Дело № 2- 1837/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 сентября 2011 года город Саратов Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Евстратове А.Г. с участием прокурора -старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масаловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту прав и интересов жителей многоквартирного дома к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова, закрытому акционерному обществу «Электромеханический завод «Прогресс» о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием объектов жилого в собственность муниципального образования «Город Саратов», о возложении обязанности по совершению действий, связанных с передаче объектов жилого фонда в государственную и муниципальную собственность, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в защиту прав и интересов жителей многоквартирного <адрес>, к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова, закрытому акционерному обществу «Электромеханический завод «Прогресс», в котором уточнив иск просил признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова, связанное с непринятием в собственность муниципального образования «Город Саратов» помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома. Обязать закрытое акционерное общество «Электромеханический завод «Прогресс» передать по акту в собственность муниципального образования « Город Саратов» помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» принять в собственность муниципального образования «Город Саратов», помещения в жилом доме, расположенном по адресу: г<адрес>, за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома. В обосновании исковых требований прокурор указывает, что прокуратурой Фрунзенского района города Саратова проведена проверка коллективного обращения жителей <адрес> вопросу передачи этого дома в собственность муниципального образования «Город Саратов». В ходе проверки установлено, что жилой дом дома <адрес> выстроен в 1960году, некоторое время находился на балансе открытого акционерного общества «Саратовский завод «Прогресс»( далее ОАО «Саратовский завод «Прогресс» или завод), однако в установленном законом порядке приватизирован заводом не был, что подтверждается актами приема-передачи жилого дома от одного директора завода к другому. Решением арбитражного суда Саратовской области от 17.05. 2001года ОАО «Саратовский завод «Прогресс» признан банкротом. В соответствии со свидетельством ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова от 01.11.2005года ОАО «Саратовский завод «Прогресс» ликвидировано и исключено из государственного реестра юридических лиц. Техническая документация на жилой дом <адрес> была подготовлена для передачи дома в муниципальную собственность и в 1996году и передана в МУ ДЕЗ Фрунзенского района города Саратова. Передача дома в муниципальную собственность не состоялась до настоящего времени. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 приложения № 3 к указанному постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. Ссылаясь на положения названных норм, прокурор указывает, что жилой дом является муниципальной собственностью в силу закона и подлежит принятию независимо от того, на чьем балансе он находится. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (действующих на дату принятия постановления администрации Саратовской области от 11 сентября 1995 года № 300) передаче в муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий. К их числу отнесены жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235 установлено, что утвержденный план приватизации (изменения, вносимые в план приватизации) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Передача таких объектов осуществлялась в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235 и Указом Президента РРФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных В случае, когда объект не был передан в муниципальную собственность, уровень собственности определялся приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1992 года № 3020-1. В настоящее время разграничение государственной собственности в Российской Федерации регулируется статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенного в действие с 01 января 2005 года. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ имущество, используемое для указанных целей, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, и решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. С учетом изложенного, спорный жилой дом в силу закона не мог войти в состав приватизируемого акционерным обществом «Саратовский завод» Прогресс», имущества. Положения постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года №374 не могут быть применены, поскольку безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, как указано выше, является не добровольной, а законодательно предусмотренной. Приведенные выше нормы не содержат условий о том, в каком виде и в каком порядке должен быть передан жилищный фонд, в связи с чем комитет по управлению имуществом города Саратова как орган местного самоуправления должен был принять данный жилищный фонд в муниципальную собственность, независимо от его состояния. Отсутствие надлежащего оформления передачи спорных жилых домов в муниципальную собственность, а также технической документации на предлагаемые к передаче объекты жилищного фонда, документов на земельные участки, на которых расположены данные объекты, не означает, что данные жилые дома не являются муниципальной собственностью. Отказ муниципального образования принять в муниципальную собственность жилого дома нарушает права жильцов на заключение договора социального найма, улучшение жилищных условий. Прокурор - старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масалова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме, дав объяснения аналогичным обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель комитета по управлению имуществом города Саратова Феоктистов А.П. (по доверенности №02-08/10885 от 29 октября 2010 года), а также представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Радченко М.А. (по доверенности №01-4/43 от 06.06.2011 года) исковые требования не признали, просили в иске прокурора отказать, указывая, что на ЗАО «Электромеханический завод «Прогресс» нельзя возлагать обязанность по передаче жилого дома в муниципальную собственность, поскольку дом находился на балансе ОАО «Саратовский завод «Прогресс» в отношении которого принято решение о ликвидации. Доказательства того, что ЗАО «Электромеханический завод «Прогресс» является правопреемником ОАО «Саратовский завод «Прогресс», отсутствуют. Передача дома в муниципальную собственность исключается в виду отсутствия соответствующей технической документации на дом и сведений о лице на балансе, которого дом находится в настоящее время. Одновременно, представители названных ответчиков указали, что в соответствии с частью 11 статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при передаче имущества из областной собственности в муниципальную предложение о такой передаче направляется в исполнительный орган государственной власти области осуществляющий полномочия собственника имущества. Предложения о передаче имущества рассматривается в течение 90 дней со дня поступления. Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность принимаются исполнительным органом государственной власти субъекта РФ осуществляющим полномочия собственника, который. обязан передать, а орган местного самоуправления обязан принять передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом. Данный акт в трехдневный срок после принятия решения направляется в орган местного самоуправления заказным письмом с описью вложения. Право собственности на объекты недвижимости регистрируется одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости на основании вышеуказанных решения, передаточных актов и иных документов предусмотренных законодательством Российской Федерации В комитет по управлению имуществом г. Саратова не поступали ни передаточный акт, ни решение о передаче жилых домов в муниципальную собственность. В соответствии с абзацем 4 части 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, Представитель ответчика ЗАО «Электромеханический завод «Прогресс» в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, и не просил рассмотрение дела отложить. Суд с учетом имеющихся в деле сведений о его надлежащем извещении пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителя ЗАО «Электромеханический завод «Прогресс». При этом суд учитывает, что в ходе подготовки дела к рассмотрению, представитель ЗАО «Электромеханический завод «Прогресс» пояснял, что жилой дом выстроен в 1960году на государственные средства. в 1996году вся техническая документация на дом <адрес> была передана в МУ ДЕЗ Фрунзенского района города Саратова, однако сам дом оставался на обслуживании ОАО «Саратовский завод «Прогресс» до момента ликвидации общества по причине банкротства, т.е. до 2005года. В 2002году в адрес председателя комитета по управлению имуществом города Саратова, главы Администрации Фрунзенского района города Саратова, директора МУ ДЕЗ Фрунзенского района города Саратова завод направлял акт приема-передачи имущества общества от 24.07.1998года в котором не поименован спорный дом и было предложено принять дом в муниципальную собственность, однако в муниципальную собственность до настоящего времени дом принят не был. Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица МУ ДЕЗ Фрунзенского района города Саратова в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, и не просил рассмотрение дела отложить. Суд с учетом имеющихся в деле сведений о его надлежащем извещении пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителя МУ ДЕЗ Фрунзенского района города Саратова. При этом суд учитывает, что согласно письменному сообщению техническая документация на дом <адрес> в МУ ДЕЗ Фрунзенского района города Саратова отсутствует. Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статьи 12 ч.2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ В силу положений, закрепленных в п 3 ч.1 ст. 14 названного закона к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Статьей 6 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 В силу статьи 9 названного Закона и ст. 18 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации « О введении в действие закона Российской Федерации « Об основах федеральной жилищной политики» № 4219-1 от 24.12.1992года, установлено, что совершенные до принятия Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» договоры купли продажи и аренды жилья, противоречащие положениям ч 3 ст. 17 и ч.3 ст. 19 указанного закона, подлежат отмене. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993года № 8 « Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной(государственной ) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты являясь федеральной(государственной ) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Частями 2 и 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Судом установлено, что двухэтажный дом <адрес> построен в 1960году на государственные средства (л.д.114). В силу Пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993года № 8 « Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной(государственной ) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты являясь федеральной(государственной ) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Изложенное, исключало передачу жилого дома в состав приватизируемого ОАО « Саратовский завод «Прогресс» имущества. Несмотря на неоднократные предложения со стороны ОАО « Саратовский завод « Прогресс» и ЗАО «Электромеханический завод « Прогресс» принять в дом в муниципальную собственность, данные действия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» и со стороны комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» совершены не были, что противоречит требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы передачи жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах. Так, согласно статьи 18 Закон РСФСР от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Передача объектов в муниципальную собственность регулировалась Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности государственную собственность субъекта РФ и муниципальную собственность». Указанное Постановление разработано и принято с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» передаче в муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий. К их числу отнесены жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года №235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче указанных объектов федеральной собственности в муниципальную. Передача таких объектов осуществлялась в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235 и Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных В случае, когда объект не был передан в муниципальную собственность, уровень собственности определялся приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1992 года № 3020-1. В настоящее время разграничение государственной собственности в Российской Федерации регулируется статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенного в действие с 01 января 2005 года. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ имущество, используемое для указанных целей, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, и решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. Таким образом, положения приведенных выше норм действующего законодательства исключали возможность включения жилого дома <адрес> в план приватизации акционерного общества Саратовский завод» Прогресс». То обстоятельство, что данный жилой дом не был включен в план приватизации акционерного общества подтверждается актами приема-передачи имущества общества от одного руководителя к другому в которых, данный жилой дом среди имущества подлежащего передаче, не поименован. В настоящее время, указанный жилой дом на чьем-либо балансе не находится, поскольку в силу приведенных выше норм действующего законодательства должен находится в муниципальной собственности. В Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный жилой дом, за исключением государственной регистрации права собственности за Капустиным Н.О и Капустиной Т.С. на объект недвижимости - двухкомнатную квартиру, общей площадью 52,1 кв. м, расположенную по адресу: г. <адрес> ; за Игнатовым А.Н на жилое помещение общей площадью 18,9 кв. м, расположенное по адресу: г<адрес> <адрес>; за Кобяковой Л.В. на комнату, площадью15,2 кв. м, расположенную по адресу: г. <адрес>; за Актаевым А.К. на комнату, площадью 12,8 кв. м, расположенную по адресу: г. <адрес> 3; за Вальковским А.М. на объект недвижимости - двухкомнатную квартиру, общей площадью 43,5кв. м, расположенную по адресу: г. <адрес>. ( л.д.156-157). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспариваются. Положения постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» не могут быть применены, поскольку безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, как указано выше, является не добровольной, а законодательно предусмотренной. Вышеуказанные законодательные акты не предъявляют требований к состоянию передаваемого в муниципальную собственность имуществу. Учитывая, что отсутствуют лица, на которых в силу закона возлагается обязанность по передаче жилищного фонда по акту в муниципальную собственность, требования прокурор о возложении такой обязанности на ЗАО « Электромеханический завод» удовлетворены быть не могут. Вместе с тем отсутствие надлежащего оформления передачи спорных жилых домов в муниципальную собственность, а также отсутствие технической документации на предлагаемые к передаче объекты жилищного фонда, документов на земельные участки, на которых расположены данные объекты, не означает, что данные жилые дома не являются муниципальной собственностью. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в той части, в которой он просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию в собственность муниципального образования «Город Саратов», помещений в жилом доме, расположенных по адресу: г. <адрес> за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова принять в собственность муниципального образования «Город Саратов» помещения в жилом доме, расположенном по адресу: г. <адрес>, за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома. Поскольку указанные объекты жилого фонда на балансе ЗАО «Электромеханический завод « Прогресс» не находятся, законодатель не возлагает на него обязанность по передаче в муниципальную собственность жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что прокурору в удовлетворении требований к ЗАО «Электромеханический завод « Прогресс» следует отказать. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Не принятие жилых домов в муниципальную собственность бесспорно нарушает права жителей указанного дома на заключение договора социального найма, проживание в доме и осуществление прав по улучшению жилищных условий, а также иные права, предусмотренные статьями 60, 67 ЖК РФ. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Саратова удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию в собственность муниципального образования «Город Саратов», помещений в жилом доме, расположенных по адресу: г. <адрес> за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова принять в собственность муниципального образования «Город Саратов»помещения в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> за исключением приватизированных помещений и помещений, находящихся в общей долевой собственности собственников квартир указанного жилого дома. В остальной части исковых требований прокурору Фрунзенского района г. Саратова - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья: О.М. Подветельнова
и муниципальных предприятий была предусмотрена обязанность
соответствующих органов местного самоуправления принять на свой баланс
объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в срок не
более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации.
положениями, регламентами, приказами). В действиях администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом г. Саратова отсутствуют признаки бездействия относительно решения вопроса о принятии жилых домов в муниципальную собственность.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
"Об основах федеральной жилищной политики" постановлено, что недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать внаем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Согласно пункту 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового значения.
и муниципальных предприятий была предусмотрена обязанность
соответствующих органов местного самоуправления принять на свой баланс
объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в срок не
более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации.