о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело №2-2325/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года                                                                          город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Дарьиной Т.В., с участием прокурора -помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Медведева Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту прав и интересов Мелкумовой Т.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Фрунзенского района города Саратова в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах Мелкумовой Т.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обосновании иска прокурор указывает, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Мелкумова Т.Г. проживает в муниципальной квартире по адресу: г. Саратов, ул. им. ФИО4, <адрес>. Распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова от 28 ноября 2002 года №942-р жилой дом по ул. им. ФИО4, <адрес> признан аварийным.

Жилое помещение, в котором проживает Мелкумова Т.Г., состоит из 1 комнаты, жилой площадью 19,8 кв.м. В указанной квартире зарегистрировано 2 человека. Техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

В связи с изложенным, с учетом поданных в ходе рассмотрения уточнений, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова предоставить семье Мелкумовой Т.Г. по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова жилой площадью не менее 29,3 кв.м., состоящее из 1-й комнаты с учетом семьи из двух человек: Мелкумова Т.Г., Губа В.Г.

В судебном заседании представитель прокурора Фрунзенского района города Саратова - помощник прокурора Медведев Р.А., иск поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Мелкумова Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена.

Ответчики администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены, о причинах неявки представителей суд не уведомили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, при отсутствии возражения истца, дело рассмотрено в соответствии со статьи 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Губа В.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что Мелкумова Т.Г. на основании договора социального найма проживает в однокомнатной квартире, площадью 19,8 кв.м., расположенной по адресу: г. Саратов, ул. им. ФИО4, <адрес>. В квартире кроме нее проживает и зарегистрирован ее супруг Губа В.Г.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» № 942-р от 28 ноября 2002 года жилой <адрес> по ул. им. ФИО4 г. Саратова признан аварийным, жильцы дома подлежащими отселению.

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривались сторонами и подтверждаются представленными суду документами: распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» № 942-р от 28 ноября 2002 года (л.д.7), реестром аварийных домов (л.д. 10-11), справкой ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова о лицах зарегистрированных в квартире (л.д. 13).

Распоряжением администрации Фрунзенского района города Саратова № 942-р от 28 ноября 2002 года предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры по отселению Мелкумовой Т.Г. и ее семьи приняты не были.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11 Декларации).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с пунктом части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находится занимаемое семьей Мелкумовой Т.Г. жилое помещение, признано аварийным, жильцы дома подлежащими отселению.

Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания.

Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы.

Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий статьи 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме.

Правила части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Срок предоставления жилого помещения «внеочередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещение» и случаи при наступлении которых жилье предоставляется (аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. № 18 утверждены Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 29).

К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма отнесены также граждане подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.

Согласно статье 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у Мелкумовой Т.Г. и ее семьи возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным (аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является администрация муниципального образования «Город Саратов». Делегирование ряда полномочий комитету по управлению имуществом, не освобождает администрацию муниципального образования «город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования.

В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования.

Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом.

Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истца, предъявленных к данному ответчику.

Судом из положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Изложенное обязывает суд признать за Мелкумовой Т.Г. право на внеочередное предоставление ее семье жилого помещения по договору социального найма, с возложением такой обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным статьями 86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как установлено судом, Мелкумова Т.Г. занимает 1 комнату в коммунальной квартире жилой площадью 19,8 кв.м.

Так согласно справке ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова (л.д. 90) и техническому паспорту (л.д. 45-50) следует, что общая площадь коммунальной квартиры составляет 135,55 кв.м., жилая площадь 91,6 кв.м., площадь помещений, находящихся в общем пользовании коммунальной <адрес>, занимаемой Мелкумовой Т.Г., составляет 43,95 кв.м.

Таким образом, общая площадь занимаемого Мелкумовой Т.Г. жилого помещения составляет 29,3 кв.м. и не менее такой же общей площади жилое помещение должно быть ей предоставлено.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что Мелкумова Т.Г., имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения площадью, не менее ранее занимаемого, в соответствии со статьями 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания дома, в котором расположена квартира, находящаяся в пользовании Мелкумовой Т.Г., непригодным для постоянного проживания, она до настоящего времени жильем не обеспечена.

Таким образом, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по предоставлению Мелкумовой Т.Г. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 29,3 кв.м., состоящего из 1-й комнаты, с учетом состава семьи из двух человек: Мелкумовой Т.Г., Губа В.Г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Фрунзенского района г. Саратова удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Мелкумовой Т.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 29,3 кв.м., состоящее из 1-й комнаты с учетом состава семьи из двух человек: Мелкумовой Т.Г., Губа В.Г..

В удовлетворении требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Мелкумовой Т.Г. к комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.

Ответчики вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения при предоставлении доказательств уважительности неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду и доказательств, которые могут повлиять на содержание заочного решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 29 ноября 2011 года по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

А.А. Богомолов