и признании права на получение жилого помещения



Дело № 2-2124/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года                                                 город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дернова Андрея Валерьевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании права на обеспечение жильем и включении в список граждан нуждающихся в обеспечении жилым помещением,

установил:

Дернов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании права на обеспечение жильем и включении в список граждан нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в котором указывает, что он является офицером запаса Министерства обороны Российской Федерации, выслуга лет составляет: календарная - 19 лет, в льготном исчислении - 22 года.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего Ленинградского военного округа Дернов А.В. был уволен из рядов Министерства обороны Российской Федерации по льготному основанию: в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы в отношении военнослужащего со стороны Министерства обороны в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

ДД.ММ.ГГГГ мэрией г. Архангельска Дернов А.В. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - г. Архангельск на основании распоряжения мэрии города Архангельска р от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по выдаче жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы в запас или в отставку, отдела по учету и распределению жилой площади г. Архангельска Дернов А.В. был включен в список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы».

В 2006 году, не получив жилого помещения, истец переехал в Саратовскую область, поскольку в г. Архангельске он жилья для проживания, средств для снятия в аренду жилого помещения, а также постоянной регистрации по месту жительства не имел.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом Дернова А.В. на другое место фактического проживания его личное дело офицера запаса Министерства обороны Российской Федерации из военного комиссариата Архангельской области было направлено в военный комиссариат Саратовской области.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства».

ДД.ММ.ГГГГ решением Архангельской городской жилищной комиссии Дернов А.В. был снят с очереди на получение жилого помещения в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, так как истец был снят с воинского учета военного комиссариата Архангельской области и выехал на постоянное место жительства в город Саратов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и который до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в; качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними члены их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жило помещения».

ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Саратов» о постановке на учет, как военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы 10 лет и более, и нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что был снят с учета в мэрии г Архангельска.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом города Саратова постановке на учет Дернову А.В. было отказано, поскольку с 1 января 2005 года принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы, не осуществляется.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением Дернова А.В. к Президенту РФ о нарушении конституционных прав на жилище как военнослужащего запаса и не обеспеченного жилым помещением и по поручению Правительства Архангельской области органа исполнительной власти г. Архангельска Дернову А.В. было разъяснено, что ему необходимо обратиться с письменным заявлением в адрес мэрии г. Архангельска для направления учетного дела в органы местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления Дернова А.В. его учетное дело из мэрии г. Архангельска было направлено в комитет по управлению имуществом г. Саратова.

ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению имуществом г. Саратова документы учетного дела Дернова А.В. направил в органы исполнительной власти г. Архангельска, чем, по мнению истца, нарушил пункт 22 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Дернов А.В. полагает, что обязанность в постановке на воинский учет гражданина обусловлена как увольнением с военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо после увольнения, однако эта обязанность не нарушает его права на обеспечение жилыми помещениями по новому избранному месту жительства по льготным основаниям. Гражданин лишь обращается с соответствующим заявлениям в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства и становится там на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как это прямо предусмотрено пунктом 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054.

Поскольку Дернов А.В. снят с очереди на предоставление жилого помещения в мэрии г. Архангельск и не поставлен на учет в г. Саратове, документы учетного дела отправлены комитетом по управлению имуществом города Саратова в органы исполнительной власти г. Архангельска, истец не имеет возможности реализовать свое право на жилище, предоставленное и гарантированное государством в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Дернов А.В. просил признать за ним право на обеспечение жильем, как военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы более 10 лет, и уволенного с военной службы по льготному основанию в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова включить его в список граждан, уволенных с военной службы в запас и нуждающихся в обеспечении жилым помещением по льготному основанию.

Истец Дернов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Кайро В.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования Дернова А.В. поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам.

Представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова Котлов Д.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) просил в удовлетворении требований Дернову А.В. отказать, указывая на то, что в марте 2011 года Дернов А.В. обратился в комитет по управлению имуществом города Саратова с заявление о постановке его на учет в качестве военнослужащего нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года №1054 военнослужащий снимается с очереди на получение жилья в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы местного самоуправления с 1 января 2005 года принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы не осуществляют.

Таким образом оснований на постановки на учет Дернова А.В. как гражданина уволенного с военной службы и нуждающегося в жилом помещении отсутствуют.

Кроме того, в соответствие с письмом МУП «Городское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ в собственности матери истца - Дерновой В.С. находится квартира по адресу: <адрес>. В соответствие со статьей 31 ЖК РФ, пунктом 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.09 №14 Дернов А.В. является членом семьи Дерновой В.С. и имеет право на проживание в данной квартире.

Администрация муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также возражения на исковое заявление в котором просила Дернову А.В. в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Дернов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет, в льготном - 22 года 2 месяца.

Приказом командующего войсками ордена Ленина Ленинградского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. уволен из Вооруженных Сил РФ по статье 51 пункта 3 подпункта «а» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с нарушением условий контракта о прохождении венной службы в отношении военнослужащего (л.д. 7).

Согласно распоряжению первого заместителя мэра г. Архангельска р от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Дернов А.В. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений на основании решения жилищной комиссии (л.д.8-9).

Распоряжением заместителя мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ р и решением городской жилищной комиссии мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. был снят с очереди на получение жилого помещения в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054), в связи со снятием с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства (л.д. 73)

Уведомление о принятом решении мэрия г. Архангельска Дернову А.В. направила ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11)

ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. обратился в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о постановке на учет в связи с переездом из г. Архангельска в г. Саратов на постоянное место жительство (л.д. 12).

Как следует из письменного сообщения комитета по управлению имуществом г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ Дернову А.В. было отказано в постановке на чет, поскольку постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. обратился в мэрию г. Архангельска с заявлением, в котором просил направить учетное дело в комитет по управлению имуществом г. Саратова, для постановки его на учет по избранному месту жительства (л.д. 67).

ДД.ММ.ГГГГ учетное дело комитетом по управлению имуществом г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ было возвращено в мэрию г. Архангельска, при этом Дернову А.В. повторно разъяснено, что с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы, органы местного самоуправления не осуществляют (л.д. 18).

Из материалов дела усматривается, что Дернов А.В. после увольнения в 2000 году остался проживать в <адрес>, являющейся служебной квартирой военного комиссариата. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. был зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>, <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Дернов А.В. зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>., где имеет регистрацию по настоящее время и состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Саратовской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункта 6 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают вследствие действий участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав или обязанностей.

В соответствии с подпунктами 13 и 14 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих (увольняемых с военной службы), в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом пункт 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.

Положениями абзаца 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в действующей редакции) предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ).

Таким образом, действительно, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы местного самоуправления с 01 января 2005 года не осуществляют принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно пункта 3.1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

Пункт 7 Правил содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, каковыми являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Согласно пункту 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Иного порядка учета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, нежели предусмотренного названными Правилами, в настоящее время не установлено.

В соответствии с пунктом 22 Правил в случае, если гражданин, уволенный с военной службы изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

На основании пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Содержание подпункта «и» пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства означает, что увольняемый с военной службы независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там жилой площади не имеет, или улучшении жилищных условий, если он ее имеет на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

По смыслу приведенных норм, гражданин, уволенный с военной службы и являющийся нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, может изменить постоянное место жительства и встать на очередь в новом месте жительства.

Из пункта 20 Правил следует, что на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 21 Правил учета, орган местного самоуправления на основании полученного учетного дела принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников.

Данный порядок постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилых помещений соответствует положениям статей 52 и 57 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 ЖК РФ)

Пункт 22 Правил во взаимосвязи с положениями пунктов 20 и 21 указывает на то, что пересылка документов учетного дела уволенного с военной службы гражданина осуществляется для решения органом местного самоуправления по вновь избранному этим гражданином постоянному месту жительства вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах за гражданином, уволенным с военной службы при смене места жительства сохраняется право быть поставленным органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, в случае если гражданин ранее до 01 января 2005 года был поставлен на такой учет по прежнему месту жительства.

Как установлено судом, на учет нуждающихся в получении жилых помещений Дернов А.В. был поставлен мэрией г. Архангельска в установленном законом порядке до 01 января 2005 года, в период его нахождения на учете Дернов А.В. жилым помещением обеспечен не был. Воспользовавшись своим правом, Дернов А.В. сменил постоянное место жительства и выехал в Саратовскую область. В настоящее время проживает в г. Саратове по адресу: <адрес>, вместе с дочерью и ФИО8, с которой состоит в брачных отношениях без регистрации брака в органах ЗАГСа. Указанные обстоятельства подтверждается показаниями свидетелей ФИО6, ФИО8, ФИО10, ФИО7

Как следует из показаний свидетеля ФИО6, его несовершеннолетней дочери принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Поскольку Дернов А.В. не имел на территории Саратовской области жилья, он разрешил Дернову А.В. зарегистрироваться в указанной квартире, так как без регистрации Дернов А.В. не имел возможности устроиться на работу. Фактически в указанном жилом помещении Дернов А.В. не проживает, а проживает на съемной квартире в г. Саратове, вместе с гражданской супругой ФИО8

Свидетель ФИО8 также подтвердила, что она и Дернов А.В. проживают у знакомых по адресу: <адрес>, в собственности жилых помещений не имеют.

Из представленных сведений регистрирующих органов Дернов А.В. на территории Архангельской и Саратовских областей жилых помещений не имеет. Служебное помещение, расположенное по адресу: <адрес> Дерновым А.В. было сдано в администрацию муниципального образования «Лешуконское».

ФИО8, а также дочь Дернова А.В. - ФИО15, также не имеют в собственности жилых помещений.

При этом довод представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова о то, что Дернов А.В. является членом семьи его матери ФИО10, и имеет право на проживание квартире, расположенной по адресу: <адрес>, просп. 50 Лет Октября <адрес> суд находит несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства не был подтвержден в ходе судебного заседания.

Как следует из материалов дела, ФИО10 является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77).

В указанной квартире зарегистрированы и проживают ФИО10, ФИО11, а также проживает супруг ФИО10 - ФИО12

Дернов А.С. в квартире, расположенной по адресу: <адрес> не проживает и не зарегистрирован. Совместное хозяйство с матерью не ведет, создал собственную семью, с которой и проживает по другому адресу.

Указанные обстоятельства также были подтверждены показаниями свидетелей ФИО6, ФИО8, ФИО10, ФИО7 и доказательств обратного ответчиком не представлено (статья 56 ГПК РФ)

С учетом изложенного, оснований для отказа Дернову А.В. в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений в связи с изменением постоянного места жительства, как ранее состоящего до 01 января 1995 года на таком учете в органе местного самоуправления в другом населенном пункте у комитета по управлению имуществом г. Саратова не имелось, в связи с чем требования Дернова А.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать за Дерновым Андреем Валерьевичем право на обеспечение жильем, как военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы более 10 лет и уволенного с военной службы по льготному основанию в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по управлению имуществом города Саратова включить Дернова Андрея Валерьевича в список граждан, уволенных с военной службы в запас и нуждающихся в обеспечении жилым помещением по льготному основанию.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 24 октября 2011 года.

Судья

А.А. Богомолов