дело № 2-2298/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 октября 2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., с участием помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Дедова С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в части отсутствия в п. 4.2 указания на согласие субъекта персональных данных на их обработку, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился с заявлением. в котором просит признать незаконным положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в части отсутствия в п. 4.2 указания на согласие субъекта персональных данных на их обработку. Кроме того он просит обязать администрацию Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» внести изменения в текст п. 4.2 положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», включив указания о согласие субъекта персональных данных на их обработку. В судебном заседании представитель прокурора Фрунзенского района г. Саратова заявление поддержал. В обоснование указывает, что Прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка законности и обоснованности положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденном распоряжением и.о. главы администрации Фрунзенского района г. Саратова Павлова А.И. от 15 марта 2011 года № 81-р «О создании опекунского совета при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов». В ходе проверки изучено положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов». Установлено, что положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» утверждено распоряжением и.о. главы администрации Фрунзенского района г. Саратова Павлова А.И. от 15 марта 2011 года. № 81-р. Пунктом 4.2 Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» установлено право совета пользоваться банком данных органов социальной защиты и органов здравоохранения. Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Указанная норма п. 4.2 положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» противоречит действующему законодательству о персональных данных, так как не предусматривает согласия субъекта персональных данных на их обработку. Прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова на положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» принесен протест с требованием привести в соответствии с действующим законодательством положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов», однако в удовлетворении данного протеста администрацией Фрунзенского района г. Саратова отказано. Данным положением нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц на неприкосновенность личной жизни. Представители администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» просят отказать в удовлетворении заявления, как необоснованного. В обоснование своей позиции указывают на то, что пункт 4.2. Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» в части права опекунского совета «Пользоваться банком информационных данных органов социальной защиты и органов здравоохранения» не противоречит указанному в заявлении прокуратуры ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» - субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В ст. 3 вышеназванного закона даны следующие определения: оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц; В обжалуемом пункте 4.2. Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» указано право опекунского совета «Пользоваться банком информационных данных органов социальной защиты и органов здравоохранения» Принимая во внимание определения, раскрытые статьей 3 ФЗ «О персональных данных» пункт 4.2. распоряжения администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» не противоречит статьи 9 ФЗ «О персональных данных» поскольку опекунский совет пользуется банком информационных данных органов социальной защиты и органов здравоохранения», который уже в силу требований ФЗ «О персональных данных» обработан оператором - органом социальной защиты и органом здравоохранения и имеется согласие субъекта персональных данных на использование его персональных данных. Следовательно, пункт 4.2. Положения об опекунском совете не противоречит ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные единоличные решения и действия в результате которых: -нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; -на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Отсутствие в пункте 4.2. словосочетания «согласие субъекта персональных данных на их обработку» не нарушает права и свободы гражданина; не создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно не возлагает какую - либо обязанность или он незаконно не привлекает к ответственности, поскольку обязанность по соблюдению в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» возложена на операторов - орган социальной защиты и орган здравоохранения. Кроме того следует отметить, что в соответствии с требованиями Федерального Закона «О персональных данных» органы социальной защиты и здравоохранения не могут предоставлять информацию на которую отсутствует согласии персональных данных на использование его персональных данных. Также прокуратурой Фрунзенского района города Саратова при подаче заявления пропущен установленный статьей ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд. Данный факт подтверждается реестром администрации Фрунзенского района, в котором указано, что обжалуемое распоряжение прокуратура Фрунзенского района города Саратова получила 24 марта 2011 года. Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено судом распоряжением и.о. главы администрации Фрунзенского района г. Саратова Павлова А.И. от 15 марта 2011 года № 81-р «О создании опекунского совета при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» утверждено Положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов». Пунктом 4.2 названного Положения предусмотрено право совета пользоваться банком данных органов социальной защиты и органов здравоохранения. Относительно заявленного администрацией Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» пропуска трехмесячного срока на обращение в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ, суд приходит к следующему. Действительно, при подаче заявления, прокурор сослался на положения главы 25 ГПК РФ, регулирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В порядке данной главы разрешаются вопросы о законности решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, касающиеся определенного физического лица или определенную группу лиц, то есть носящие индивидуальный (персональные) характер. Вместе с тем, из существа заявления прокурора вытекает, что им оспаривается Положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», которое носит характер правого акта, устанавливающего права и обязанности для неопределенного круга лиц, а значит при разрешении заявления, следует руководствоваться положениями главы 24 ГПК РФ, которая не предусматривает ограничений по сроку для обращения в суд. При таком положении доводы представителей администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» относительно пропуска прокурором срока на обращение в суд со ссылкой на положения ст. 256 ГПК РФ не могут быть приняты во внимание. Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Указанная норма п. 4.2 Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» противоречит действующему законодательству о персональных данных, так как не предусматривает согласия субъекта персональных данных на их обработку. При этом доводы представителей администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Так в обоснование своих возражений они ссылаются на то, что оспариваемые прокурором положения, следует рассматривать в совокупности с положениями вышеприведенной ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», а значит, опекунский совет будет вправе пользоваться банком данных органов социальной защиты и органов здравоохранения только при наличии на то согласия субъекта персональных данных. Между тем, из содержания распоряжением и.о. главы администрации Фрунзенского района г. Саратова Павлова А.И. от 15 марта 2011 года № 81-р «О создании опекунского совета при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» собственно из текста Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» не вытекает, что оно разрабатывалось и должно применяться с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Таким образом, содержание п. 4.2 Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» является неопределенным, как допускающем различное толкования порядка доступа к персональным данным субъектов персональных данных. Об этом свидетельствует следующее. Так из смыслового содержания письма администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» от 20 сентября 2011 года, которым прокурору отказано в удовлетворении протеста о внесении изменений в Положение следует, что мотивом отказа послужило обеспечение защиты прав субъектов персональных данных путем получения у них согласия на права пользования банком данных органов социальной защиты и органов здравоохранения, которое будет даваться непосредственно при обращении в опекунский совет, указанному совету. Однако исходя из возражений и объяснений, данных представителями администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» следует, что в судебном заседании возражения основаны на том, что указанное согласие уже имеется в органах социальной защиты и органов здравоохранения, то есть дается субъектом персональных данных при обращении в указанные органы, а не в опекунский совет. Это свидетельствует, что даже самим органом, принявшим оспариваемое Положение, порядок его применения толкуется различным образом. Более того, основания по которым прокуроры было отказано во внесении изменений в п. 4.2 Положения, которые изложены в упомянутом письме, прямо противоречат пп. 2, 3, 5 и 6 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которым обработкой персональных данных, включающих, в том числе их использование и передачу занимается исключительно оператор. Однако опекунский совет при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» относительно банка данных органов социальной защиты и органов здравоохранения оператором не выступает. Между тем исходя из смыслового содержания ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»согласия на обработку персональных данных дается оператору, а не лицу, которому в последующем передаются данные. Суд не может согласиться и с доводами приведенными представителями администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании, согласно которым согласие на обработку персональных данных будет даваться непосредственно в органах социальной защиты и органах здравоохранения, по следующим основаниям. Как указывалось выше, такой порядок не оговорен в самом Положении и в его оспариваемом пункте, чем и вызвана правоприменительная неопределенность данного положения. Кроме того, как указывалось выше использование персональных данных, представляет собой обработку персональных данных, которая может быть осуществлена исключительно оператором. Передача функций оператора по обработке данных другому лицу в силу ч. 3 ст. 6 названного Федерального закона допускается. Однако исходя из смыслового содержания названной нормы, в таком случае, подлежат передаче все функции оператора, включающей в себя любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пп. 3 ст. 3), а не её отдельных составляющих, в данном случае использование. Таким образом, фактически п. 4.2 Положения наделяет опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» частью функций оператора баз данных органов социальной защиты и здравоохранения. При таком положении, суд считает, что заявление является обоснованными содержание п. 4.2 Положения в имеющейся редакции нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, поскольку допускает использование персональных данных субъектов персональных данных с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление удовлетворить. Признать незаконным Положение об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в части отсутствия в п. 4.2 указания на согласие субъекта персональных данных на их обработку. Обязать администрацию Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» внести изменения в текст п. 4.2 Положения об опекунском совете при администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», включив указания на наличие согласия субъекта персональных данных на их обработку. Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 24 октября 2011 года. судья А.А. Сидоровнин