№ 2- 1762/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09.09.2011года город Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Евстратове А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Седова Олега Владимировича об оспаривании бездействия, связанного с длительным не рассмотрением заявления о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, с длительным не принятием процедурных действий, не принятием решения по заявлению о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» о возложении на Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» обязанности по проведению работ, связанных с выбором земельного участка для строительства объекта и согласованию места размещения объекта строительства, принять и утвердить решение по заявления о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта УСТАНОВИЛ: Заявитель, Седов О.В. обратился в суд с настоящим заявлением, указывая, что 29.06.2011года им было подано заявление о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», которое до настоящего времени, несмотря на неоднократные напоминания, рассмотрено по существу не было, действий, необходимых для удовлетворения или для отказа в удовлетворении заявления совершено не было, решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, принято и утверждено не было. В связи с изложенным, заявитель, уточнив требования, просил признать незаконным бездействие Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», связанное с длительным не рассмотрением его заявления о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, связанное с длительным не принятием процедурных действий, не принятием решения по заявлению о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта о возложении на Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» обязанности по проведению работ, связанных с выбором земельного участка для строительства объекта и согласованию места размещения объекта строительства, по принятию и утверждению решения по заявлению о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности выдать соответствующее решение в течении 7 дней со дня его утверждения. Заявитель в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. Представитель заявителя, по доверенности Меденцов А.С. заявление доверителя в судебном заседании поддержал, по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что в заявление о выборе земельного участка было указано, что земельный участок необходим для строительства объекта, по адресу город <адрес> Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», по доверенности Маркелова Д.А., просила в удовлетворении заявления отказать, не оспаривая того обстоятельства, что 29.06.2011года в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» поступило заявление Седова О.В. о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта и что заявление находится на стадии рассмотрения, одновременно пояснила суду, что законодатель не определяет сроков рассмотрения такого рода заявлений. Принятию соответствующего решения предшествует длительная процедура согласования места размещения объекта с другими структурными подразделениями администрации муниципального образования « Город Саратов» в частности с Комитетом по архитектуре и градостроительству. По данному заявлению был проведен осмотр земельного участка, о чем был составлен соответствующий акт, материал направлялся комитетом для согласования некоторых вопросов в администрации муниципального образования « Город Саратов» и в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Рассмотрение заявления было затруднено отсутствием утвержденной схемы расположения земельного участка. Решение об удовлетворении заявления или отказе принимается администрацией муниципального образования «Город Саратов», комитет не наделен такого рода полномочиями. Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: администрации муниципального образования « Город Саратов» и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились. Суд, с учетом поступившего из Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» заявления о рассмотрении дела без участия представителя и надлежащим образом извещенного заинтересованного лица, администрации муниципального образования « Город Саратов» по факсу, по почте и по телефону, а также ее представителя лично под подпись, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся участников процесса. При этом суд учитывает, что участвовавшая в судебном заседании до объявления судом перерыва представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Абушева Г.А. просила в удовлетворении заявления отказать, поддержав доводы представителя Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», одновременно подтвердив информацию, содержащуюся в письменном сообщении администрации муниципального образования « Город Саратов» о том, что заявление Седова О.В. в отношении указанного в нем земельного участка в администрацию муниципального образования « Город Саратов» не поступало, вынесению решения выборе земельного участка и согласовании места расположения земельного участка предшествует длительная процедура полномочия по проведению которой возложены на комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов». О том, что заявление Седова О.В. не поступало на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» следует также из письменного сообщения последнего представленного по запросу суда. Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему. Судом установлено, поскольку не оспаривается участниками процесса и подтверждается представленными документами, что 29.06.2011года Седов О.В. обратился в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта строительства, которое до настоящего времени, несмотря на неоднократные напоминания, рассмотрено по существу не было. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 3 ч.1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 247ч.1 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу положений названных норм, обжалованию подлежат те действия (бездействие), решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Восстановлению подлежат законные права и свободы заявителя, если они нарушены незаконными, противоправными, виновными действиями лица, чьи действия( бездействие) обжалуются. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, местного самоуправления, муниципальными организациями. На территории муниципального образования «Город Саратов» нормативным актом, устанавливающим градостроительные условия использования земельных участков являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2009 г. № 27-280 в силу которых при согласовании схемы расположения земельного участка, орган местного самоуправления рассматривает ее на предмет соответствия документам территориального планирования города, а также документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории, что свидетельствует о специфике и сложности процедуры согласования и выдаче схем земельных участков. Поскольку в соответствии с положением о комитете по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов» утвержденным решением Саратовской город кой Думы от 10 июля 2009 года №42-492, комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» изготавливает, согласовывает, утверждает в пределах полномочий, предоставленных муниципальными правовыми актами, и выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, администрация муниципального образования « Город Саратов», получив заявление Седова О.В., правомерно, направило данное заявление в комитет по земельным ресурсам муниципального образования « Город Саратов» для выполнения процедурных вопросов согласования схемы расположения испрашиваемого земельного участка в пределах своих полномочий. В соответствии с решением Саратовской государственной Думы 10 июля 2009 г. N 42-491 «О положении о комитете по архитектуре и градостроительству администрация муниципального образования администрации муниципального образования « Город Саратов» комитет подготавливает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте муниципального образования, за исключением схем, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, для предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно части первой названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Судом установлено, что положения данной нормы на возникшие правоотношения не распространяются, поскольку согласованию подлежал земельный участок для строительства объекта, на котором какие-либо здания, строения, сооружения не расположены. Таким образом, утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории в обязательном порядке проходят согласование в указанных выше структурных подразделениях администрации МО «Город Саратов» что предусматривает соблюдения действующего земельного и градостроительного законодательства при формировании земельных участков, и обеспечение защиты интересов администрации МО «Город Саратов» в области использования земель. В соответствии с решением Саратовской городской Думы №53-632 от 07.07.2010года об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, предусмотрена публикация, в которой указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В течение 30-дневного срока со дня публикации, граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставления земельного участка на основании указанной информации, вправе обратиться в комитет по землеустройству и градостроительству администрации МО «Город Саратов» с заявлениями о предоставлении права на указанный земельный участок. При наличие заявления на испрашиваемый земельный участок, решение о его предоставлении принимается администрацией МО «Город Саратов» в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка. При наличие двух и более заявлений администрация в течение 14 рабочих дней по окончании срока на подачу заявлений принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка. Согласно решению Саратовской городской Думы от 18.02.2010 года №47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности функциями организатора торгов по продаже земельных участков, права на заключение договоров аренды земельных участков, заключение соответствующих договоров по итогам проведенных тортов обладает от имени администрации МО «Город Саратов» - комитет по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов». В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года №53-631 «О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» полномочиями до утверждению схемы, в случае формирований земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, обладает глава администрации муниципального образования «Город Саратов». До настоящего времени схема земельного участка не изготовлена комитетом и не направлена на утверждение и согласование в администрацию МО «Город Саратов». Все вышеуказанные обстоятельства, подтверждают специфику и сложность процедуры согласования и выдачи схем земельных участков, и тот факт, что именно комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» а не другой орган обязан принять меры к рассмотрению заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта и совершить действия, необходимые для удовлетворения или для отказа в удовлетворении заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта. Полномочиями по вынесению решения и утверждению решения о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта или отказе в выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта лицо чьи действия( бездействия) оспаривает заявитель, т.е комитет по землепользовании и градостроительству администрации МО «Город Саратов», не наделено, что обязывает суд отказать в удовлетворении требований заявителя в этой части. Безусловно, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства является незаконным бездействие Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», связанное с рассмотрением заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, поэтому следует обязать Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» принять меры к рассмотрению заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта и обязанность по совершению действий, необходимых для удовлетворения или для отказа в удовлетворении заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта. Удовлетворяя требования заявителя в этой части, суд также учитывает положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ Согласно статьи 5 названного закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В соответствии со ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Судом установлено, что Земельный кодекс РФ не устанавливает сроков рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, при этом законодатель исходит из необходимости проведения процедур согласования этого вопроса с многочисленными компетентными органами. Суд учитывая это обстоятельство, приходит к выводу о том, что данные сроки должны быть разумными, необходимыми для проведения всех процедур и мероприятий, необходимых для принятия соответствующего решения по предъявленному на рассмотрение заявлению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Седова Олега Владимировича об оспаривании бездействия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» связанное с длительным не рассмотрением заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта, с длительным не принятием процедурных действий, необходимых для рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объект. Обязать Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» принять меры к рассмотрению заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта и обязанность по совершению действий, необходимых для удовлетворения или для отказа в удовлетворении заявления Седова Олега Владимировича от 29.06.2011года о выборе земельного участка для строительства объекта и предварительном согласовании места размещения объекта. В удовлетворении остальной части заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М. Подветельнова
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержит следующие разъяснения. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.(пункт1). Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 названного постановления пленума по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в силу положений которого граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. ( ст. 2).