№2-1794/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31.08.2011г. город Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., с участием прокурора Масаловой Ю.В., при секретаре Евстратове А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Город Саратов» к Обществу с ограниченной ответственностью УК « Импульс» о признании незаконным бездействия связанного с неисполнением обязанности по доведению до сведения собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества с ограниченной ответственностью УК « Импульс» с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, о возложении обязанности довести до сведения собственников помещений на общем собрании предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества с ограниченной ответственностью УК « Импульс» с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Город Саратов» к Обществу с ограниченной ответственностью УК « Импульс»( далее ООО УК « Импульс» или общество) о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью УК «Импульс», связанного с неисполнением обязанности по доведению до сведения собственников помещений находящихся на обслуживании многоквартирных жилых домов по адресу <адрес> предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества с ограниченной ответственностью УК « Импульс» с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Одновременно прокурор просил обязать Общество с ограниченной ответственностью УК «Импульс», в срок до 31.03.2012года на очередных общих собраниях собственников помещений многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании Общество с ограниченной ответственностью УК «Импульс» довести до сведения собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу <адрес> предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общество с ограниченной ответственностью УК «Импульс», с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. В обоснование своих требований прокурор указывает, что обязанность по разработке и информированию собственников помещений многоквартирных жилых домов о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности возлагается законодателем на обслуживающие дом организации. При этом прокурор ссылается на положения следующих норм действующего законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов. Согласно ч.7ст. 12 названного Закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. В судебном заседании представитель прокуратуры, Масалова Ю.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Представитель ответчика, общества с ограниченной ответственностью УК «Импульс», по доверенности Алатырев А.В. иск не признал, пояснив, что общество выполнило требования действующего законодательства, т.е. разработало мероприятия и путем их вывешивания на дверях подъезда дома, проведения общих собраний довело до сведения собственников помещений, находящихся на обслуживании общества многоквартирных жилых домов по адресу город Саратов: <адрес> предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества с ограниченной ответственностью УК «Импульс». Суд, заслушав явившихся участников процесса, свидетелей, мнение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, исследовав материалы дела, и представленные документы приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме, по следующим основаниям. Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов. Согласно ч.7ст. 12 названного Закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Таким образом, в силу положений приведенных выше норм обязанность разрабатывать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, законодатель возлагает на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома. При этом предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны содержать информацию о расходах на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Согласно ст. 39 ЖК РФ в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 г. N 646 Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 сентября 2010 г. 394 Приказом постановлено, что в соответствии с пунктом 5.2.7.7 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 и во исполнение пункта 47 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р утвердить прилагаемую примерную форму перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов (далее - примерная форма). Рекомендовать организациям, осуществляющим снабжение энергетическими ресурсами многоквартирных домов на основании публичных договоров, использовать утвержденную настоящим приказом примерную форму для подготовки перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, предлагаемого в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К основным мероприятиям по повышению энергоэффективности жилых домов законодатель относит следующие. При модернизации и замене элементов и конструкций здания следует устанавливать их более экономичные модификации. В доме должны быть установлены коллективные счетчики горячей и холодной воды, тепла, газа, электроэнергии с возможностью передачи информации на диспетчерский пункт. В доме должен быть установлен узел автоматического регулирования подачи тепла. Теплозащита дома должна быть обеспечена с соблюдением установленных требований, включая утепление наружных стен (в том числе фасадов), покрытий, перекрытий над подвалами, подкровельных перекрытий, надкровельной части вентканалов, замену или утепление окон и дверей балконов, входных дверей в подъезды. При замене инженерных коммуникаций рекомендуется отказаться от применения металлических труб. Работы проводить с применением труб из полипропилена, полиэтилена высокого давления, металлопластика. Вне жилых помещений применять тепловую изоляцию трубопроводов. При давлении на входе системы ГВС более 0,45 МПа применять регуляторы давления. На входе в дом применять фильтры грубой и тонкой очистки воды. На каждом стояке системы отопления должны быть установлены балансировочные автоматические клапаны. Замену чугунных радиаторов следует производить на алюминиевые, стальные панельные или конвекционные радиаторы.. В домах должны устанавливаться ИТП (индивидуальный тепловой пункт) с автоматическим регулированием давления и температур в трубопроводах. На ответвлениях от стояков отопления должна устанавливаться запорная и регулировочная арматура. При замене электрощитков и перекладке электропроводки алюминиевые провода должны заменяться на провода с медной жилой и усиленной изоляцией. Электросчетчики должны заменяться на электронные многотарифные с возможностью выхода на АСКУЭ (автоматизированную систему коммерческого учета энергоресурсов), на входе в каждую квартиру должно стоять УЗО (устройство защитного отключения). На лестничных площадках должны устанавливаться энергосберегающие антивандальные светильники. Крышные и модульные котельные должны обеспечивать изменение температуры теплоподачи по запрограммированному алгоритму. Кровли и перекрытия под крышей должны быть утеплены с применением паропроницаемого материала. Стены подвала, заглубленная часть фундамента под отмосткой должны быть утеплены современными материалами (экструдированный пенополистирол, каменная вата). Пол подвала должен быть забетонирован с обеспечением гидроизоляции. Фасады здания, не требующие дополнительной теплоизоляции, должны быть покрыты гидрофобизирующей штукатуркой или обработаны гидрофобизирующими составами. Фасады здания, требующие утепления, должны быть теплоизолированы утеплителями с тонким слоем штукатурки или теплоизолятором с вентилируемым фасадом. Разрешается применение различных видов декоративной отделки зданий. Таким образом, перечень мероприятий по энергосбережению Таким образом, в силу положений приведенных выше норм обязанность разрабатывать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, законодатель возлагает на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома. При этом предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны содержать информацию о расходах на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Судом установлено, что ответчик является юридическим лицом ответственным за содержание многоквартирных домов, расположенных по адресу город <адрес> следовательно, в силу приведенных выше норм действующего законодательства, был обязан разработать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Доказательств того, что ответчик разработал и довел до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, суду представлено не было. Ссылка представителя ответчика на представленные суду копии протоколов общих собраний и образцы якобы вывешиваемых на дверях подъездов объявлений, содержащих информацию о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, как на доказательства выполнения требований названных норм, несостоятельна. Данные документы не могут подтверждать факта выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, по следующим основаниям. Так в силу приведенных выше норм Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.12) предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны содержать информацию о расходах на их проведение, объеме ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Такого рода информация отсутствует в документах, на которые представитель ответчика ссылается как на доказательство разработки мероприятий и доведения их до сведения собственников помещений. Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что ответчик в установленном законом порядке не разработал и не довел до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Обсуждая предложенные прокурором сроки исполнения ответчиком обязанности по доведению до сведения собственников помещений предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, до 31.03.2012года, суд признавая их обоснованными учитывает, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме был разработан и утвержден Постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта2011г. № 162-П "Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению Изложенное влечет удовлетворение иска прокурора в полном объеме, учитывая, что в силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, учитывая положение приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Город Саратов» к Обществу с ограниченной ответственностью УК « Импульс», удовлетворить. Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью УК «Импульс», связанное с неисполнением обязанности по доведению до сведения собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу <адрес> на общем собрании собственников помещений многоквартирных жилых домов, предложений о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества с ограниченной ответственностью УК « Импульс» с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Обязать Общество с ограниченной ответственностью УК «Импульс», в срок до 31.03.2012года на очередных общих собраниях собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу город <адрес> довести до сведения собственников помещений предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общество с ограниченной ответственностью УК «Импульс, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М. Подветельнова
"О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" утверждены принципы формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
утверждены Примерные формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов".
и повышению энергетической эффективности в отношении общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме был разработан и утвержден задолго до их утверждения Постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 г. N 162-П
"Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности в отношении общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме".
и повышению энергетической эффективности в отношении общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме". В силу приведенных выше норм Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ч.7ст. 12 названного Закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. С момента утверждения постановлением правительства РФ № 162-П, перечня мероприятий ( 29.03.2011года), до даты исполнения обязанности( 31.03.2012года) истечет один год в течении которого в силу указанной нормы ответчик обязан провести мероприятия по доведению до собственников помещений указанной в иске информации.