Дело № 2-2176/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 октября 2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А., при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Ромашкевич Татьяны Николаевны к ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ : Ромашкевич Т. Н. обратилась в суд указав, что 20 июня 2011 года Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова вынесла решение, согласно которому ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, по причине отсутствия требуемого продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части не включения отдельных периодов работы в специальный трудовой стаж по следующим основаниям. Как видно из протокола заседания Комиссии от 20 июня 2011 года в специальный стаж не включен период работы с 13.12.1977 г. по 05.02.1981 г. (3 года 1 месяц и 23 дня) в должности старшей пионервожатой в Новожизненской средней школе Городищенского района Волгоградской области, поскольку должность «пионервожатая» не поименована в Списке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Полагает, что данный вывод ответчика со ссылкой на нормативный акт указанный выше, является несостоятельным, поскольку этот нормативный акт не может распространяться на правоотношения, действовавшие до его вступления в законную силу. При решении вопроса о включении данного периода работы в специальный трудовой стаж необходимо руководствоваться нормативными актами, действовавшими в тот период времени. Между тем, в период ее работы в должности старшей пионервожатой, действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях». Согласно ст. 58 данного Закона, пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других), назначенные до введения в действие настоящего Закона, сохраняются. Совету Министров СССР поручается определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет (круг работников, которым назначаются эти пенсии; минимальные и максимальные размеры пенсий, ранее назначенных и назначаемых вновь; размеры пенсий, выплачиваемых работающим пенсионерам и т.д.). Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства" были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В силу п.п. 2, 4 названного выше Положения учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения такого вида пенсии, приходилась на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Ею выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Исходя из вышеуказанного полагает, что период работы с 13.12.1977 г. по 05.02.1981 г. подлежит включению в специальный трудовой стаж. Далее из протокола Комиссии следует, что периоды работы в должности воспитателя с 09.02.1981 г. по 15.02.1989 г. в детском комбинате Опытно-производственного хозяйства «Новожизненское», с 02.08.1991 г. по 31.10.1991 г. с 07.11.1991 г. по 21.02.1992 г. в хозрасчетном детском комбинате № 237 Государственно - кооперативного объединения «Саратовстрой», с 22.02.1992 г. по 27.05.1992 г. с 04.06.1992 г. по 17.06.1992 года в хозрасчетном детском комбинате № 237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой», с 01.05.1996 г. по 08.09.1996 г. (4 месяца 7 дней) с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 года ( 2 месяца 1 день) не могут быть зачтены в специальный стаж на соответствующих видах работ, так как учреждения «детский комбинат», хозрасчетный детский комбинат», «опытно-производственное хозяйство», «государственно-кооперативное объединение», «товарищество с ограниченной ответственностью» не поименованы в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а детские комбинаты не поименованы в перечне структурных подразделений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренных в пункте 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Кроме того, не подтверждается работа заявительницы в структурных подразделениях детского комбината, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1958 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» (с изменениями от 03 августа 1972 г.), в списке наименований учреждений и организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, указаны детские сады и объединенные ясли-сады. С 1 января 1992 года вступил в силу Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1. Следовательно, периоды работы с 1 января 1992 года по 21.02.1992 г., с 22.02.1992 г. по 27.05.1992 г., с 04.06.1992 г. по 17.06.1992 года, с 01.05.1996 г. по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 года, должны регулироваться нормами данного Закона. На основании данного закона было принято постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г., которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В этом Списке поименованы детские сады. Детские сады, объединенные ясли-сады и комбинат являются одним и тем же учреждением, поскольку в соответствии с общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976г., дошкольное воспитание предусматривалось, в том числе, в детских яслях-садах (комбинатах). Кроме того, существовавший в то время Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1, не ставил работу в том или ином дошкольном учреждении в зависимость от организационно-правовой формы этого учреждения или формы собственности такого учреждения. Далее из протокола Комиссии следует, что периоды работы в должности воспитателя с 01.05.1996 года по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 г., в Муниципальном детском образовательном учреждении комплексе «Детский сад -школа №237» не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как «комплексы» не поименованы в Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 г. №781. Также эти периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж в соответствии с п. 13 правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 так как из первичных документов не подтверждается работа заявительницы в структурных подразделениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Ссылка ответчика на п. 13 Правил, является незаконной, поскольку на тот период работы действовал иной нормативный акт. Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463), школа - детский сад поименована в списке учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, а так же в Списке поименована должность воспитатель, что в свою очередь предоставляет право на зачисление периодов работы с 01.05.1996 года по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 г., в Муниципальном детском образовательном учреждении комплексе «Детский сад - школа №237» в специальный трудовой стаж. Далее в протоколе Комиссии указано, что период работы в должности воспитателя с 31.07.1992 г. по 19.10.1992 г., с 24.10.1992 г. по 31.07.1995 года в яслях-саде №237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой» не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с ч.2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании, все образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица. Ясли-сад №237 в период с 31.07.1992 г. по 31.07.1995 года являлся структурным подразделением товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой». Товарищество с ограниченной ответственностью не поименованы в Списке, утвержденном постановлением № 463 от 06.09.1991 г., а ясли-сады не поименованы в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных организаций и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренных в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1991 г. № 1067. Применение положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, в данном случае является неприемлемым, поскольку данный нормативный акт не регулировал правоотношения сложившиеся до вступления его в законную силу. При разрешении данного вопроса необходимо применять Постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Относительно периода работы с 22.09.1993 г. по 31.07.1995 г., подлежит применению тот же нормативный акт, но в редакции 22 сентября 1993 года. Утвержденный данным нормативным актом (в изначальной редакции и дополнительной редакции) Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, содержит в наименовании учреждений, такое учреждение как учреждение сады-ясли, которые относит к детским дошкольным учреждениям. Кроме того, существовавший в то время Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1, не ставил работу в том или ином дошкольном учреждении в зависимость от организационно-правовой формы этого учреждения или формы собственности такого учреждения. Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. На основании изложенного, считает, что отказ в зачислении периодов работы с 31.07.1992 г. по 19.10.1992 г., с 24.10.1992 г. по 31.07.1995 года в яслях-саде №237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой», также является незаконным и необоснованным. Далее в протоколе Комиссии указано, что период работы в должности воспитателя с 01.08.1995 г. по 30.04.1996 г. в яслях-саде №237 отдела образования Кировского района не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с ч.2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» все образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица. Ясли-сад № 237 в период с 01.08.1995 года по 30.04.1996 года являлся структурным подразделением отдела образования Кировского района. Отделы образования не поименованы в Списке, утвержденным постановлением №463 от 06.09.1991 г., а ясли-сады не поименованы в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренных в п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067. Применение положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, в данном случае также является неприемлемым, поскольку данный нормативный акт не регулировал правоотношения сложившиеся до вступления его в законную силу. В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров от 06.09.1991 г.) поименована «школа-детский сад». В данный период времени действовал именно этот нормативный акт, основанный на Законе РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1, который в свою очередь не ставил работу в том или ином дошкольном учреждении в зависимость от организационно-правовой формы этого учреждения или формы собственности такого учреждения. Кроме того, в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, Конституционный Суд РФ, указал, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с подпунктом 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.» указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, учитывая весь стаж работы, в том числе и тот период времени, который оспаривается настоящим заявлением, в учреждениях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, общий специальный стаж на момент вынесения УПФР обжалуемого решения, составил 29 лет 11 месяцев 21 день. В связи с чем, просит зачислить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, следующие периоды работы: период работы с 13.12.1977 г. по 05.02.1981 г. в должности старшей пионервожатой в Новожизненской средней школе Городищенского района Волгоградской области; период работы в должности воспитателя с 09.02.1981 г. по 15.02.1989 г. в детском комбинате Опытно-производственного хозяйства «Новожизненское»; период работы в должности воспитателя с 02.08.1991 г. по 31.10.1991 г. с 07.11.1991 г. по 21.02.1992 г. в хозрасчетном детском комбинате № 237 Государственно - кооперативного объединения «Саратовстрой»; период работы в должности воспитателя с 22.02.1992 г. по 27.05.1992 г., с 04.06.1992 г. по 17.06.1992 года в хозрасчетном детском комбинате № 237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой»; период работы в должности воспитателя с 31.07.1992 г. по 19.10.1992 г., с 24.10.1992 г. по 31.07.1995 года в яслях-саде №237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой»; период работы в должности воспитателя с 01.08.1995 г. по 30.04. 1996 г. в яслях-саде_№237отдела образования Кировского района; период работы в должности воспитателя с 01.05.1996 г. по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 года в Муниципальном детском образовательном учреждении комплексе «Детский сад-школа № 237» и обязать Управление Пенсионного Фонда России по Кировскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова назначить досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в учреждениях для детей. В судебном заседании истица и ее представитель доводы искового заявления поддержали, дав объяснения, аналогичные в нем изложенным. Представитель ответчика иск не признала, полагая, что право на пенсию у истицы отсутствует. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании 20 июня 2011 года Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова вынесла решение, согласно которому Ромашкевич Т. Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, по причине отсутствия требуемого продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Как следует из протокола заседания Комиссии от 20 июня 2011 года в специальный стаж не включен период работы истицы с 13.12.1977 г. по 05.02.1981 г. (3 года 1 месяц и 23 дня) в должности старшей пионервожатой в Новожизненской средней школе Городищенского района Волгоградской области, поскольку должность «пионервожатая» не поименована в Списке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. При решении вопроса о включении данного периода работы в специальный трудовой стаж необходимо руководствоваться нормативными актами, действовавшими в тот период времени. Между тем, в период работы Ромашкевич Т. Н. в должности старшей пионервожатой, действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях». Согласно ст. 58 данного Закона, пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других работников), назначенные до введения в действие настоящего Закона, сохраняются. Совету Министров СССР поручается определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет (круг работников, которым назначаются эти пенсии; минимальные и максимальные размеры пенсий, ранее назначенных и назначаемых вновь; размеры пенсий, выплачиваемых работающим пенсионерам и т.д.). Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства" были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В силу п.п. 2, 4 названного выше Положения учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения такого вида пенсии, приходилась на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Истицей выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Исходя из вышеуказанного, период работы с 13.12.1977 г. по 05.02.1981 г. подлежит включению в специальный трудовой стаж. Далее из протокола Комиссии следует, что периоды работы в должности воспитателя с 09.02.1981 г. по 15.02.1989 г. в детском комбинате Опытно-производственного хозяйства «Новожизненское», с 02.08.1991 г. по 31.10.1991 г. с 07.11.1991 г. по 21.02.1992 г. в хозрасчетном детском комбинате № 237 Государственно - кооперативного объединения «Саратовстрой», с 22.02.1992 г. по 27.05.1992 г. с 04.06.1992 г. по 17.06.1992 года в хозрасчетном детском комбинате № 237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой», с 01.05.1996 г. по 08.09.1996 г. (4 месяца 7 дней) с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 года ( 2 месяца 1 день) не могут быть зачтены в специальный стаж на соответствующих видах работ, так как учреждения «детский комбинат», хозрасчетный детский комбинат», «опытно-производственное хозяйство», «государственно-кооперативное объединение», «товарищество с ограниченной ответственностью» не поименованы в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а детские комбинаты не поименованы в перечне структурных подразделений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренных в пункте 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Кроме того, не подтверждается работа заявительницы в структурных подразделениях детского комбината, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако, согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1958 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» (с изменениями от 03 августа 1972 г.), в списке наименований учреждений и организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, указаны детские сады и объединенные ясли-сады. С 1 января 1992 года вступил в силу Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1. Следовательно, периоды работы с 1 января 1992 года по 21.02.1992 г., с 22.02.1992 г. по 27.05.1992 г., с 04.06.1992 г. по 17.06.1992 года, с 01.05.1996 г. по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 года, должны регулироваться нормами данного Закона. На основании данного Закона было принято постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г., которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В этом Списке поименованы детские сады. Детские сады, объединенные ясли-сады и комбинат являются одним и тем же учреждением, поскольку в соответствии с общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 г., дошкольное воспитание предусматривалось, в том числе, в детских яслях-садах (комбинатах). Кроме того, действовавший в то время Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1, не ставил работу в том или ином дошкольном учреждении в зависимость от организационно-правовой формы этого учреждения или формы собственности такого учреждения. Далее из протокола Комиссии следует, что периоды работы в должности воспитателя с 01.05.1996 года по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 г., в Муниципальном детском образовательном учреждении комплексе «Детский сад -школа №237» не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как «комплексы» не поименованы в Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 г. №781. Также эти периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж в соответствии с п. 13 правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 так как из первичных документов не подтверждается работа заявительницы в структурных подразделениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Ссылка ответчика на п. 13 Правил, является незаконной, поскольку на тот период работы действовал иной нормативный акт. Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463), школа - детский сад поименована в списке учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, а так же в Списке поименована должность воспитатель, что в свою очередь предоставляет право на зачисление периодов работы с 01.05.1996 года по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 г., в Муниципальном детском образовательном учреждении комплексе «Детский сад - школа №237» в специальный трудовой стаж. В протоколе Комиссии указано, что период работы истицы в должности воспитателя с 31.07.1992 г. по 19.10.1992 г., с 24.10.1992 г. по 31.07.1995 года в яслях-саде №237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой» не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с ч.2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании, все образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица. Ясли-сад №237 в период с 31.07.1992 г. по 31.07.1995 года являлся структурным подразделением товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой». Товарищество с ограниченной ответственностью не поименованы в Списке, утвержденном постановлением № 463 от 06.09.1991 г., а ясли-сады не поименованы в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных организаций и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренных в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1991 г. № 1067. Применение положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, в данном случае является неприемлемым, поскольку данный нормативный акт не регулировал правоотношения сложившиеся до вступления его в законную силу. При разрешении данного вопроса необходимо применять Постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Относительно периода работы с 22.09.1993 г. по 31.07.1995 г., подлежит применению тот же нормативный акт, но в редакции 22 сентября 1993 года. Утвержденный данным нормативным актом (в изначальной редакции и дополнительной редакции) Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, содержит в наименовании учреждений, такое учреждение как учреждение сады-ясли, которые относит к детским дошкольным учреждениям. Кроме того, Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1, не ставил работу в том или ином дошкольном учреждении в зависимость от организационно-правовой формы этого учреждения или формы собственности такого учреждения. Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. В связи с чем, периоды работы с 31.07.1992 г. по 19.10.1992 г., с 24.10.1992 г. по 31.07.1995 года в яслях-саде №237 товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовстрой», необходимо включить в льготный стаж. Далее в протоколе Комиссии указано, что период работы в должности воспитателя с 01.08.1995 г. по 30.04. 1996 г. в яслях-саде №237 отдела образования Кировского района не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с ч.2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» все образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица. Ясли-сад № 237 в период с 01.08.1995 года по 30.04.1996 года являлся структурным подразделением отдела образования Кировского района. Отделы образования не поименованы в Списке, утвержденным постановлением №463 от 06.09.1991 г., а ясли-сады не поименованы в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, предусмотренных в п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067. Применение положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, в данном случае также является неприемлемым, поскольку данный нормативный акт не регулировал правоотношения сложившиеся до вступления его в законную силу. В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров от 06.09.1991 г.) поименована «школа-детский сад». В данный период времени действовал именно этот нормативный акт, основанный на Законе РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г. № 340 - 1, который в свою очередь не ставил работу в том или ином дошкольном учреждении в зависимость от организационно-правовой формы этого учреждения или формы собственности такого учреждения. Кроме того, в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, Конституционный Суд РФ, указал, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Действия пенсионного фонда по отказу в зачисление в специальный стаж отдельных периодов работы, в контексте правовой позиции Конституционного Суда РФ, можно квалифицировать как действия по неправильному применению нормативных актов, не отвечающих целям эффективности правового регулирования в соответствии с Конституцией РФ. Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с подпунктом 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.» указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, учитывая весь стаж работы, в том числе и тот период времени, который оспаривается настоящим заявлением, в учреждениях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, общий специальный стаж на момент вынесения УПФР обжалуемого решения, составил 29 лет 11 месяцев 21 день. Таким образом, общий специальный стаж на момент вынесения обжалуемого решения, за вычетом 71 дня, составляет 29 лет 9 месяцев 20 дней. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика необходимо взыскать в пользу истицы уплаченную государственную пошлину 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 20.06.2011 года в части отказа в назначении Ромашкевич Т. Н. досрочной трудовой пенсии незаконным. Засчитать Ромашкевич Т. Н. в трудовой стаж дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста следующие периоды : период работы в должности старшей пионервожатой в Новожизненской средней школе Городищенского района Волгоградской области с 13.12.1977 г. по 05.02.1981 г.; период работы в должности воспитателя с 09.02.1981 г. по 15.02.1989 г. в детском комбинате Опытно-производственного хозяйства «Новожизненское»; в должности воспитателя с 02.08.1991 г. по 31.10.1991 г., с 07.11.1991 г. по 21.02.1992 г. в хозрасчетном детском комбинате №237 Государственно-кооперативного объединения «Саратовстрой»; должности воспитателя с 22.02.1992 г. по 27.05.1992 г., с 04.06.1992 г. по 17.06.1992 г. в хозрасчетном детском комбинате №237 ТОО «Саратовстрой»; должности воспитателя с 31.07.1992 г. по 19.10.1992 г., с 24.10.1992 г. по 31.07.1995 г. в ясле-саде №237 ТОО «Саратовстрой»; в должности воспитателя с 01.08.1995 г. по 30.04.1996 г. в ясле-саде №237 отдела образования Кировского района; в должности воспитателя с 01.05.1996 г. по 08.09.1996 г., с 01.10.1996 г. по 02.12.1996 г. в Муниципальном детском образовательном учреждении «Детский сад-школа №237» и обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Ромашкевич Т. Н. досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в учреждениях для детей с момента обращения о ее назначении - 02 марта 2010 года. Взыскать с ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Ромашкевич Татьяны Николаевны государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 10 октября 2011 года. Судья А. А. Негласон