 августа 2011 г.) Оценив все представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Гаврилов О.Ю, на момент подписания рапорта- 10.08.2004 года, постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий- 05 июля 2005 года, и на настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий. Вывод суда основан на том, что согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области за Гавриловым О.Ю. с 16 ноября 2009 года зарегистрировано только право собственности на земельный участок, расположенный в Саратовской области, Энгельсский район, с. Узморье, ул. Каштановая, д. 14. В собственности жилых помещений не имеется. По данным МУП БТИ (л.д. 88)сведений о зарегистрированных правах за Гавриловым О.Ю.и Гавриловым Алексеем Олеговичем в МУП БТИ не имеется. Гавриловой О.Н. и Гаврилову Андрею Олеговичу на праве общей долевой собственности ( 1/2 доля за каждым) принадлежит на основании договора приватизации от 26.08.2004 года право собственности на квартиру <адрес>. 09 февраля 2005 года ( л.д.8) членами комиссии ОМСН КМ ГУВД Саратовской области было проведено обследование жилищных условий Гаврилова О.Ю. по адресу : <адрес> и было дано заключение о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Ставить под сомнение данное заключение у суда оснований не имеется. Нуждаемость Гаврилова О.Ю. подтверждается также, что решением ОМСН КМ ГУВД Саратовской области он был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В настоящее время как пояснил Гаврилов О.Ю. он зарегистрирован по адресу <адрес>, принадлежащем на праве собственности другому лицу, в <адрес> он не проживает. Учетное дело на Гаврилова О.Ю. по сообщению ГУВД Саратовской области (л.д. 73) отсутствует, ответчик возражений относительно нуждаемости Гаврилова О.Ю. в улучшении жилищных условий как на момент написания рапорта, так и на настоящий момент не представил. Судом установлено, что Гаврилов О.Ю. не был уведомлен о необходимости предоставления дополнительных документов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гаврилова О.Ю. о возложении обязанности на ГУВД по Саратовской области включить Гаврилова Олега Юрьевича в Единый список сотрудников ГУВД по Саратовской области нуждающихся в получении жилья, с даты обращения - 10.08.2004 года. Ссылки представителя ГУВД по Саратовской области на пропуск истцом срока для обращения в суд являются не состоятельными, поскольку как установлено в ходе рассмотрения данного дела о нарушении своего права Гаврилов О.Ю. узнал только в апреле 2011 года при обращении во Фрунзенский районный суд г. Саратова с заявлением о признании бездействия со стороны ГУВД по Саратовской области по непредставлению ему сведений незаконным. В ходе рассмотрения его заявления представителем ГУВД по Саратовской области было представлено письмо ЦЖБК от 15 марта 2006 г., о том, что он не был включён в единый список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На тот период времени об этом ему известно не было, его об никто не уведомлял, под роспись с указанным письмом он ознакомлен не был. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гаврилова Олега Юрьевича к ГУВД по Саратовской области о признании незаконным решения Центральной Жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Саратовской области об исключении из списка сотрудников отряда милиции специального назначения КМ ГУВД по Саратовской области, нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности включить в единый список сотрудников ГУВД по Саратовской области удовлетворить частично. Возложить обязанность на ГУВД по Саратовской области включить Гаврилова Олега Юрьевича в Единый список сотрудников ГУВД по Саратовской области нуждающихся в получении жилья, с даты обращения - 10.08.2004 года. В остальной части иска Гаврилову О.Ю. отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района города Саратова, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, 29 августа 2011 года. Судья Е.В. Аршинова