о признании незаконным решения



         2-2090/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

08 сентября 2011года                                                                                   город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова

в составе председательствующего судьи Садовой И.М.,

при секретаре Кошкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кипчатовой Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о признании незаконным решения комиссии, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кипчатова Т.Ю. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова с требованиями о признании незаконным решения комиссии, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии. Мотивирует исковые требования тем, что Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 01.07.2011 г. ей отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно по основанию наличия 30 лет лечебной деятельности. В стаж лечебной деятельности (согласно протоколу от 01.07.2011 г. № 2060) не были включены следующие периоды: с 01.04.1984 г. по 23.08.1985 г. в должности акушерки физиологического отделения в стационаре Тамбовской областной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. Считает нарушенным право на пенсионное обеспечение, а потому вынуждена обратиться в суд.

Истец Кипчатова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Рослова В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, где указывает, что подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанной категории лиц.

Поскольку законодатель в структуре ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ предусмотрел пункт 2, положением которого Правительству РФ делегировано право утверждать списки профессий, должностей, учреждений (структурных подразделений), а в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, реализация права педагогических, медицинских и творческих работников вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна.

Смысл данного нормативного акта не сводится к единственному условию о назначении трудовой пенсии по старости только в связи с педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а также творческой деятельностью. К их числу относятся условия о работе не в любых должностях и учреждениях, структурных подразделениях, а строго определенных, а также правила исчисления стажа на соответствующих видах работ,

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 29 октября года издано постановление N781, которым утвержден Список работ, профессий, должное учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья граждан. Кроме того, пенсионные права граждан могут оцениваться с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П.

Следовательно, при определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта I я 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в России Федерации», может применяется в совокупности со Списками должностей <...>, Правил исчисления сроков выслуги лет. утвержденных Постановлением СМ СССР от 06.09.91г. № (действует в отношении периодов работы до 01.11.99 г.)

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066. Правила, утвержденные пунктом 1 вышеуказанного Постановления по желанию гражданина но применяться за периоды работы до 01.11.1999г.

Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий (при исчислении медицинского стажа в календарном порядке)

-работа в определенных должностях, поименованных в Списках;

-определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках.

При исчислении медицинского стажа в льготном порядке, то есть с применением коэффициента (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), необходимо выполнение одновременно трех условий:

-работа в определенных должностях, поименованных в Списках;

-определенных структурных подразделениях, предусмотренных Перечнем, являющимся приложен к Правилам:

-определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках.

Кипчатова Т.Ю. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан. Работа её в отделениях (палатах) хирургического профиля стационара, либо в структурны подразделениях, приведенных в Перечне, утвержденного Постановлением Правительства №7111 и подтвердилась.

В трудовой книжке, справки, уточняющей характер работ и условия труда, выданной ГУ «Тамбовская областная клиническая больница» 25.02.2011г.. №23, приказа о приеме на работу №58 от 02.04..1984г. имеются записи о периоде работы истицы с 01.04.1984г. по 23.08.1985г. в должности акушерки, физиологического отделения в стационаре Тамбовской областной больницы.

Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан деятельности Кипчатовой Татьяны Юрьевны на момент обращения за назначением пенсии составил 28 лет 11 месяцев 10 дней, исчисленный по Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, и 29 лет 2 месяца 14 дней с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, то есть недостаточный продолжительностью для назначения досрочной пенсии.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.

В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.

В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда медицинских работников, также, лежат равенство всех перед законом (ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий профессиональной подготовки медицинского персонала (ст.ст.9 и 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно ст.55 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами…

           В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Пленум Верховного Суда от 25 декабря 2005г. № 25 в п.9 своего постановления указал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года N 11-П положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет.

Согласно пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков лечебной деятельности производится в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020г. №781 «лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню один год работы засчитывается в стаж лечебной деятельности как один год и шесть месяцев».

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев к отделениям хирургического профиля стационаров отнесены следующие отделения: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое и т.д.

При отнесении отделения к отделению хирургического профиля применяется Перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999г. №377. Указанным перечнем указаны также следующие хирургические отделения: акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), гинекологическое и другие.

Льготное исчисление стажа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 29.10.20201-№781 производится лицам, работавшим в     структурных подразделениях учреждениях здравоохранения в должностях согласно приведенному перечню.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и средне медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право I досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев к отделения хирургического профиля стационаров отнесены следующие отделения:

-акушерское,

-акушерское физиологическое,

-акушерское обсервационное,

-акушерское патологии беременности,

-гинекологическое и т.д.

Оценив в совокупности представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что отказ ответчиком истцу в назначении пенсии является незаконным и необоснованным.

Так, периоды трудовой деятельности истца связанные с осуществлением лечебной деятельности с 01.04.1984г. по 23.08.1985г. в должности акушерки физиологического отделения в стационаре Тамбовской областной больницы, подлежат включению в стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев по следующим основаниям: согласна пункту 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения..., утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464, установлено, что «среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров стаж работы исчисляется как год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев». Требования о подтверждении факта участия в операциях Постановление от 6 сентября 1991г. N464 не содержит. В этой редакции данная норма действовала до 1 ноября 1999 года, обратной силой нормативный акт не обладает.

Согласно п. 3.3.5.1. Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. №377 к хирургическим отделениям стационаров отнесено в том числе и физиологическое отделение.

На основании приложения 2 к приказу Минздрава СССР от 9 января 1986г. №55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационарная акушерская помощь называется в родильных домах или отделениях, входящих в состав больницы Стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения для выписки, родовое физиологическое отделение, отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных. Иных структурных подразделений акушерский стационар.      как видно из вышеуказанного приказа содержать не может. Об этом же свидетельствует СНиП 2.08.02-89 «Стационарные учреждения - общие положения» раздел акушерские стационары. Таким образом, все физиологические отделения вносятся к акушерским стационарам. Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций, утвержденное приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 г. N 1495 (в ред. приказа Минздрава СССР от 23 декабря 1986 г. N 1263) предусматривают «акушерское физиологическое отделение». Таким образом, в двух вышеуказанных нормативных документах речь идет об одном и том же отделении, независимо от того, что они поименованы, как «родовое физиологическое, послеродовое физиологическое» и «акушерское физиологическое отделение». В настоящее время акушерки, работая в акушерском физиологическом отделении, так же пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии на основании Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781.

Согласно справке № 23 от 05.02.2011 г., должностной инструкций, которая характеризует работу акушерки как помощь при родах, ассистирование при операциях установлено, что истец фактически работала в должности акушерки в акушерском физиологическом отделении.

Как установлено, в судебном заседании от 01.10.2001 г. № 102/а-ок по ГУЗ «Тамбовская областная больница» наименование отделения приведено в соответствие с перечнем хирургических подразделений стационаров и оно стало именоваться акушерское физиологическое без изменения целевого назначения. Поскольку целевое назначение отделения не изменилось, то изменение наименования отделения не носит принципиального значения, а значит, не исключает права на назначение досрочной пенсии.

Таким образом, спорный период работы истца с 01.04.1984 г. по 23.08.1985 г. в должности акушерки физиологического отделения в стационаре Тамбовской областной больницы подлежит к включению в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев

Согласно под. 20 пункта 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №ПЗ-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную в иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городе.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Кипчатова Т.Ю. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении пенсии 26.04.2011 г., что не оспаривалось сторонами. Как установлено в судебном заседании на указанную дату у нее имелся необходимый стаж, дающий право на пенсию. Таким образом, пенсия истцу должна быть назначена со дня первоначального обращения его к ответчику.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Решение комиссии ГУ- Управления Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 01.07.2011 г. . (Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 01.07.2011 № 2060) об отказе Кипчатовой Татьяне Юрьевне в назначении досрочной трудовой пенсии) старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в вышеуказанной части.

Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском ионах г. Саратова назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии с 26.04.2011 г., с учетом включения в стаж лечебной деятельности следующих периодов: с 1.04.1984 г. по 23.08.1985 г. в должности акушерки физиологического отделения в стационаре Тамбовской областной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.

          Взыскать с Управления Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова в пользу Кипчатовой Татьяны Юрьевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения 12 сентября 2011 года.

Судья                                                                                            И.М. Садовая