Дело №2-1829/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А.А. с участием адвоката Шаповалова А. М. при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимербулатова Шавкета Касымовича к ГУВД по Саратовской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову о восстановлении в списке очередников на улучшение жилищных условий, УСТАНОВИЛ : Тимербулатов Ш. К. обратился в суд указав, что проходил службу в органах МВД с 05.02.1978 г. по 08.02.2001 года, был уволен по сокращению штатов с выслугой лет в льготном исчислении 36 лет 06 месяцев 16 дней, является участником боевых действий. В 1993 году как нуждающийся в улучшении жилищных условий, был поставлен на учет в администрации Волжского района г. Саратова (протокол №29 от 29.07.1993 г.) по списку общей очереди с включением в списки милиции, составом семьи 2 человека, номер учетного дела №6009, а на 2008 год номер очередности 1746. Решением жилищной комиссии от 28.04.2009 г., протокол №6 внесено изменение в состав его семьи включена дочь - Тимербулатова Д. Ш.. В связи с постановкой на учет в администрации Волжского района г. Саратова он был включен в списки очередников УВД Волжского района г. Саратова, где проходил службу. В 2005 году его должны были поставить на учет в списки очередников УВД г. Саратова. Он неоднократно обращался в жилищные комиссии УВД г. Саратова и ГУВД по Саратовской области с просьбой уточнить по спискам его очередность и восстановить ее, но получал устные и письменные ответы, что в списке очередников на улучшение жилищных условий УВД г. Саратова он не состоит и законных оснований для восстановления в списках не имеется. В связи с чем, просит принять решение о восстановлении его права в списке очередников УВД по г. Саратову на улучшение жилищных условий с 27 июля 1993 года. В судебном заседании истец Тимербулатов Ш. К. и его адвокат Шаповалов А. М. исковые требования поддержали. Представители ответчиков ГУВД по Саратовской области и Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову : Шпорт О. В. и Вдовина С. В. просили в иске отказать по тем основаниям, что постановка истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в районной администрации (ранее исполкоме) не влечет за собой включения в очередь по месту прохождения службы. В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 31 июля 1984 года №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается : выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях справки БТИ, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Приказ МВД РФ №18 от 05.01.1991 г. также предусматривал, что списки очередников утверждались в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивались в доступном для ознакомления месте. Для рассмотрения на заседании ЖБК необходимо подтвердить отсутствие изменений жилищных условий, представить ряд документов. Никакие документы истцом в период с 1993 года по настоящее время в жилищно-бытовые комиссии не представлялись, что ставит под сомнение утверждение истца о нахождении его в очереди на улучшение жилищных условий. Вместе с тем, в ГУВД по Саратовской области Тимербулатов Ш. К. с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался, учетное дело на него не заводилось. Представитель администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании Тимербулатов Ш. К. с 05.02.1978 г. по 08.02.2001 года проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Истец был уволен по сокращению штатов с выслугой лет в льготном исчислении 36 лет 06 месяцев 16 дней, является участником боевых действий. Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по граждански делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 56 ГПК РФ). Статья 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривает, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В силу ст. 29 ЖК РСФСРнуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане : 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСРпринятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 г. №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и. в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержатся все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 01 января по 01 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Приказ МВД РФ № 18 от 1996 г. так же предусматривал, что списки очередников утверждались в январе каждого года после рассмотрения на заседании ЖБК и вывешивались в доступном для ознакомления месте. Для рассмотрения на заседании ЖБК необходимо подтвердить отсутствие изменений жилищных условий, предоставить ряд документов. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ст. 52 ЖК РФЖилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4, документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. По смыслу положений, закрепленныхв ст.1 и 7 Закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции», милиция в Российской Федерации это система государственных органов исполнительной власти, возглавляемая Министерством внутренних дел РФ, которое осуществляет руководство всей милицией в РФ, руководство милицией в субъектах РФ осуществляют начальники управлений внутренних дел. Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ № 1030 от 18.07.1996г., установлено, что Министерство внутренних дел является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят министерства и главные управления внутренних дел субъектов РФ и их территориальные органы внутренних дел. Приказом МВД РФ № 345 от 24.05.2003г. утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, согласно п.2.3 которого учет сотрудников подразделений МВД РФ расположенных на территории субъектов РФ и обеспечение их жильем осуществляется в ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории которых расположены данные подразделения, учет сотрудников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года и вывешиваются в доступном для ознакомления мете. Порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников и предоставления им жилых помещений урегулирован Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ № 169 от 18 марта 2003года. Согласно данной инструкции вопросы принятия на учет сотрудников на учет с предоставлением необходимых документов рассматриваются жилищно-бытовыми комиссиями (далее ЖБК) подразделений, оформляются протоколами. Протоколы ЖБК рассматриваются на заседании Центральной комиссии (ЦЖБК), которая принимает сотрудников на учет либо отказывает в принятии их на учет. О принятом решении ЦЖБК, ЖБК подразделений сотрудники уведомляются в письменной форме, об этих решениях ЖБК подразделений знакомят соответствующих сотрудников под роспись. Пункт 12 Инструкции предусматривает, что учет сотрудников ведется исходя из времени принятия на учет по единому списку, а в соответствии с п. 16 Инструкции право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения жилого помещения. Пунктом 36 Положения о Главном управлении внутренних дел по Саратовской области утвержденного приказом МВД России от 05.12.2006г. № 983 установлено, что ГУВД по Саратовской области осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, оказывает практическую помощь в их деятельности, обобщает и обеспечивает внедрение передовых форм и методов работы. Пункт 39 Положения о Главном управлении внутренних дел по Саратовской области утвержденного приказом МВД России от 05.12.2006г. № 983 установлено, что ГУВД по Саратовской области обеспечивает правовую и социальную защиту сотрудников и работников ГУВД по Саратовской области, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций. Приказом ГУВД Саратовской области от 21 марта 2004г. № 311 утверждено Положение о Центральной жилищно-бытовой комиссии в соответствии с приказом 345 МВД России от 24.05.2003г., которым определены основные направления работы ЦЖБК в части, того, что ЦЖБК обследует жилищные условия сотрудников и работников подразделений ГУВД, участвуют в решении вопросов связанных с учетом лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимает решение о распределении жилой площади сотрудникам и работникам подразделений ГУВД. Осуществляет контроль за своевременностью и обоснованностью постановки на учет сотрудников и работников подразделений ГУВД нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 3.1 Положения установлено, что учет сотрудников и работников ГУВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют жилищно-бытовые комиссии подразделений ГУВД в соответствии с законом Саратовской области « О предоставлении жилья в Саратовской области» Пункт 3.3. определяет, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилья сотрудник или работник подает заявление, в котором указываются анкетные данные, адрес места жительства, поименный состав семьи, краткая характеристика занимаемого помещения, профессия, стаж службы в ГУВД, дата подачи заявления. К заявлению прилагается : справка о составе семьи заявителя и занимаемой ею общей площади жилья, выдаваемая соответственно жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, кондоминиумом и др., документ подтверждающий регистрацию заявителя и всех его членов семьи по месту жительства, справку из органов государственной регистрации о наличии или отсутствия у заявителя и членов его семьи жилья на праве собственности по месту жительства и его стоимость, другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса. Предоставление вышеуказанных документов возлагается на сотрудника, работника ГУВД, подающего заявление. Заявление и все вышеуказанные документы подаются в жилищно-бытовую комиссию того подразделения, где проходит службу сотрудник. Анализируя перечисленные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что постановка лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. В судебном заседании установлено, что 31.05.1993 года Тимербулатов Ш. К. обратился с заявлением по месту своей службы к начальнику Волжского РОВД г. Саратова с просьбой поставить его в очередь на улучшение жилищных условий. На указанном рапорте имеется резолюция начальника РОВД - председателю жилищно-бытовой комиссии Ясюк С. П. «рассмотреть» (л. д. 45), в связи с чем, 01.06.1993 года членами жилищно-бытовой комиссии Волжского РОВД г. Саратова были проверены жилищные условия семьи Тимербулатова Ш. К., состоящей из двух человек, в ходе проведения проверки подтвердилось, что семья проживает в коммунальной квартире гостиничного типа, площадью 14 кв. м. (л. д. 47). Также истцом были представлены необходимые документы : справка о составе семьи и справка из БТИ. Допрошенный в судебном заседании свидетель Ясюк С. П. пояснил, что лично занимался заявлением Тимербулатова Ш. К. о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Волжском РОВД г. Саратова в 1993 году, при этом, вопрос был рассмотрен положительно и Тимербулатов Ш. К. был поставлен на очередь на получение жилья. Кроме того, свидетель подтвердил тот факт, что в Волжском РОВД г. Саратова велся журнал сотрудников, нуждающихся в получении жилья (л. д. 73). Аналогичные показания даны свидетелями Присич В. Н. и Лукониным Л. Г. (членами жилищной комиссии Волжского РОВД г. Саратова), которые, кроме того, пояснили, что на Тимербулатова Ш. К. заводилось учетное дело как на нуждающегося в улучшении жилищных условий (л. д. 73 - 74). До настоящего времени Тимербулатов Ш. К. проживает с дочерью по адресу : г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 30, кв. 21, т. е. остается нуждающимся в улучшении жилищных условий. 26 июля 1993 года Тимербулатов Ш. К. обращается с заявлением на имя председателя исполкома Волжского районного Совета народных депутатов с просьбой о принятии семьи на учет - как нуждающейся в улучшении жилищных условий и 27 июля 1993 года его заявление удовлетворяется, что подтверждается выпиской из протокола №24 заседания комиссии исполкома Волжского районного Совета народных депутатов по учету и распределению жилой площади (л. д. 43, 44). Указанные действия не противоречили действовавшему в то время вышеназванному жилищному законодательству, позволявшему нуждающемуся лицу состоять одновременно в двух очередях, как по месту службы, так и по месту жительства. Однако, впоследствии списки очередников, в которых отсутствует Тимербулатов Ш. К. из Волжского РОВД г. Саратова передаются в УВД г. Саратова. При этом, документы из Волжского РОВД г. Саратова, касающиеся постановки Тимербулатова Ш. К. в очередь сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий по неизвестной причине оказываются в учетом деле истца в администрации Волжского района г. Саратова, где он по настоящее время состоит под номером 1746. Представитель администрации Волжского района МО «Город Саратов» в письме от 18.08.2011 года не смог пояснить, каким образом жилищные учетные документы Тимербулатова Ш. К. из Волжского РОВД г. Саратова оказались в администрации Волжского района г. Саратова. Указанная совокупность исследованных доказательств подтверждает обоснованность исковых требований Тимербулатова Ш. К., которого следует восстановить в списке очередников Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову на улучшение жилищных условий с 27 июля 1993 года. В требованиях к ГУВД по Саратовской области следует отказать, поскольку с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ГУВД он не обращался, учетное дело на него не заводилось. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Восстановить Тимербулатова Шавкета Касымовича в списке очередников Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову на улучшение жилищных условий с 27.07.1993 года, в остальной части требований к ГУВД по Саратовской области отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда, 02 сентября 2011 года. Судья А. А. Негласон