Дело №2-2575/11 30 ноября 2011года город Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Садовой И.М., при секретаре Кошкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Марининой Марины Анатольевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, УСТАНОВИЛ: Маринина М.А. обратилась в суд к ответчику и просит признать решение Управления пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 28.09.2011г. №611 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.09.2011г. № 2854 об исключении из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы в родильном доме ММУ «1-я Городская клиническая больница» с 01.01.1996г. по 06.10.1996г.; с 08.11.1996г. по 31.12.1999г. в должности акушерки; с 12.12.1992г. по 11.04.1993г. - период нахождения в отпуске по беременности и родам не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении, так как применение в отношении этого периода такого порядка не предусмотрено ни Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, ни Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, ни разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5; с 07.10.1996г. по 07.11.1996г., с 15.03.2001г. по 31.07.2001г., с 19.04.2004г. по 29.04.2004г., с 14.02.2006г. по 28.04.2006г., с 21.02.2011г. по 07.04.2011г.- периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 незаконными. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Марининой Марине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев): - с 01.01.1996г. по 06.10.1996г.; с 08.11.1996г. по 31.12.1999г. - в родильном доме ММУ «1-я Городская клиническая больница» в должности акушерки; - с 12 декабря 1992г. по 11 апреля 1993 года- период нахождения в отпуске по беременности и родам. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Марининой Марине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы в календарном исчислении - с 07.10.1996г. по 07.11.1996г., с 15.03.2001г. по 31.07.2001г., с 19.04.2004г. по 29.04.2004г., с 14.02.2006г. по 28.04.2006г., с 21.02.2011г. по 07.04.2011г.- периоды нахождения на курсах повышения квалификации Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Марининой Марине Анатольевне трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права на неё - 19 сентября 2011 года. Мотивирует свои требования тем, что тем, что 19.09.2011г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, так как более 30-лет работает в учреждениях здравоохранения и осуществляет лечебную деятельность. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзнском районах г. Саратова от 28.09.2011г. № 611 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истец Маринина М.А., ее представитель адвокат Удот Е.А., действующая на основании ордера просили удовлетворить исковые требования в полном объеме, Представитель ответчика Рослова В.В. иск не признала, полагая, что оспариваемое истцом, решение комиссии по пенсионным вопросам, вынесено в соответствии с действующим законодательством. В обоснование своих возражений представила письменные возражения, в которых ссылается на следующее. Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации.. . при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет только в городах, независимо от их возраста. При этом подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанной категории лиц. Поскольку законодатель в структуре ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 предусмотрел пункт 2, положением которого Правительству РФ делегировано право утверждать списки профессий, должностей, учреждений (структурных подразделений), а в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, реализация права медицинских работников вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна. Смысл данного нормативного акта не сводится к единственному условию о назначении трудовой пенсии по старости только в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. К их числу относятся условия о работе не в любых должностях и учреждениях, структурных подразделениях, а строго определенных, а также правила исчисления стажа на соответствующих видах работ. В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года издано постановление N781, которым утвержден Список работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан. Кроме того, пенсионные права граждан могут оцениваться с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П. Следовательно, при определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может применяется в совокупности со Списками должностей <...>, Правилами исчисления сроков выслуги лет, утвержденных Постановлением СМ СССР от 06.09.1991 г. №464 (действует в отношении периодов работы до 01.11.1999 г.) В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, Правила, утвержденные пунктом 1 вышеуказанного Постановления по желанию гражданина могут применяться за периоды работы до 01.11.1999г. Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий (при исчислении медицинского стажа в календарном порядке) -работа в определенных должностях, поименованных в Списках; -определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках. При исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан в льготном порядке, т. е. с применением коэффициента 1,5 (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), необходимо выполнение одновременно трех условий: -работа в определенных должностях, поименованных в Списках; -определенных структурных подразделениях, предусмотренных Перечнем, являющимся приложением к Правилам; -определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках. В соответствии с пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, правом на исчисление стажа лечебной деятельности в льготном порядке пользуются акушерки, включая старших отделений хирургического профиля стационаров: акушерском, акушерском физиологическом; акушерском обсервационном; акушерском патологии беременности; гинекологическом; гнойной хирургии и других. Согласно пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков лечебной деятельности производится в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев. Специалисты, зачисленные в другие должности и (или) отделения права на льготное исчисление стажа работы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. В спорные периоды с 01.01.1996г. по 06.10.1996г., с 08.11.1996г. по 31.12.1999г. истица работала в должности акушерки в родильном доме «1-я Городская клиническая больница». В соответствии с трудовым законодательством условия труда, характер труда, занятость работника определенными работами устанавливает работодатель. Работодателем представлена справка от 26.09.2011г. №156 о работе истицы в должности акушерки с 01.04.1991г. по 31.12.1995г. в родильном отделении, с 01.01.1996г. по 31.12.1999г. в родильном доме, с 01.01.2000г. в родильном отделении. Соответственно, те периоды работы, когда истица работала в отделении хирургического профиля, поименованном Перечнем, засчитаны в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении. Кроме того, позиция ответчика подтверждается штатным расписанием ММУ «1-я Городская клиническая больница», из которого усматривается, что в родильном доме не выделено родильное отделение. Таким образом, сам факт работы Марининой М.А. в родильном доме ММУ «1-я Городская клиническая больница» не дает права на льготное исчисление стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан один год как один год и шесть месяцев. Ни одного документа, подтверждающего работу в отделениях хирургического профиля стационара не представлено. Необоснованными являются исковые требования истицы о включении в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 12.12.1992 г. по 11.04.1993 г. Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ содержит лишь норму об условии предоставления права на соответствующий вид пенсии и не может рассматриваться вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы досрочного пенсионного обеспечения по старости, в том числе медицинских работников. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. В этой связи период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом Правилами от 11.07.2002г. установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами. Правила от 11.07.2002г. определяют общий подход к порядку исчисления отдельных периодов работы всех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам статей 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г., не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Пунктом 5 Правил исчисления периодов …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. Положение пункта 5 Правил от 29.10.2002г. предусматривает кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностях врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также в соответствующих должностях в отделениях, перечисленных в пунктах 1 -3 названного Перечня. Аналогичное положение содержится в Постановлении Совета Министров СССР от 06.09.1991г. № 464. Таким образом, названными нормативными правовыми актами установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Период отпуска по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в отделении хирургического профиля стационара. Учитывая изложенное, период отпуска по беременности и родам включается в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в календарном порядке. Кроме того, нельзя отождествлять понятие периода получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и понятие периода получения пособия по беременности и родам. Хотя основанием для назначения как пособия в период временной нетрудоспособности, так и пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный листок, данные пособия имеют различную правовую природу, являются различными видами пособия по государственному социальному страхованию, имеют различные основания для назначения (статья 238 КзоТ РФ, утв. ВС РСФСР 09.12.1971г., Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. №13-6). Необоснованы исковые требования истицы о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов Пенсионный Фонд РФ, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения в указанном перечне отсутствуют. Аналогичные положения были предусмотрены Разъяснениями Минтруда России от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессии и должностей ». Досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 -это дополнительная социальная гарантия для граждан осуществляющих работу с большей физической и нравственной нагрузкой. Правительству РФ делегированы полномочия по определению должностей, учреждений, а также периодов, в рамках которых имеет место повышенная нагрузка. Именно Правительство РФ в своем Постановлении от 11.07.2002г. №516 определило какие иные периоды могут быть включены в специальный стаж. Считает, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж лечебной деятельности Марининой М.А. составил 26 лет 2 месяца 10 дней, исчисленный по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, аналогично как и исчисленный с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, то есть недостаточный для назначения досрочной пенсии. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело 2-769\11 по иску Журавель В.А. к УПФР РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о признании решения незаконным, понуждении к назначению пенсии, суд приходит к следующему. Сторонами не оспаривается факт обращения истца за назначением досрочной пенсии по старости, в связи лечебной деятельностью 19.09.2011г., следовательно, на истца распространяются положения Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 ст. 7 названного Закона, право на трудовую пенсию имеют женщины достигшие возраста 55 лет. Вместе с тем, Законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан. Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 названного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами возраста 55 лет, если они являются лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах. Пунктом 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Как видно из обжалуемого истицей решения от 28.09.2011г. № 611, причиной отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости послужило отсутствие необходимой продолжительность стажа лечебной деятельности составляющего, по мнению комиссии 26 лет 2 месяца 10 дней. При этом Марининой М.А. отказано во включении в льготный стаж, периоды работы с 01.01.1996г. по 06.10.1996г.; с 08.11.1996г. по 31.12.1999г. в должности акушерки в родильном доме ММУ «1-ая Городская клиническая больница» в льготном исчислении 1год работы за 1 год и 6 месяцев. Мотивом отказа, послужило то что согласно пункту 2 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от06.09.1991г. № 464, право на льготное исчисление сроков выслуги предоставляется среднему медицинскому персоналу отделений( палат) хирургического профиля стационаров. «Родильный дом» не поименован в приказе министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377 « Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения». Суд не принимает в указанной части доводы стороны ответчика по следующим снованиям. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 исчисление сроков выслуги считается как один год за один год и шесть месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. При отнесении отделения к отделению хирургического профиля применяется Перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999г. №377. Указанным Перечнем указаны также следующие хирургические отделения: акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), гинекологическое и другие. Так как, право Марининой М.А. на пенсию возникло 19.09.2011 г., при решении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ ответчик обосновано руководствовался Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781, поскольку при его принятии были признаны недействующими, все ранее принятые постановления Правительства, регулирующие порядок и условия, включения в стаж, времени работы лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность. Согласно абз. 2 п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций. Относительно спорного периода в должности акушерки родильном доме ММУ «1-ая Городская клиническая больница», суд приходит к следующему. Согласно Списку утвержденному постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа, в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев относятся отделения хирургического профиля, в том, числе акушерское физиологическое и акушерское обсервационное, с наименованием должностей «акушерка». Основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Истцом к заявлению о назначении пенсии была представлена трудовая книжка от 03.09.1975г., согласно которой в спорный период времени она работала акушеркой в родильном доме ММУ «1 -я Городская клиническая больница». Из трудовой книжки Марининой М.А. усматривается, что в период с 01.04.1991 года по 01.01.1996г. она работала акушеркой родильного отделения 1-я городская ордена Знак почета клиническая больница им В.И. Ленина. Данный период работы включен ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Согласно справке № 140 от 02.09.2011г. выданной «1-я городской клинической больница им Ю.Я. Гордеева» (л.д. 21) усматривается, что истица действительно работала в должности акушерки в родильном отделении с хирургическим профилем с 01. 04.1991г. в соответствии с приказом № 57-л от 01. 04. 1991г. по настоящее время на 1 ставку, принимает участие в операциях, Основанием выдачи данной справки указаны личная карточка Т-2, приказы по личному составе 1991-2011г., штатное расписание и тарификационные списки за 1991-2011г., лицевые счета за 1991-2011г., операционные журналы за 1991-2011г. для подтверждения стажа. Согласно справкам от 31.10.2011г. б/н (л.д.22-23) Маринина М.А. работает в родильном отделении МУЗ «1-я Городская клиническая больница им. Ю.Я. Гордеева» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» с 01.04.1991 г по настоящее время. В период работы с 21.11.1995г. по 31.12.1999 г. родильное отделение было переименовано в «родильный дом», однако Маринина продолжала работать в родильном отделении и выполнять функциональные обязанности акушерки родильного отделения, что подтверждается записями в трудовой книжке, записями в журнале родов, в операционных журналах. Как акушерке за указанный период времени ей предоставлялся в соответствии со ст. 170 раздела 40 Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которой дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1978г. № 298/П-22, дополнительный отпуск в количестве 12 рабочих дней. Также в по должности акушерки за тот же период времени Маринина М.А. получала повышение за работу во вредных условиях в размере 15% согласно приказу МЗ и медицинской промышленности РФ от 20.02.1995г. № 35 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», приказу МЗ РФ от 16.10.1999г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период работы истца в должности акушерки Родильного дома в ММУ «1 -я Городская клиническая больница» с 01.01.1996г. по 06.10.1996г., с 08.11.1996г. по 31.12.1999г. должны быть засчитаны судом в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении. Кроме того, ответчиком период с 12.12.1992г. по 11.04.1993г. - время нахождения в отпуске по беременности и родам не засчитаны истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении, по мотивам того, что период отпуска по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в отделении хирургического профиля стационара. Суд не может согласиться с доводами стороны ответчика по следующим основаниям. Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж работы по специальности. За время отпуска сохранялось место работы (должность). Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Согласно разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.07.82. № 7\10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», а так же Разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.10.1989 г. № 23\24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком о достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком засчитывается наряду с общим стажем, непрерывным стажем, стажем работы по специальности, также и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Учитывая, что ч.2 ст.6,ч.4ст.15,ч.1ст.17,ст.ст.18,19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Таким образом, период нахождения Марининой М.А. в отпуске по беременности и родам в указанный спорный период подлежат зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а так же в стаж по специальности и засчитывается в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии. Кроме того, ответчиков не включены истцу периоды с 07.10.1996г. по 07.11.1996г., с 15.03.2001г. по 31.07.2001г., с 19.04.2004г. по 29.04.2004г., с 14.02.2006г. по 28.04.2006г., с 21.02.2011г. по 07.04.2011г.- нахождения на курсах повышения квалификации, мотиву того, что они не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 незаконными. Рассматривая доводы ответчика в указанной части суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучении работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очной/вечерней/ форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Поэтому данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Включение указанных выше периодов дает Марининой М.А. право на включение указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении и назначение пенсии досрочно. При таких обстоятельствах решение ответчика от 28.09.2011г. нарушает закрепленный в ст. 19 Конституции РФ общеправовой принцип равноправия, и не обеспечивает равное право на равную пенсию, а потому подлежит отмене как незаконное, поскольку Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Маринина М.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении пенсии 19.09.2011 г., что не оспаривалось сторонами. Как установлено в судебном заседании на указанную дату у неё имелся необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с 19.09.2011 г. В порядке ст. 100 ГПК РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Исходя из исследованных в ходе судебных заседаний протокола подготовки дела, текстов искового заявления, объема и сложности рассмотрения дела, с учетом фактического участия представителя в интересах истца при рассмотрении дела, учитывая требования закона о том, что суд обязан присудить расходы в разумных пределах, суд, считает необходимым возместить расходы по оплате труда представителя в сумме 5 000 рублей. Так как истцом не была оплачена госпошлина, она подлежит ко взысканию с ответчика в доход муниципального бюджета в сумме 200 рублей, в соответствии со ст. 62 БК РФ. РЕШИЛ: Признать решение Управления пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 28.09.2011г. №611 об отказе Марининой Марин Анатольевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.09.2011г. № 2854 об исключении из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости - незаконными. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Марининой Марине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев): - с 01.01.1996г. по 06.10.1996г.; с 08.11.1996г. по 31.12.1999г. - в родильном доме ММУ «1-я Городская клиническая больница» в должности акушерки; - с 12 декабря 1992г. по 11 апреля 1993 года - период нахождения в отпуске по беременности и родам. Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Марининой Марине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы в календарном исчислении - с 07.10.1996г. по 07.11.1996г., с 15.03.2001г. по 31.07.2001г., с 19.04.2004г. по 29.04.2004г., с 14.02.2006г. по 28.04.2006г., с 21.02.2011г. по 07.04.2011г.- периоды нахождения на курсах повышения квалификации Обязать Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Марининой Марине Анатольевне трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права на неё - 19 сентября 2011 года. Взыскать с Управления пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Марининой Марины Анатольевны расходы по оплате услуг адвоката в размере 5 000 рублей. Взыскать с Управления пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в доход муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения 05 декабря 2011года. Судья И.М.Садовая
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководствуясьст.194-198 ГПК РФ, суд