по иску прокурора к ДЮЦ



Дело №2-2226/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года        г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.

с участием помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Дедова С. Б.

при секретаре Куницыной О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Фрунзенского района г. Саратова, третьи лица: Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Отдел надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУ МЧС России по Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Фрунзенского района г. Саратова (далее - МОУ ДОД «ДЮЦ»), указав, что в соответствии с уставом является муниципальным образовательным учреждения дополнительного образования детей, учредителем является Администрация Фрунзенского района г. Саратова.

МОУ ДОД «ДЮЦ» находится в кирпичном 2-х этажном здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская,79. На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ и на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.03.2008 г. № 64 АБ 841271 МОУ ДОД «ДЮЦ» несет бремя содержания указанного здания.

При проверке, проведенной должностными лицами отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУ МЧС России по Саратовской области установлено, что в здании МОУ ДОД «ДЮЦ» нарушаются требования пожарной безопасности, а именно:

- в коридорах для отделки пола применяются горючие материалы - линолеум, с неизвестными параметрами пожарной опасности, что является нарушением п.п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*;

- имеются электрические лампы освещения, эксплуатирующиеся со снятыми колпаками рассеивателями, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03;

- в помещениях костюмерной, секретаря, лестничных клетках, установлены глухие металлические решетки, что является нарушением п. 40 ППБ 01-03;

- в дверных проемах на лестничной клетке установлены двойные двери, одни открываются внутрь помещения, вторые наружу, что является нарушением п. 52 ППБ 01-03;

- на 2-м этаже нет дверей, отделяющих центральную лестничную клетку от поэтажных коридоров, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*;

- имеются провода в одинарной изоляции проложенные снаружи стен, прибитые гвоздями, что является нарушением п.п. 3, 60 ППБ 01-03;

- ширина дверей из лестничной клетки шириной менее 1,2 м., что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.16, 6.27, 6.29 СНиП 21-01-97*;

- двери в лестничную клетку из помещений «для духовых инструментов» открываются внутрь помещения, что является нарушением п.п. 3, 52 ППБ 01-03, п. 6.31* СНиП 21-01-97*;

- отсутствует ограждение на кровле здания школы, что является нарушением п. 7.4 СНиП 21-01-97*;

- окна в кровле чердачного помещения без остекления, что является нарушением п. 44 ППБ 01-03.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации приняты Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности, которые, в свою очередь, в совокупности направлены по своей правовой природе на обеспечение пожарной безопасности. В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу положений ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, в том числе угрозы возникновения пожара.

Исходя из ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка, в частности, игнорироваться нарушения Правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу требований ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной без опасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, до настоящего времени действуют требования ППБ, СНиП, в части, не противоречащей требованиям 123-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, т.е. требования Правил пожарной безопасности, а также иных нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.

Нарушения, допущенные МОУ ДОД «ДЮЦ» влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью детей, занимающихся в центре, а также иных граждан, посещающих здание центра.

В связи с чем, прокурор просит обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Фрунзенского района г. Саратова устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, 79, а именно:

- произвести отделку пола коридоров негорючими материалами;

- на электрические лампы освещения установить колпаки-рассеиватели;

- в помещениях костюмерной, секретаря, лестничных клетках установить распашные металлические решетки;

- открывание дверей лестничной клетки обеспечить по направлению выхода из здания, помещений;

- на втором этаже установить двери, отделяющие центральную лестничную клетку от поэтажных коридоров;

- произвести ремонт электропроводки;

- дверные проемы из лестничной клетки обустроить шириной не менее 1,2 м.;

- открывание дверей из помещений «для духовых инструментов» обеспечить по направлению выхода помещений;

- установить ограждение на кровле здания;

- остеклить окна в кровле чердачного помещения.

      В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Дедов С. Б. иск поддержал, уточнив исковые требования в части обязания МОУ ДОД «ДЮЦ» устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в помещениях по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, д. 79 в срок до 12.10.2011 года, а именно:

- произвести отделку пола коридоров негорючими материалами;

- на электрические лампы освещения установить колпаки-рассеиватели;

- открывание дверей лестничной клетки обеспечить по направлению выхода из здания, помещений;

- на втором этаже установить двери, отделяющие центральную лестничную клетку от поэтажных коридоров;

- произвести ремонт электропроводки;

- дверные проемы из лестничной клетки обустроить шириной не менее 0,8 м.;

- установить ограждение на кровле здания.

От исковых требований о возложении обязанности на МОУ ДОД «ДЮЦ» устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности в помещениях по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, 79 в части: в помещениях костюмерной, секретаря, лестничных клетках установить распашные металлические решетки, открывание дверей из помещений «для духовых инструментов» обеспечить по направлению выхода из помещений, прокурор отказался.

Определением Фрунзенского районного суда от 15.02.2010 года производство по делу в этой части было прекращено.

Представитель МОУ ДОД «ДЮЦ» Войнова Н. И. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель 3 - его лица Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель 3 - его лица Отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУ МЧС России по Саратовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Фрунзенского района г. Саратова в соответствии с уставом является муниципальным образовательным учреждения дополнительного образования детей, учредителем является Администрация Фрунзенского района г. Саратова.

МОУ ДОД «ДЮЦ» находится в кирпичном 2-х этажном здании, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская,79, На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ и на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.03.2008 г. № 64 АБ 841271 МОУ ДОД «ДЮЦ» несет бремя содержания указанного здания.

При проверке, проведенной должностными лицами отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУ МЧС России по Саратовской области установлено, что в здании МОУ ДОД «ДЮЦ» нарушаются требования пожарной безопасности, а именно:

- в коридорах для отделки пола применяются горючие материалы - линолеум, с неизвестными параметрами пожарной опасности, что является нарушением п.п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*;

- имеются электрические лампы освещения, эксплуатирующиеся со снятыми колпаками рассеивателями, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03;

- в помещениях костюмерной, секретаря, лестничных клетках, установлены глухие металлические решетки, что является нарушением п. 40 ППБ 01-03;

- в дверных проемах на лестничной клетке установлены двойные двери, одни открываются внутрь помещения, вторые наружу, что является нарушением п. 52 ППБ 01-03;

- на 2-м этаже нет дверей, отделяющих центральную лестничную клетку от поэтажных коридоров, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*;

- имеются провода в одинарной изоляции проложенные снаружи стен, прибитые гвоздями, что является нарушением п.п. 3, 60 ППБ 01-03;

- ширина дверей из лестничной клетки шириной менее 1,2 м., что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.16, 6.27, 6.29 СНиП 21-01-97*;

- окна в кровле чердачного помещения без остекления, что является нарушением п. 44 ППБ 01-03.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации приняты Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности, которые, в свою очередь, в совокупности направлены по своей правовой природе на обеспечение пожарной безопасности. В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу положений ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, в том числе угрозы возникновения пожара.

Исходя из ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка, в частности, игнорироваться нарушения Правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу требований ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной без опасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, до настоящего времени действуют требования ППБ, СНиП, в части, не противоречащей требованиям 123-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, т.е. требования Правил пожарной безопасности, а также иных нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.

Согласно, технического паспорта объекта капитального строительства расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, 79 высота здания составляет более 7 метров.

Нарушения, допущенные МОУ ДОД «ДЮЦ» влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью детей, занимающихся в центре, а также иных граждан, посещающих здание центра.

Однако, в удовлетворении требований прокурора в части установления ограждения на кровле здания следует отказать, поскольку в соответствии с пунктом 8.11 СНиП 21-01-97* в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м., а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. В то время как высота здания, расположенного по адресу : г. Саратов, ул. Университетская, 79 составляет 6,9 м, согласно изменений внесенных в ситуационный план в части указания высоты здания в соответствии с разделом технического паспорта «исчисления площадей и объемов строений».

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Фрунзенского района г. Саратова устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, д. 79 до 21.10.2011 года, а именно:

- произвести отделку пола коридоров негорючими материалами;

- на электрические лампы освещения установить колпаки-рассеиватели;

- открывание дверей лестничной клетки обеспечить по направлению выхода из здания, помещений;

- на втором этаже установить двери, отделяющие центральную лестничную клетку от поэтажных коридоров;

- произвести ремонт электропроводки;

- дверные проемы из лестничной клетки обустроить шириной не менее 0,8 м.; в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 27 сентября 2011 года.

Судья                                А. А. Негласон