о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии.



                                                                                                       Дело № 2-2279/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2011 года                     город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,

с участием представителя истца- адвоката Карогланяна Р.В., представившего ордер № 4788, удостоверение №2229,

при секретаре Тукашовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Валентины Александровны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.03.2007г. № 399 в части исключения периодов работы, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

установил:

Куликова В.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что как усматривается из материалов пенсионного дела и протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.03.2007 года №399 ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова ответчик не зачел в стаж работы дающей истцу право на досрочную пенсию период работы с 13.01.1999 года по 29.08.2005 года в должности медицинской сестры урологического кабинета в Муниципальном медицинском предприятии Лечебно-консультативный центр города Саратова.При этом комиссией установлено, что истец имеет 24 года 11 месяцев и 5 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.Куликова В.А. считает, что отказ ответчика во включении периода работы с 13.01.1999 г. по 29.08.2005 г. в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в стаж работы дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и нарушает право истца на досрочную пенсию.В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.Согласно ст. 39 Конституции РФ,каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-Пв отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.Из содержания пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерацииот 20 декабря 2005 г.№25 «Онекоторых вопросах, возникшиху судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.      До 1 ноября 1999 года пенсионные правоотношения регулировались Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.Согласно абзацу 4 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 164 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-     эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью пользуются врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.Таким образом, действующее до 1 ноября 1999 года законодательство предоставляло право на досрочную пенсию врачам и среднему медицинскому персоналу работающим в лечебно-профилактических организациях (учреждениях) независимо от формы собственности такой организации (учреждения).В соответствии с пунктом 9 постановления Пленум Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)Из представленных доказательств усматривается, что Куликова В.А. с 13.01.1999 г. по 29.08.2005г. работала полный рабочий день в должности медицинской сестры урологического кабинета в ММУП «Лечебно-консультативный центр г. Саратова».Данное обстоятельство подтверждается справкой от 15.09.2011 г. № 12/п выданной ММУП ЛКЦ г. Саратова, трудовой книжкой, приказом о приеме на работу №4-К от 13 января 1999 г., приказом № 71-К от 29.08.2005 г. и штатными расписаниям.Из устава Муниципального медицинского предприятия «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» следует, что целью деятельности Муниципального медицинского предприятия «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» является сохранение и укрепление здоровья обслуживаемого населения путем оказания высококвалифицированной медицинской помощи, а также проведением мероприятий по профилактике заболеваний.Основными направлениями и видами деятельности ЛКЦ являются оказание высококвалифицированной специализированной лечебно-консультативной помощи населению, взрослым и детям, медицинское обслуживание населения независимо от рода занятий и места проживания, ведение оздоровительной, профилактической, санитарно-гигиенической, рекреационной деятельности...Особое внимание заслуживает то обстоятельство, что Муниципальное медицинское предприятие «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» является правопреемником Лечебно-консультативного центра г. Саратова, зарегистрированного Октябрьским районным советом г. Саратова 27.11.1990 г. регистрационный номер 83, который в свою очередь был преобразован из 1-й хозрасчетной поликлиники Саратовского отдела здравоохранения. Лечебно-консультативный центр ранее имел и имеет в настоящее времени лицензию на осуществление медицинской деятельности.Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что период работы истца с 13.01.1999 года до 01.11.1999 года в должности медицинской сестры урологического кабинета в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» подлежит включению в стаж работы дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения.Что касается периодов работы с 01.11.1999 года по 29.08.2005 года, то полагает, что данное время трудовой деятельности также подлежит включению в стаж работы дающий право истцу на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.Так с 01.11.1999 года до 13.11.2002 года действовало постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066)в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется -Список), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.Обращает внимание суда, что в разделе «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, указанадолжность «медицинская сестра кабинета».С13.11.2002 года до настоящего времени действует постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".В списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в графе «Наименование должностей» указана должность медицинская сестра кабинета, а в пункте 9 графы «Наименование учреждений» значатся поликлиники всех наименований.Как раннее отмечалось Муниципальное медицинское предприятие «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» образовался из 1-й хозрасчетной поликлиники Саратовского отдела здравоохранения. Более того Администрация города Саратова постановлением от 12 мая 1999 года №440 реорганизовала муниципальное медицинское предприятие "Лечебно-консультативный центр г. Саратова" путем присоединения к нему муниципального медицинского учреждения "Хозрасчетная стоматологическая поликлиника N 1" и муниципального медицинского учреждения "Хозрасчетная стоматологическая поликлиника N 2".Таким образом можно сделать вывод, что Лечебно-консультативный центр фактически является поликлиникой. В этой связи период работы с 01.11.1999 года по 29.08.2005 г. также подлежит включению в стаж работы дающей право на досрочную трудовую пенсию.С учетом вышеизложенного и принимая во внимание положения статьей 19, 39 Конституции РФ, 7 и 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подпунктов 9, 10, 11 постановления Пленум Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а также Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П и от 03.06.2004 г. № 11-П можнооднозначно сказать, что ответчик необоснованно, в нарушение законодательства Российской Федерации грубейшим образом нарушил гарантированное истцу Конституцией РФ право на получение пенсии, исключив из стажа работы Куликовой В.А период с 13.01.1999 года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» и отказав истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.В связи с чем с учетом уточнений просит признать незаконным протокол заседания комиссии Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.03.2007 года №399 и изложенное в нем решение в части отказа в назначении Куликовой Валентине Александровне досрочной трудовой пенсии по старости и не включении в стаж работы, дающий право для назначение досрочной пенсии по старости периодов работы Куликовой Валентины Александровны с 13.01.1999года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», возложить обязанности на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Куликовой Валентине Александровне, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 13.01.1999года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», назначить Куликовой Валентине Александровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением леченой деятельности со 2 марта 2007 года.

Куликова В.А. в судебное заседание не явилась, просил рассмотреть дело ее отсутствие.

В судебном заседании ее представитель исковые требования в уточненном виде поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дал объяснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Рослова В.В. иск не признала, мотивируя тем, что в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учрежденияхздравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем законодательстве. Таким образом, законодатель определил, что право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью предоставляется не только лишь за осуществление определенной деятельности, но Сданная деятельность должна осуществляться в определенной должности и определенном учреждении здравоохранения, предусмотренном законодательством.Как отмечает Конституционный Суд РФ, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в (учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006г.) В статье 27 п.1 пп.20 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, в Списке профессий и должностей.. ., утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в Списке должностей..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, в Списке должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 используется термин «учреждение».Таким образом, законодатель определяет единственную организационно-правовую форму юридического лица, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пении по старости - «учреждение».При осуществлении пенсионного обеспечения УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском района г.Саратова руководствуется не только Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и соответствующими постановлениями, принятыми для его реализации, а всей системой законодательства в целом. Так, понятие «учреждение», в частности, раскрывается в гражданском законодательстве.В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческаяорганизация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Гражданским кодексом РФ также предусмотрена такая организационно-правовая форма как предприятие (государственное или муниципальное); предприятие относится к коммерческим организациям, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ).В соответствии со ст. 114 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческаяорганизация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.Таким образом, учреждение и предприятие являются различными организационно-правовыми формами юридического лица, имеющими различные цели и задачи.В соответствии с трудовой книжкой (дата заполнения 13.08.1975г.) истица работала с 13.01.1999г. по 29.08.2005г. в должности медицинской сестры урологического кабинета в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова».Поскольку статья 27 п.1 пп.20 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, Список профессий и должностей.. ., утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, Список должностей..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Список должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусматривает право на досрочную пенсию лишь за работу в единственной организационно-правовой форме юридического лица - учреждении, оснований для включения вышеуказанных периодов в стаж лечебной деятельности у УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова не имелось.В соответствии с подпунктом 2 п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.Таким образом, УПФР не предоставлена возможность устанавливать тождественность; в ином порядке тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в ММП «Лечебно-консультационный центр» деятельности, осуществляемой в поликлинике также не установлена.Кроме того, периоды работы в Лечебно-консультативном центре не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как ни Списком должностей..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, ни Списком должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, ни Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. №395, применяемой при отнесении учреждений к учреждениям здравоохранения при рассмотрении права на пенсию в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, не предусмотрен лечебно-консультационный центр.Пункт 8 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 не просто предусматривает центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а содержит исчерпывающий перечень таких центров, который расширительному толкованию не подлежит. Независимо от наименования предусмотрены только центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лечебно-консультативный центр является муниципальным, следовательно не подпадает под данное положение. Среди иных центров, строго предусмотренных п.8, лечебно-консультативный центр не значится. Следует отметить, что и Устав ММП «Лечебно-консультативный центр» от 28.11.1994г. указывает, что данное предприятие является коммерческой организацией, целью которого кроме сохранения и укрепления здоровья населения является извлечение прибыли; среди направлений деятельности кроме медицинского обслуживания предусмотрено:оказание комплекса сопутствующих лечению и оздоровлению бытовых, коммунальных, торговых, страховых, сервисных, социально-психологических и других услуг;развитие и внедрение новых видов и форм платных медицинских услуг;купля, продажа лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, очков и оправ;проведение на базе ЛКЦ научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины и здравоохранения; редакционно-издательская деятельность в части выпуска медицинской литературы по различным направлениям.В соответствии с пунктом 5.3 Устава ММП «Лечебно-консультативный центр г.Саратова» ЛКЦ самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на оказываемые услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития ЛКЦ.В соответствии с пунктом 6.3 вмешательство Управления здравоохранения г.Саратова в оперативно-распорядительную деятельность главного врача ЛКЦ не допускается.В соответствии с пунктом 6.5 главный врач ЛКЦ в силу своей компетенции организует работу и осуществляет оперативное руководство деятельностью ЛКЦ, разрабатывает и утверждает правила внутреннего трудового распорядка и обеспечивает соблюдение этих правил.В соответствии с пунктом 6.6 врач ЛКЦ в пределах своей компетенции принимает решения и организует работу по своему усмотрению.Исходя из вышеизложенного следует, что условия труда в ММП «Лечебно-консультативный центр» устанавливаются самостоятельно, а не в соответствии с нормативами, предусмотренными законодательством для учреждений здравоохранения, то есть отличаются от тех, которые обусловливают право на досрочное пенсионное обеспечение.Таким образом, Лечебно-консультативный центр не является учреждением и по своим основным направлениям деятельности не тождественен учреждениям здравоохранения, предусмотренным Списками должностей и учреждений.Таким образом, действия ответчика по невключению в стаж лечебной деятельности спорных периодов работы Куликовой Валентины Александровны с 13.01.1999г. по 29.08.2005г. в должности медицинской сестры урологического кабинета в Муниципальном медицинском предприятии«Лечебно-консультативный центр г.Саратова» законны и обоснованны.Учитывая, что стаж лечебной деятельности Куликовой Валентины Александровны на дату обращения, то есть на 02.03.2007г. составил 22 года 11 месяцев 3 дня по Постановлению Правительства РФ Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, то протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15 марта 2007г. №399 Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова об отказе Куликовой Валентине Александровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 11 пункта 1 статьи 28 (ныне подпункта 20 пункта 1 статьи 27) Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ законно и обоснованно.В соответствии со ст. 196 ГК РФ срок исковой давности - срок для защиты нарушенного права. Статьёй 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. В силу п.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.Истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости 15 марта 2007г., следовательно, срок на обращение о признании незаконным Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Истечение срока исковой д. внести, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 12.11.2001 №15, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по возрасту и для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционные цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Сторонами в судебном заседании не оспаривается факт обращения Куликовой В.А. за назначением досрочной пенсии по старости, в связи лечебной деятельностью 02.03.2007 г. Следовательно, на Куликову В.А. распространяются положения Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 ст. 7 названного Закона, право на трудовую пенсию имеют женщины достигшие возраста 55 лет.

Вместе с тем, Законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан.

Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 названного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами возраста 55 лет, если они являются лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.

Пунктом 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Куликова В.А. с 13.01.1999 г. по 29.08.2005г. работала полный рабочий день в должности медицинской сестры урологического кабинета в ММУП «Лечебно-консультативный центр г. Саратова».Данное обстоятельство подтверждается справкой от 15.09.2011 г. № 12/п выданной ММУП ЛКЦ г. Саратова, трудовой книжкой, приказом о приеме на работу №4-К от 13 января 1999 г., приказом № 71-К от 29.08.2005 г. и штатными расписаниям.

Как видно из обжалуемого Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 399 от 15.03.2007 г., в котором содержится решение, причиной отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости послужило отсутствие требуемой продолжительности стажа работы на досрочное назначение пенсии по старости.

При этом Куликовой В.А. отказано во включении в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости периоды работы с 13.01.1999 года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова».

Так как Куликова В.А. обратилась за назначением пенсии 06.07.2007г., при решении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии ответчик обосновано руководствовался Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781, поскольку при его принятии были признаны недействующими, все ранее принятые постановления Правительства, регулирующие порядок и условия, включения в стаж, времени работы лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность.

Согласно абз. 2 п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.

Однако, исключение периодов работы истца с 13.01.1999 года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» является незаконным по следующим основаниям.

До 01.11.1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения..., утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, согласно которого в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной работы в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности.

Хозрасчетная поликлиника была создана, на основании приказа Саратовского Управления отдела здравоохранения от 12.11.1990 г. № 139, согласно которому она была преобразована в лечебно-консультативный центр г. Саратова. В этом статусе существует и до настоящего времени. Однако переименование лечебного учреждения не повлияло на изменение целевого назначения создания предприятия, основная цель его создания - оказание квалифицированной медпомощи. Более того, с момента создания и до настоящего времени учреждение является подведомственным городскому комитету здравоохранения г. Саратова, о чем свидетельствует Решение Саратовской городской Думы от 29.11.2007 г. № 22-216 (осуществляет полномочия администратора доходов, полученных от оказания услуг муниципальными учреждениями и предприятиями здравоохранения), Устав (утвержден комитетом здравоохранения г. Саратова).

После 01.11.1999 г. вступило в действие Постановление Правительства от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка...», где уже конкретизируются лечебные учреждения. В п. 7 центры (наименование учреждения) - указывается на наличие центров осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичная норма прописана в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в п. 8.

Согласно Уставу предприятие учреждено от лица муниципального образования г. Саратов, в лице городского комитета здравоохранения, который является органом власти субъектов РФ.

Предприятие создано как лечебно-консультативный центр с целью оказания высококвалифицированной медицинской помощи и проведению мероприятий по профилактике заболеваний. Доказательством являются наличие лицензий на осуществление исключительно медицинскую деятельность; штатные расписания, где указано, что возглавляет учреждение главный врач со специальным профессиональным образованием, который подчиняется непосредственно председателю комитета здравоохранения, и наличие в нем медицинского персонала соответствующего по полноте содержания любому лечебному учреждению. А также должностные инструкции и приказы о направлении на курсы усовершенствования, поскольку медицинские работники не имеют право допуска к занятию должности без периодического подтверждения своей квалификации как специалиста.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ в п. 9 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» при рассмотрении делами в судах, следует учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности - решается по конкретным обстоятельствам каждого дела (характеру и специфики, условий осуществляемой работы, выполнения функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности предприятия)

Таким образом, подлежат удовлетворению требования Куликовой В.А. о признании незаконным протокола заседания комиссии Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.03.2007 года №399 и изложенное в нем решение в части отказа в назначении Куликовой Валентине Александровне досрочной трудовой пенсии по старости и не включении в стаж работы, дающий право для назначение досрочной пенсии по старости периодов работы Куликовой Валентины Александровны с 13.01.1999 года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии « Лечебно-консультативный центр г. Саратова», возложении обязанности на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Куликовой Валентине Александровне, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 13.01.1999года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова».

В силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что при включении спорного периода работы в трудовой стаж Куликовой В.А. по осуществлению лечебной деятельности стаж превышает 30 лет- ее иск подлежит удовлетворению и за истцом надлежит признать право на досрочную пенсию по старости с 02.03.2007г., с даты ее обращения с заявлением в пенсионный орган.

Доводы ответчика о применении срока исковой давности являются необоснованными, так как спорные отношения вытекают из законодательства о социальной обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского законодательства, регулирующие исковую давность, не применены к указанным правоотношениям.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Куликова В.А. просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб. Понесенные расходы подтверждаются имеющейся в материалах дела квитанцией № . Учитывая количество судебных заседаний по данному делу, их продолжительность, участие представителя на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, объем составленных представителем процессуальных документов, исходя из требований разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Поскольку требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным протокол заседания комиссии Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.03.2007 года №399 и изложенное в нем решение в части отказа в назначении Куликовой Валентине Александровне досрочной трудовой пенсии по старости и невключении в стаж работы, дающий право для назначение досрочной пенсии по старости периодов работы Куликовой Валентины Александровны с 13.01.1999года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова».

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Куликовой Валентине Александровне, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с 13.01.1999 года по 29.08.2005 года в должности медсестры урологического кабинета в Муниципальном Медицинском предприятии « Лечебно-консультативный центр г. Саратова».

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Куликовой Валентине Александровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности со 2 марта 2007 года.

Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 руб., а всего 2200 руб.

В остальной части в удовлетворении требований Куликовой В.А. о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10-тидневный срок со дня его изготовления в окончательной форме, 16 ноября 2011 года.

Судья           Е.В. Аршинова