решение об отмене решения пенсионного фонда



Дело № 2 - 2422\ 11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      

17.11.2011г.                                                                                                       г. Саратов                                                                                       

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шуйской К.Г., с участием адвоката Силантьевой Т. В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майоровой Галины Борисовны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о досрочной назначении пенсии по возрасту,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику и просит суд решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 563 от 16.09.2011г. и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2666 от 16.09.2011г. ответчика в части признать недействительным. Обязать ответчика включить в стаж для досрочного назначения ей пенсии по возрасту в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института. Обязать ответчика назначит ей пенсию по возрасту со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - с 07.09.2011г. По тем основаниям, что 07.09.2011г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по возрасту в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика № 563 от 16.09.2011г. ей отказано в назначении трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в виду отсутствия требуемой 30 летней продолжительности лечебной деятельности, указано, что имеется 26 лет 9 дней, исчисленной в соответствии с требованиями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2 - П. Указывает, что согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2666 от 16.09.2011г. в специальный стаж не включены: период работы с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. в должности фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института, так как ни Клинический городок, ни Медицинский институт не поименованы Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999г. № 395, а «централизованная клинико - диагностическая лаборатория» не поименована в пе5речне структурных подразделений организаций, работа в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусмотренных пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066. Считает отказ неправомерным и нарушающим её право на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования поддержала и просит суд иск удовлетворить. Майорова Г.Б. в суд не явилась, представила заявление в котором просит суд рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель ответчика по доверенности просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела приходит к следующему. Судом из материалов пенсионного дела, гражданского дела и пояснений сторон установлено, что Майорова Г.Б. 07.09.2011г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова за назначением досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Решением № 563 от 16.09.2011г. ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Майоровой Г.Б. было отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии (л.д. 11).

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2666 от 16.09.2011г. (л.д. 8 - 10) из стажа истицы, дающего право на получение пенсии, были исключены периоды работы с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. в должности фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

Согласно пункту 1 указанного Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических всех форм собственности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: фельдшер - лаборант.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: фельдшер - лаборант, а в разделе наименование учреждений, под пунктом один, указаны: больницы всех наименований.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений на их клинический профиль, ведомственную или территориальную принадлежность, не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В пункте 6 Правил установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, а также лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединениях.

Из материалов дела следует, что истица в период с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. работала в должности фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института.

Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 12-13), приказами (л.д.16-26), штатными расписаниями за 1990 -1994 годы (л.д. 28 - 44).

В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ в п. 9 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» при рассмотрении делами в судах, следует учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности решается по конкретным обстоятельствам каждого дела (характеру и специфики, условий осуществляемой работы, выполнения функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности предприятия).

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что медицинский институт не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, а также то, что клинический городок не предусмотрен перечнем структурных подразделений медицинских учебных заведений содержащемся в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Приказом Минздрава РФ от 29.09.1993г. № 228 утверждено временное положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении (далее ЛПУ). Первым его разделом определено, что в составе ЛПУ работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, отказывающие медицинскую помощь, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий.

Согласно Письму Минтруда РФ и ПФР от 29.09.2000г. № 3948/1-17, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395.

В соответствии с пунктом 2 Примечаний Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395 лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), а также специализированные отделения, входящие в их состав, используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями не менее чем на 50 процентов, являются клиническими учреждениями (отделениями). Лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются клиниками.

Приказ Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395 действовал до 03.06.2003г., после чего приказом Минздрава России от 03.06.2003г. № 229, была утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627 была утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Указанные номенклатуры предусматривали, что лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.

В пункте 7 Примечаний к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 г. № 627) также дается пояснение, что клиники-лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.

Клинический городок Саратовского медицинского института переименован в «Клиническую больницу № 3 Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации» на основании Устава Федерального государственного образовательного учреждения Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1994 г. и Приказа № 110-А от 04.05.1994 г. по «Клинической больнице №3 Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения», «Клиническая больница № 3 Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации» переименована в «Клиническую больницу имени С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета» на основании Положения о Клинической больнице имени С. Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета, принятого Ученым Советом ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава от 26.05.2009 г., утвержденного Приказом Ректора № 440-О от 08.06.2009г. и Приказа № 213-б от 25.08.2009г. по Клинической больнице имени С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета, без изменения целевого назначения.

Из Положения о клинической больнице № 3 (клиническом городке) Саратовского государственного медицинского университета, зарегистрированного Администрацией Октябрьского района г. Саратова 16.05.1994г., а также Положения о клинической больнице № 3 Саратовского государственного медицинского университета, зарегистрированного Администрацией Октябрьского района г. Саратова 16.05.1994г., 20.05.1998г. следует, что клиническая больница № 3 (клинический городок) является структурным подразделением Саратовского государственного медицинского университета. Клиника пользуется по доверенности университета частично правами юридического лица. Целями деятельности клинической больницы является удовлетворение потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, использование кадровых, финансовых ресурсов, научного потенциала, проведение научных исследований, разработка методов профилактики, диагностики, лечение и реабилитация больных. В разделе № 4 Положения указаны структурные подразделения в виде: факультетских клиник, детской хирургической клиники, приемного отделения для детей, клиники болезней уха, горла, носа, клиники госпитальной педиатрии, клиники анестезиологии и реанимации на 125 коек, хирургия ЭХО-2 и так далее.

Из Устава Саратовского государственного медицинского института, действовавшего в период 1986г. по 1991г. (раздел 6) следует, что институт имеет в своем составе: факультеты и соответствующие кафедры, учебно-вспомогательные учреждения, административно-управленческие учреждения и отделы, клиники: клинический городок, главных болезней, кожно-венерических болезней, профпатологии и гематологии. Изложенное свидетельствует о том, что клинический городок Саратовского государственного медицинского института является клиникой оказывающей медицинскую помощь населению.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 395 от 03.11.1999г. была утверждена номенклатура учреждений здравоохранении, на момент обращения истца о назначении пенсии и ныне действует приказ Минздрава РФ № 627 от 07.10.2005г., признавший утратившим силу приказ № 229 от 03.06.2003г., и в единой номенклатуре предусмотрены в качестве больничных учреждений - городская больница и больница скорой медицинской помощи, а также клиники.

Приказом Минздрава № 377 от 15.10.1999г. было утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения (действует с изменениями на 05.09.2006г.) и среди отделений в стационаре названо «хирургическое» отделение, хирургическое торакальное и экстренной помощи. Пунктом 3.3.5.3 предусмотрены должности «средний медицинский персонал».

Из представленных штатных расписаний усматривается, что структурными подразделениями Саратовского государственного медицинского института и в период с 1990г. по 1994г. являлись централизованная клинико - диагностическая лаборатория.

Клинический городок Саратовского государственного медицинского института был лишь переименован в Клиническую больницу им. С.И. Миротворцева Саратовского государственного медицинского института, без изменения направления деятельности учреждения, то направление деятельности Клинического городка тождественно направлению деятельности Клинической больницы. Из положения о клинической больнице (Клинического городка) Саратовского государственного медицинского университета усматривается, что целью деятельности клинической больницы является оказание квалифицированной лечебной помощи, оказание лечебно-диагностической помощи гражданам. Структура Клинической больницы (клинического городка) предусматривает, что централизованная клинико - диагностическая лаборатория входит в структуру подразделений оказывающих стационарную помощь. В связи с переименованием учреждения, функции и назначение учреждения не изменились.

Работа Майоровой Г.Б. в спорные периоды в должностях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781), сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах суд приходит выводу о включении Майоровой Г.Б. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периода работы: с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. в должности фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института.

Таким образом суд не может согласиться с доводами ответчика и считает, что имеются все основания для включения указанных спорных периодов работы истца в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Майорова Г.Б. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с приложением необходимых документов 07.09.2011г.

С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, у истца имеется необходимый 30-летний стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Майоровой Г.Б. подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истица просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. Понесенные расходы подтверждаются имеющейся в материалах дела квитанцией № 001418.

Учитывая количество судебных заседаний по данному делу, проведенных с участием представителя, их продолжительность, участие представителя на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, объем составленных представителем истца процессуальных документов, исходя из требований разумности, суд полагает возможным взыскать с ГУ - УПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районе г. Саратова от 16.09.2011г. № 2666, и решение заместителя начальника управления Пенсионного фонда России № 563 от 16.09.2011г. в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Майоровой Галине Борисовне периодов работы с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. в должности фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института, и обязать Управление пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Майоровой Галине Борисовне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 01.01.1990г. по 02.05.1994г. в должности фельдшера - лаборанта в централизованной клинико - диагностической лаборатории Клинического городка Саратовского медицинского института и назначить пенсию с 07.09.2011г.

Взыскать с Управления пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Майоровой Галины Борисовны - 2000 руб. понесенных по делу судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления в окончательной форме.

          

Председательствующий:                                                                     В.В. Дубовицкий