восстановление на работе



Дело №2-1996/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года                                                     город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масаловой Ю.В., а также истца Бойко В.В., представителя истца - адвоката Аксеновой А.А., представителей ответчика Солдатова В.А., Солдатовой Т.П., Шамова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко Валентины Викторовны к открытому акционерному обществу «Саратовский автобусный парк» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

Бойко В.В. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее - ОАО) «Саратовский автобусный парк», в котором просила восстановить ее на работе в должности инспектора по профосмотру водителей с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.

В обосновании иска Бойко В.В. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Государственное унитарное предприятие (далее - ГУП) «Саратовский автобусный парк №» в порядке перевода из ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №2» инспектором по профилактическому осмотру водителей транспортных средств. В 2006 году ГУП «Саратовский автобусный парк №2» реорганизован путем преобразования в ОАО «Саратовский автобусный парк».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. была уволена по п. 9. Ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) - истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

С данным приказом истец не согласен, поскольку в 2003 году после окончания курсов «Центра подготовки и повышения квалификации специалистов по проведению профилактических (предрейсовых) осмотров водителей транспортных средств» Бойко В.В. было выдано свидетельство о присвоении квалификации «инспектор по проведению профилактических осмотров водителей транспортных средств». После окончания курсов Бойко В.В. был выдан сертификат от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на пять лет. ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. был выдан сертификат сроком на пять лет, который действует до 2013 года.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу было вручено уведомление о предоставлении сертификата специалиста, на которое Бойко В.В. были представлены копия свидетельства, копия сертификата и копия удостоверения, однако ответчик, не принимая их во внимание, без объяснения причин необоснованно уволил Бойко В.В. с работы. Своими действиями ответчик причин Бойко В.В моральный вред, который она оценивает в 30000 руб.

В уточненном исковом заявлении Бойко В.В. представила расчет заработной платы за время вынужденного прогула составившего на 15 августа 2011 года 32689 руб. 44 коп., сумму которого Бойко В.В. просила взыскать в свою пользу с ответчика.

В судебном заседании Бойко В.В., а также представитель истца адвокат Аксенова А.А. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверение адвоката от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержали в полном объеме, дав объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Бойко В.В. просила восстановить ее на работе в должности инспектора по профосмотру водителей, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула на день вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.

Представители ответчика ОАО «Саратовский автобусный парк» Солдатов В.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Солдатова Т.П, (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Шамов А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) просили в иске Байко В.В. отказать указывая на то, что Бойко В.В. 01.08.2003 в порядке перевода из ГУП «СПАТП-2» принята на работу в ГУП «Саратовский автобусный парк № 2» на должность инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств. В 2006 ГУП «Саратовский автобусный парк № 2» преобразован в ОАО «Саратовский автобусный парк».

В марте 2011 года ОАО «Саратовский автобусный парк» осуществляло процедуру оформления медицинской лицензии на право работы медицинского кабинета предприятия по проведению предрейсовых о послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия (с приложением ) на осуществление в соответствии с п.2 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинской деятельности по медицинским осмотрам (предрейсовым, «рейсовым), предприятием получена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.4, п.п.«г» п.5 Постановления Правительства РФ от 101.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской дальности» (с изменениями), медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) в том числе по оказанию доврачебной помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. При этом, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат     специалиста,      соответствующие     требованиям     и     характеру выполняемых работ (услуг).

Согласно ч.1 ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Таким образом, в силу прямого указания закона, Бойко В.В. при осуществлении своей трудовой деятельности в ОАО «Саратовский автобусный парк» по проведению предрейсовых о послерейсовых медицинских осмотров водителей обязана иметь оконченный стандарт высшего или среднего медицинского образования, подтвержденный соответствующим дипломом, и обязательный в данном случае сертификат специалиста.

Указанным квалификационным и лицензионным требованиям Бойко В.В., как работник предприятия, после получения им лицензии на осуществление медицинской деятельности - не отвечает, в связи с чем приказом от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора с Бойко В.В. было прекращено, и она была уволена с ДД.ММ.ГГГГ с должности инспектора по профосмотру водителей по основанию п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации

Наличие у Бойко В.В. свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года об окончании годичных курсов по подготовке медицинских сестер для детских яслей с присвоенным званием медицинской сестры для детских яслей с законченным средним медицинским образованием не является надлежащим подтверждением получения Бойко В.В. стандарта среднего медицинского образования. Диплом об окончании какого-либо учебного заведения и получения ей среднего стандарта медицинского образования у Бойко В.В. отсутствует. Имеющееся у Бойко В.В. свидетельство не является тождественным диплому об окончании учебного заведения..

Отсутствие у Бойко В.В. требуемых квалификационных и лицензионных требований подтверждено перепиской предприятия и профильных ведомств и учреждений

Так ответом Министерства Здравоохранения Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ведомственные письма, приказы (Минздравмедпрома России от 19.12.1994 № 286) и указания в адрес предприятия сообщалось, что средние медицинские и фармацевтические работники могут осуществлять профессиональную деятельности первые пять лет после окончания медицинского училища (колледжа) по специальностям: лечебное дело, акушерское дело, лабораторная диагностика, фармация, в связи с тем, что государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым они подготовлены, позволяют приступить к работе по указанным специальностям без прохождения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Обязательным условием является получение среднего стандарта образования - окончание медицинского училища (колледжа).

В ответе Министерства здравоохранения области также сообщалось, что лица допущенные к занятию медицинской деятельностью в соответствии с приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 № 990, от 13.07.1989 № 418 и начавшие работать в период действия этих приказов, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения прежние должности, проходить повышение квалификации по специальностям, соответствующим этим должностям, и полчить (подтвердить) сертификаты специалиста.

В данном случае, изложенное также не применим, так как ОАО Саратовский автобусный парк» не является учреждением здравоохранения.

Более того, ответом ГОУ «Саратовский областной базовый центр повышения квалификации работников здравоохранения» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес предприятия сообщалось, что годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей дают право работнику продолжать трудовую деятельность в должностях, регламентированных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 года, при условии приема на работу до 19 августа 1997 года. По результатам обучения данной категории медработников по соответствующим программам повышения квалификации выдача сертификата специалиста не предусмотрена». Сертификат специалиста по соответствующей специальности выдается на основании имеющегося базового образования, что подтверждается дипломом о среднем специальном медицинском образовании.

Вышеизложенное является прямым следствием положений ч.2 ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которой сертификат специалиста выдается на основании специализированного базового образования.

ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. было вручено уведомление с требованием предоставить сертификат специалиста установленного образца, в случае не доставления Бойко В.В. данного сертификата Бойко В.В. предлагался перевод на другую должность, ей были предложены все имеющиеся у работодателя вакансии. Кроме того, Бойко В.В. была уведомлена, что в случае не согласия с переводом на другую должность, она будет уволена в соответствии с п. 9 ч. 1 статьи 83 ТК РФ

ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. представила в отдел кадров не заверенные копии своих документов и сопроводительное письмо на имя Генерального ректора, выразила в письме свой отказ от перевода на вакантную должность.

Таким образом, работодателем ОАО «Автобусный парк» порядок и процедура увольнения работника Бойко В.В. с должности инспектора по профосмотру водителей по основанию п.9 ч.1 ст.84 ТК РФ был соблюден.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора Министерство здравоохранения Саратовской области, в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела было извещено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, заслушав заключения прокурора, полагавшего необходимым иск Бойко В.В. о восстановлении в должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств ОАО «Саратовский автобусный парк» и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворить, снизив размер компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, согласно трудовой книжке (том №1, л.д. 14-17) Бойко В.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята в ГУП «Саратовское пассажирское транспортное предприятие №2» на должность инспектора по профосмотру водителей и ДД.ММ.ГГГГ была уволена по п. 5 ст. 77 ТК РФ в порядке перевода в государственное унитарное предприятие «Саратовский автобусный парк №2».

ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. принята в порядке перевода из ГУП «Саратовское пассажирское транспортное предприятие №2» в ГУП «Саратовский автобусный парк №2» инспектором по профилактическому осмотру водителей транспортных средств, что также подтверждается приказом директора ГУП «Саратовский автобусный парк №2» от ДД.ММ.ГГГГ и трудовым договором (том №1, л.д. 38, 39).

ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Саратовский автобусный парк №2» реорганизовано путем преобразования в ОАО «Саратовский автобусный парк».

Приказом генерального директора ОАО «Саратовский автобусный парк» от ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д. 37) трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с Бойко В.В., был прекращен, и с ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. была уволена с должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств на основании п. 9. ч. 1 ст. 83 ТК РФ - истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно п. 10 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются обстоятельства, не зависящие от воли сторон.

В соответствии с п. 9 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон в случае истечения срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела юридически значимыми обстоятельствами, суд должен был установить, какое специальное право должен иметь работник при замещении должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств, а также истечения срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение Бойко В.В. указанного специального права, которое влечет за собой невозможность исполнения ей обязанностей по трудовому договору.

Согласно пояснениям специалиста Министерства Здравоохранения Саратовской области ФИО13 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) поскольку у Бойко В.В. отсутствует диплом, установленного образца о среднем медицинском образовании и сертификат специалиста по основной специальности, по смыслу Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Постановления Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» она не имеет право проводить предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры. Должность инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств не предусмотрена в номенклатуре должностей медицинских работников.

Как установлено судом Бойко В.В. в ГУП «Саратовский автобусный парк №2», а далее в ОАО «Саратовский автобусный парк» занимала должность инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, пп «г» п. 5 которого установлено, что наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.

Проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) включено в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности согласно приложения к указанному Положению.

Согласно п. 1 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. (п. 2 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. (п. 4 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Как видно из содержания ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, сертификат специалиста может быть получен медработником со средним медобразованием только в результате повышения квалификации или специализации.

Как следует из представленных истцом доказательств, Бойко В.В. ДД.ММ.ГГГГ поступила на годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей при Саргорздравотделе и окончила полный курс обучения в ДД.ММ.ГГГГ по специальности медицинская сестра для детских яслей.

Решением Государственной квалификационной комиссии на основании постановления Совета Министров Союза ССР от 02 августа 1954 года №1573 «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве» и приказа министра здравоохранения СССР от 23 августа 1954 года Бойко В.В. присвоено звание медицинской сестры для детских яслей с законченным средним медицинским образованием, о чем Бойко В.В. было выдано свидетельство №90946 от 16 октября 1978 года (том №1, л.д. 11).

Автономной некоммерческой организацией (далее - АНО) «Центр подготовки и повышения квалификации специалистов по проведению профилактических (предрейсовых) осмотров водителей транспортных средств» в ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. было выдано свидетельство серии об окончании полного курса и сдаче квалификационного экзамена по специальности «профилактический (предрейсовый) осмотры водителей транспортных средств» и Бойко В.В. присвоена квалификация «инспектор профилактических осмотров водителей транспортных средств» (том №1, л.д. 10), а также выдан сертификат серии об окончании указанного курса, сдаче квалификационного экзамена и присвоении квалификации «инспектор профилактических осмотров водителей транспортных средств», сроком действия пять лет (том №1, л.д. 9).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. прошла обучение в государственном общеобразовательном учреждении (далее - ГОУ) «Учебный центр подготовки специалистов автомобильной и дорожной отрасли» на курсах «Первичная подготовка медицинских работников по проведению предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств» по 72-часовой программе, что подтверждается удостоверением (том №1, л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ Бойко В.В. ГОУ «Учебный центр подготовки специалистов автомобильной и дорожной отрасли» был выдан сертификат о прохождении полного курса и сдаче квалификационного экзамена по программе подготовки медицинских работников по проведению профилактических (предрейсовых) осмотров водителей транспортных средств (72 часа) и присвоении квалификации «специалист по проведению профилактических (предрейсовых) осмотров водителей транспортных средств, сроком действия пять лет (том №1, л.д. 8).

Согласно информационному письму Минздрава РФ от 10 марта 1999 г. № 15-00/02-3 в соответствии с п.2.1.2. приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94. № 286 средние медицинские и фармацевтические работники могут осуществлять профессиональную деятельность первые пять лет после окончания медицинского училища (колледжа) по специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, лабораторное дело, лабораторная диагностика, фармация, в связи с тем, что государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым они подготовлены, позволяет приступить к работе по указанным специальностям без прохождения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). В данном случае диплом о полученном образовании может быть приравнен к сертификату специалиста.

По истечении пяти лет или по мере необходимости (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 610) они должны пройти курсы повышения квалификации, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста установленного образца.

При осуществлении видов деятельности, требующих дополнительной подготовки, средние медицинские работники должны пройти курсы специализации после окончания медицинского училища (колледжа) и получить соответствующий сертификат специалиста.

В соответствии с п.2.1.3. вышеуказанного приказа средние медицинские и фармацевтические работники, допущенные предшествующим приказом МЗ СССР от 13.07.89 № 418 к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, в том числе к занятию должностей лаборантов (фельдшеров-лаборантов), сохраняет право на работу в указанных должностях, занимаемых ими до издания приказа МЗМП РФ от 19.12.94 № 286 при условии получения сертификата специалиста, если у них отсутствует документ о повышении квалификации, специализации в соответствии с п.1.10. приказа МЗМП РФ от 19.12.94 № 286.

Фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, приступившие к работе в должностях лаборантов (фельдшеров-лаборантов) до выхода приказа МЗМП РФ от 19.12.94 № 286, сохраняют право продолжать работать в указанных должностях, проходить усовершенствование и получать сертификат специалиста. Проводить профессиональную переподготовку данной категории специалистов необязательно.

Сертификат специалиста не выдается лицам, работающим на должностях среднего медицинского или фармацевтического образца (курсы медицинских сестер для детских яслей, курсы медицинских сестер Исполкома СОКК и КП СССР и т.д.). Однако при этом указанные лица сохраняют право продолжать работать, так как были допущены к занятию этих должностей в ранее установленном порядке, проходить курсы повышения квалификации и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий.

Федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения никогда не издавались приказы, не признававшие действия приказов Минздрава СССР от 21.10.74 № 990, от 13.07.89 № 418. Действующий в период с 19.12.1994 по 11.01.2000 приказ Минздравмедпрома России от 19.12.1994 № 286 сохранял за названными специалистами право на занятие должностей тех же наименований при условии получения сертификата специалиста.

Таким образом, специалисты, прошедшие годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей, допущенные к занятию медицинской деятельностью в соответствии с приказами Минздрава СССР от 21.10.74 № 990, от 13.07.89 № 418 и начавшие работать в период действия этих приказов, могут продолжать замещать прежние должности, проходить повышение квалификации по специальностям, соответствующим этим должностям, и получить (подтвердить) сертификаты специалиста.

Из материалов дела следует, что Бойко В.В. прошла годичный курс обучения по подготовке медицинских сестер для детских яслей при Саргорздравотделе, и решением Государственной квалификационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Совета Министров Союза ССР от 02 августа 1954 года №1573 «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве» и приказа министра здравоохранения СССР от 23 августа 1954 года Бойко В.В. присвоено звание медицинской сестры для детских яслей с законченным средним медицинским образованием.

Бойко В.В. в период действия приказов Минздрава СССР от 21.10.74 № 990, от 13.07.89 № 418 была принята 14 апреля 1993 года на работу в ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие» на должность инспектора по профосмотру водителей, получив в дальнейшем удостоверение свидетельство серии и сертификат . До дня увольнения из ОАО «Саратовский автобусный парк» Бойко В.В. занимала должность инспектора по профосмотру водителей, на которую была принята в порядке перевода ДД.ММ.ГГГГ из ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие».

Из учредительных документов на ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие», которое было ликвидировано в связи с банкротством, следует, что данное предприятие было дочерним предприятием ГУП «Саратовтрансавто», образованным Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (том №2, л.д. 125-129). Учредителем ГУП «Саратовский автобусный парк №2» согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (том №2, л.д. 109-123) являлся также Комитет по управлению имуществом Саратовской области. Директором ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие» и ГУП «Саратовский автобусный парк №2» являлось одно лицо - ФИО14 Из объяснений Бойко В.В. следует, что при переводе на работу в ГУП «Саратовский автобусный парк №2» ее трудовые функции и рабочее место не изменились, работу она осуществляла в тех же помещениях, что принадлежали ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие».

Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н к должности медицинской сестры предъявляются следующие требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы. В должностные обязанности медицинской сестры входит: оказание доврачебной медицинской помощи, забор биологических материалов для лабораторных исследований; осуществление ухода за больными в медицинской организации и на дому; стерилизация медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными; ассистирование при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях; проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача; обеспечение выполнение врачебных назначений; осуществление учета, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта; ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения; руководство деятельностью младшего медицинского персонала; ведение медицинской документации; проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни; осуществление сбора и утилизации медицинских отходов; осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

При этом, в п. 6 подраздела «Общие положения» указанного Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предусматривается, что «лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц».

В силу ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

В отношении медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования предусмотрен Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2008 г. № 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников». Однако порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медперсонала со средним специальным образованием в настоящее время не установлен.

Между тем, действующим приказом Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г., 14 июля 2009 г., 15 февраля, 25 августа 2010 г.) была утверждена программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств продолжительностью 36 часов.

21 августа 2003 г. Министерством здравоохранения Российской Федерации были утверждены методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», к которому приложена примерная программа подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств на 72 часа.

Как видно из материалов дела Бойко В.В. в ДД.ММ.ГГГГ прошла обучение на курсах «Первичная подготовка медицинских работников по проведению предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств» по 72-часовой программе и ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан сертификат сроком действия пять лет.

Кроме того, следует отметить, что Бойко В.В. занимала должность инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств.

Согласно должностной инструкционной карточки инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств ОАО «Саратовский автобусный парк» (том №2, л.д. 49) лицо, замещающее указанную должность, назначается из числа лиц, прошедших специальную подготовку. Инспектор по профилактическому осмотру водителей транспортных средств обязан:

знать требования приказов, положений, инструкций и других руководящих документов по порядку проведения профосмотров и медицинского обследования водителей;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

уметь работать с инструментами и приборами для проведения осмотров, владеть необходимым навыками по проведению профосмотра;

дежурить по здравпункту согласно графика;

проводить предрейсовое и послерейсовое обследование водителей, осуществляя при этом:

а) опрос на наличие жалоб, условия и длительность отдыха и сна;

б) измерение температуры тела (по показаниям), измерение артериального давления (по показаниям, измерение частоты сокращения сердца;

в) проведение реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, используя один из методов определения;

г) выполнение требований Инструкции по проведению профилактических осмотров водителей (приложение №3 к указанию Минавтотранса РФ 47-Ц от 11 мая 1987 года);

отстранять от рейса лиц предъявивших жалобы на состояние здоровья или имеющих положительную реакцию на алкоголь, о последствиях докладывать рапортом заместителю генерального директора по БДД;

контролировать своевременность прохождения водителями медицинского переосвидетельствования, при его несоблюдении не допускать водителя к рейсу;

заполнять контрольные листки и оформлять их для получения путевых листов водителями;

направлять лиц, предъявивших жалобы на состояние здоровья в поликлинику:

контролировать своевременность прохождения работниками предприятия необходимых медицинских исследований;

принимать участие в проведение оздоровительных мероприятий;

вести учет профосмотров водителей, принимать участие в анализе его эффективности; постоянно совершенствовать свои знания по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Квалификационные требования, установленные Единым квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, установлены только для специалистов учреждений здравоохранения. Должность инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств в данном справочнике не поименована.

В соответствии с Постановлением от 6 апреля 1988 г. № 193 Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам «О согласовании квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта» к должности инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств предъявляются следующие квалификационные требования: наличие общего среднего образования и специальная подготовка по программе, утвержденной Министерством здравоохранения СССР. В должностные обязанности инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств входит: проведение профилактических осмотров водителей автотранспортных средств (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, определение реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе); участие в расследовании дорожно-транспортных происшествий; анализ эффективности профилактических осмотров водителей; принятие решений о допуске водителей к работе; проставление соответствующих отметок в путевых листах; ведение учета результатов профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств; оформление в установленном порядке направления в лечебные учреждения для медицинского освидетельствования водителей автомототранспортных средств; информирование руководителя предприятия о результатах профилактических осмотров.

Анализ указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод об отсутствии у ОАО «Саратовский автобусный парк» основания для издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Бойко В.В. и ее увольнении с должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств на основании п. 9. ч. 1 ст. 83 ТК РФ - истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Как установлено судом, истечение срока действия, факта приостановления действия на срок более двух месяцев или лишение специального права, которое влекло за собой невозможность исполнения Бойко В.В. обязанностей по трудовому договору, не имелось.

Также суд полагает, что ответчикам не был соблюден порядок увольнения Бойко В.В. по основаниям п. 9. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 83 ТК РФ прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Как следует из материалов дела, на момент увольнения Бойко В.В. в ОАО «Саратовский автобусный парк» имелась вакантная должность уборщика помещений АРМ, которая и была предложена Бойко В.В.

Вместе с тем согласно штатному расписанию ОАО «Саратовский автобусный парк» (том №2, л.д. 50-52) в учреждении имелись две должности оператора моечной установки, занятые работниками по совместительству, однако ни одна из данных должностей истице работодателем предложена не была.

Доводы ответчика о том, что должности, занятые работниками по совместительству, не могли быть предоставлены истице, так как они не являются вакантными, суд считает несостоятельными.

По смыслу ст. 288 ТК РФ, устанавливающей дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству, работодатель вправе прекратить трудовой договор с совместителем, если на его место (должность) необходимо принять работника, для которого эта работа будет основной.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Бойко В.В. о восстановлении в должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств ОАО «Саратовский автобусный парк» обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Статья 139 ТК РФ определяет, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922.

Согласно п. 13 Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

При этом в силу п. 5 указанного Постановления при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, а также объяснений истца и представителей ответчика Бойко В.В. работала согласно графику: один рабочий день через три дня отдыха, в связи с чем велся суммированный учет рабочего времени, что также подтверждается табелями учета рабочего времени.

С учетом представленных ОАО «Саратовский автобусный парк» расчетным ведомостям, а также табелей учета рабочего времени, судом установлено, что общая сумма заработной платы Бойко В.В. за полные отработанные 12 месяцев, предшествующие увольнению без учета выплаченных сумм по пособию по временной нетрудоспособности составила 145545 руб. 29 коп. Количество отработанных часов составило 1094 часа. Таким образом, средний часовой заработок составит 145545 руб. 29 коп./1094=133 руб. 04 коп.

Исходя из количества рабочих часов, которые Бойко В.В. должна была отработать за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом графика работы, средний заработок за время вынужденного прогула составит 374 часа x 133 руб. 04 коп. = 49756 руб. 96 коп (из расчета 176 час. в июле и августе и 22 часа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)

Указанная сумма среднего заработка за время вынужденного прогула среднего заработка за время вынужденного прогула подлежит взысканию с ОАО «Саратовский автобусный парк» в пользу Бойко В.В.

При этом суд исходит из того, что Бойко В.В, заявлены требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, а в силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. В данном случае, такое право предоставлено ст. 394 ТК РФ, в связи с чем суд не связан с представленным истцом расчетом суммы среднего заработка за время вынужденного прогула.

Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Разрешая вопрос о размере подлежащего возмещению морального вреда, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно то что Бойко В.В. по вине ответчика была лишена права трудится, а также, исходя из характера и глубины причиненных истцу нравственных страданий, в связи с незаконным увольнением, полагает разумным и справедливым взыскать в пользу Бойко В.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Бойко В.В. просил взыскать с «ОАО «Саратовский автобусный парк» расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. Понесенные расходы подтверждаются имеющийся в материалах дела квитанцией (том №1, л.д. 6).

Учитывая количество судебных заседаний по данному делу, проведенных с участием представителя истца, их продолжительность, объем оказанной юридической помощи, исходя из требований разумности, суд полагает возможным взыскать с «ОАО «Саратовский автобусный парк» в пользу Бойко В.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, то есть с ОАО «Саратовский автобусный парк» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2092 руб. 71 коп.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Бойко Валентины Викторовны удовлетворить частично.

Восстановить Бойко Валентину Викторовну в должности инспектора по профилактическому осмотру водителей транспортных средств открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» с 01 июля 2011 года.

Взыскать с открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» в пользу Бойко Валентины Викторовны заработную плату за время вынужденного прогула за период с 01 июля 2011 года по 06 августа 2011 года в размере 49756 руб. 96 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.

В остальной части исковых требований Бойко Валентины Викторовны к открытому акционерному обществу «Саратовский автобусный парк» отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Саратовский автобусный парк» в доход государства государственную пошлину в размере 2092 руб. 71 коп.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 12 сентября 2011 года.

Судья

А.А. Богомолов