по иску Моревой к ГУВД по Саратовской области



Дело №2-2046/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2011 года        г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.

при секретаре Куницыной О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моревой Антонины Григорьевны к ГУ МВД РФ по Саратовской области, ОВО при ОВД по Вольскому муниципальному району о признании незаконным отказа о сохранении заработной платы, обязании выплаты, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ :

     Морева А. Г. обратилась в суд указав, что 14 февраля 2011 года руководством вневедомственной охраны при ГУВД по Саратовской области она была уведомлена о том, что занимая ею должность специалиста 2 категории пункта централизованной охраны отделения вневедомственной охраны при отделе внутренних дел городского округа ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области сокращена в связи с ликвидацией отделения. Приказом начальника УВО при ОВД ЗАТО г. Шиханы ГУВД по Саратовской области от 14 апреля 2011 года № 16 л\с она была уволена в соответствии с п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации. При увольнении ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ней был сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Правопреемником ликвидированного УВО при ОВД ЗАТО г. Шиханы является ГУВД по Саратовской области.

        19 апреля 2011 года, т.е. менее двух недель после увольнения по сокращению, она обратилась в филиал Государственного учреждения Центра занятости населения города Вольска в ЗАТО г. Шиханы и была зарегистрирована в нем как безработная. До настоящего времени она не трудоустроена.

       15 июля 2011 года филиалом ЗАТО Шиханы ГУ ЦЗН г. Вольска ей была выдана справка № 108 о том, что она была уволена 15 апреля 2011 года в связи с ликвидацией организации и обратилась в центр занятости населения 19 апреля 2011 года, не трудоустроена в течение двух месяцев и за ней сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

       С данной справкой и с иными надлежащими документами она обратилась в ГУВД по Саратовской области с заявлением выплатить ей среднюю месячную заработную плату за третий месяц своего не трудоустройства. Однако, ответчик на заявление ответил устным отказом, мотивировав его тем, что она является пенсионеркой. Письменного отказа на заявление она до настоящего времени не получила.

      Полагает, что действия ГУВД по Саратовской области, связанные с отказом в сохранении ей средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения незаконны.

    Она проживает, зарегистрирована и работала до увольнения в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области. Согласно п.4 ст.7 Закона РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с реорганизацией и ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

        В соответствии с требованиями ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

       Согласно представленных в суд документов, она была уволена в связи с ликвидацией организации, в срок менее двух недель после увольнения, обратилась в центр занятости населения, где поставлена на учет, и в течение уже более двух месяцев не трудоустроена.

        Согласно справки филиала ЗАТО г. Шиханы ГУ ЦЗН г. Вольска № 108 от 15 июля 2011 года, этой организацией занятости населения принято решение о сохранении за ней средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, признав тем самым исключительность обстоятельств ее случая, дающего право, предусмотренное ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ.

       В соответствии с требованиями п.1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458, в органах и организациях занятости населения регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, а также дохода.

       Она не отрицает и не скрывает тот факт, что является пенсионером по старости с 1 августа 2005 года и имеет определенные средства к существованию.

       Согласно требований п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458, следует, что она, являясь пенсионеркой, может быть субъектом трудовых правоотношений, даже при наличии лучшей социальной защищенности по сравнению с другими категориями работников, и наличие у нее пенсии, не лишает права на получение предусмотренных ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ выплат.

      В связи с чем, просит признать незаконным отказ ГУВД по Саратовской области о сохранении за ней средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения; обязать ГУВД по Саратовской области восстановить ее в правах и выплатить среднюю заработную плату за период трудоустройства за третий месяц со дня увольнения и взыскать с ответчика судебные издержки в сумме 2000 рублей, затраченные на выплату вознаграждения адвокату, а также государственную пошлину - 200 рублей.

      Определением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 12 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГУ Центр занятости населения г. Вольска.

      Определением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены УВО ГУ МВД РФ по Саратовской области и ОВО при ОВД по Вольскому муниципальному району Саратовской области.

     Определением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 30 августа 2011 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОВО при ОВД по Вольскому муниципальному району Саратовской области, одновременно исключенное из третьих лиц.

      В судебное заседание Морева А. Г. не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

      Представитель ГУ МВД РФ по Саратовской области по доверенности - Фролова М. Г. иск не признала по те основаниям, что истица занимала должность специалиста 2 категории пункта централизованной охраны отделения вневедомственной охраны при ОВД городского округа ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области. Прием на данную должность работников осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Трудовые отношения Моревой А.Г. с ОВО при ОВД ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

      В исковом заявлении истица указывает, что правопреемником ликвидированного ОВО при ОВД ЗАТО Шиханы является ГУВД по Саратовской области. Приказом УВО при ГУВД по Саратовской области от 30.12.2010 года № 445 «Об организационно - штатных изменениях в подразделениях вневедомственной охраны Саратовской области» была сокращена должность истицы, а увольнение производилось приказом ОВО при ОВД ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области от 14.04.2011 года № 16 л/с.

       Согласно п.п. 3.11, 3.12, 4 приказа УВО при ГУВД по Саратовской области от 21.02.2011 года № 75 «О ликвидации ОВО при ОВД ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области» ОВО передает все имеющееся личные дела сотрудников и работников, а так же финансовые активы по финансовому бухгалтерскому учету, документы в ОВО при Вольском ОВД Саратовской области. ГУВД по Саратовской области не является правопреемником ОВО при ОВД ЗАТО Шиханы, и по данному делу является ненадлежащим ответчиком.

       Представитель ОВО при ОВД по Вольскому муниципальному району и третьего лица УВО ГУ МВД РФ по Саратовской области по доверенности - Старикова О. В. иск не признала, пояснив, что данный спор является трудовым и выплаты на период трудоустройства - это мера защиты безработных граждан. Таковыми считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 3 этого Закона безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости, поэтому за третий месяц за Моревой А.Г., которая является пенсионером, заработок не сохраняется и не выплачивается. Кроме того, согласно ч.2 ст. 178 Трудового Кодекса РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения, однако, Морева А. Г., хотя и является субъектом трудового права, но как пенсионер защищена больше в социальном плане и поэтому ее защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч.2 ст. 178 ТК РФ.

    Представитель государственного учреждения Центр занятости населения г. Вольска - Самсонова С. А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представив письменный отзыв на иск, в котором считала, что Морева А. Г. имеет право на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условий, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен. При этом, дело на безработного Мореву А. Г. не заводилось, так как истица является пенсионеркой и она была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы без признания ее безработной, поскольку безработными не могут быть граждане, получающие пенсию. Но полагает, что не признание истицы безработной не лишает ее прав, предусмотренных ст. 178 ТК РФ и статьей 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     Как установлено в судебном заседании Морева А. Г. 14 февраля 2011 года руководством вневедомственной охраны при ГУВД по Саратовской области была уведомлена о том, что занимая ею должность специалиста 2 категории пункта централизованной охраны отделения вневедомственной охраны при отделе внутренних дел городского округа ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области сокращена в связи с ликвидацией отделения. Приказом начальника УВО при ОВД ЗАТО г. Шиханы ГУВД по Саратовской области от 14 апреля 2011 года № 16 л\с истица была уволена в соответствии с п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации. При увольнении ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ней был сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Правопреемником ликвидированного УВО при ОВД ЗАТО г. Шиханы является ОВО при ОВД по Вольскому муниципальному району, что подтверждается соответствующими документами (согласно п.п. 3.11, 3.12, 4 приказа УВО при ГУВД по Саратовской области от 21.02.2011 года № 75 «О ликвидации ОВО при ОВД ЗАТО Шиханы ГУВД по Саратовской области» ОВО передает все имеющееся личные дела сотрудников и работников, а так же финансовые активы по финансовому бухгалтерскому учету, документы в ОВО при Вольском ОВД Саратовской области).

        19 апреля 2011 года, т.е. менее двух недель после увольнения по сокращению, Морева А. Г. обратилась в филиал Государственного учреждения Центра занятости населения города Вольска в ЗАТО г. Шиханы и была зарегистрирована в нем как безработная. До настоящего времени она не трудоустроена.

       15 июля 2011 года филиалом ЗАТО Шиханы ГУ ЦЗН г. Вольска истице была выдана справка № 108 о том, что она была уволена 15 апреля 2011 года в связи с ликвидацией организации и обратилась в центр занятости населения 19 апреля 2011 года, не трудоустроена в течение двух месяцев и за ней сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

       С данной справкой и с иными документами Морева А. Г. обратилась в ГУВД по Саратовской области с заявлением выплатить ей среднюю месячную заработную плату за третий месяц своего не трудоустройства. Однако, ответчик на заявление ответил устным отказом, мотивировав его тем, что она является пенсионеркой. Письменного отказа на заявление истица до настоящего времени не получила.

      Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля 2011 г.) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

      В соответствии с п. 3 вышеназванной нормы Закона безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

     В то время как Морева А. Г. с 2005 года является получателем пенсии по старости, что исключает возможность признания ее безработной вопреки требованиям Федерального законодательства.

     Согласно ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Однако, истицей не представлено доказательств исключительности обстоятельств, вследствие возникновения которых у нее возникло право на получение заработной платы за третий месяц не трудоустройства.

     Таким образом, справка, выданная Моревой А. Г. ГУ ЦЗН г. Вольска не подтверждает права истицы на получение средней заработной платы по прежнему месту работы за третий месяц.

     Также не может быть отнесен к исключительным обстоятельствам (ч. 2 ст. 178 ТК РФ) факт проживания Моревой А. Г. в закрытом административно-территориальном образовании, поскольку Закон РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» не предусматривает в обязательном порядке предоставления лицу, получающему пенсию дополнительную трудовую гарантию в виде выплаты заработной платы за третий месяц.

      При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Моревой А. Г. следует отказать.

       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

      В удовлетворении исковых требований Моревой Антонины Григорьевны к ГУ МВД РФ по Саратовской области, ОВО при ОВД по Вольскому муниципальному району о признании незаконным отказа ГУВД по Саратовской области о сохранении за ней средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения; обязании восстановить ее в правах и выплатить среднюю заработную плату за период трудоустройства за третий месяц со дня увольнения; взыскании расходов по оплате юридических услуг и оплате государственной пошлины отказать.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 28 сентября 2011 года.

Судья                                                А. А. Негласон