Дело №2-2189/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 сентября 2011 года города Саратов Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием истца Ткаченко Л.А., представителя ответчика Демешко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Людмилы Анатольевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ - УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова об отмене решения о привлечении к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, установил: Ткаченко Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, в котором просила отменить решение заместителя начальника ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Плугиной Е.И. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В обосновании заявленных требований Ткаченко Л.А. указывает, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова она была привлечена к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на Ткаченко Л.А. наложен штраф в сумме 1039 руб. 20 коп. С вынесенным решением Ткаченко Л.А. не согласна, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете в пенсионной службе Прокуратуры Саратовской области и является получателем пенсии за выслугу лет от органов прокуратуры, установленной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 года № 223-О лица, имеющие права на подобную пенсию освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд. В связи с этим Ткаченко Л.А. считает, что она не обязана не только оплачивать обязательные страховые взносы, но и представлять в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд ранее обращался к истцу с аналогичными требованиями. Решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 октября 2007 года в иске Пенсионному фонду было отказано. Указанным решением суда установлено, что Ткаченко Л.А. не обязана вносить страховые суммы в Пенсионный фонд и предоставлять сведения о страховых взносах. В судебном заседании Ткаченко Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Демешко С.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) просила в иске Ткаченко Л.А. отказать, указывая на то, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся и адвокаты. Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 данной статьи, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ. При этом Конституционный суд РФ анализировал статью 28 Федерального икона №167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года. С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также Федеральный закон от 24 июля 2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который внес изменения в Федеральный закон № 167-ФЗ. Законодательное регулирование обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования изменилось. В частности, в соответствии со статьей 28 Федерального закона №167-ФЗ (в редакции, действующей с 01 января 2010 года), с 01 января 2010 года страхователи, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы) уплачивают не фиксированный платеж, а страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ. Таким образом, у адвокатов возникла обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Законом № 212-ФЗ. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», лица, указанные в статье 1 Закона №4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1 и трудовой пенсии но старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости -определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа. Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года №582, действовавшие на момент оценки Конституционным судом РФ норм Федерального закона №167-ФЗ и предусматривающие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом №4468-1, с 01 января 2010 года фактически утратили силу в связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ. Таким образом, поскольку адвокаты, являющиеся военными пенсионерами, с 01 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, у них возникает обязанность в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ от 01 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за расчетным, представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Ткаченко Л.А. указанные сведения за 2010 год не представила. На основании изложенного представитель ответчика считает, что решение ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Ткаченко Л.А. к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования соответствующим действующему законодательству, просим в удовлетворении заявленных требований отказать. Третье лицо - заместитель начальника ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Плугина Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена, представила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, Ткаченко Л.Д., является пенсионером, состоит на учете в пенсионной службе прокуратуры Саратовской области и с ДД.ММ.ГГГГ получает государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет от органов прокуратуры (л.д. 19). С ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко Л.Д. является адвокатом Саратовской областной коллегии адвокатов (в настоящее время - адвокатская палата Саратовской области), удостоверение адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 43). На регистрационном учете в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Ткаченко Л.Д. состоит с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47). Как следует из акта камеральной проверки ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27) Ткаченко Л.Д. в нарушении пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в установленный законом срок не представила сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а именно документы персонифицированного учета по форме АДВ-6-2, СЗВ-6-1, АДВ-6-3 (Постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»). Решением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Плугиной Е.И. Ткаченко Л.Д. была привлечена к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1039 руб. 20 коп. (л.д. 31). Согласно статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года №192п Согласно статье 17 Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и пунктом 1 статьи 28 Федерального законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В силу статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится адвокатами самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей и адвокатов, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года №223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 23.12.2004 № 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2 ), 35 (части 1 и 2), 39 (часть1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Однако данные выводы Конституционного Суда РФ сформулированы в отношении Федерального закона от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» и настоящим Положением. В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 №66-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», введенной Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам, в том числе пенсионерам органов прокуратуры, получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения адвокатов - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены. Минздравсоцразвития России в Письме от 07 мая 2010 года №10-4/325038-19 разъяснил, что Закон №212-ФЗ не предусматривает освобождения индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», от уплаты страховых взносов в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Следовательно, адвокаты, являющиеся военными пенсионерами, с 01 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и в силу пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязаны представлять в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При указанных обстоятельствах решение Кировского районного суда г. Саратова от 22 октября 2007 года (л.д. 8), на которое истце ссылается в обосновании своих требований, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное решение судом было принято с учетом в действующего на момент его вынесения пенсионного законодательства, в которое в настоящее время были внесены изменения. Как установлено судом Ткаченко Л.Д. в нарушении пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в в срок до 1 марта 2011 года не представила сведения за 2010 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что не оспаривалось истцом. Учитывая данные обстоятельства, а также указанные выше положения действующего законодательства, суд не находит оснований для признания незаконным решения заместителя начальника ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Плугиной Е.И. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Ткаченко Л.Д. к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем требования Ткаченко Л.Д. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Ткаченко Людмиле Анатольевне в иске к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова об отмене решения заместителя начальника ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Плугиной Е.И. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 05 октября 2011 года. Судья А.А. Богомолов