Дело №2-2443/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 декабря 2011 года город Саратов Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием представителей истца адвоката Аксеновой А.А., Караваевой Т.А., представителя ответчика Рословой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караваева Александра Ивановича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии, установил: Караваев А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ - УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии В обосновании заявленных требований Караваев А.И. указывает, что согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Саратовском производственном объединении пассажирского автотранспорта водителем автобуса 3 класса и направлен в Саратовский учебный комбинат на переподготовку на 1 месяц для получения категории «Д». До 2003 года Караваев А.И. проработал на одном предприятии и был уволен по собственному желанию 23.05.2003 года. Работая водителем автобуса, он обслуживал городские маршруты №№1, 2, 4, 16, 22, 38 и другие. О том, на какой маршрут Караваев А.И. будет отправлен, он узнавал в день выхода на работу. В год поступления Караваева А.И. на работу предприятие называлось Государственное унитарное предприятие (далее - ГУП) «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4», затем неоднократно переименовывалось, о чем делались записи в трудовой книжке, но место работы было одним и тем же. После увольнения Караваев А.И. устроился на завод «Проммаш», но его стажа на автопредприятии было достаточно для обращения и получения досрочной трудовой пенсии по старости. Для этого ему требовалось достижение возраста - 55 лет, наличие страхового стажа не менее 25 лет и работа в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах не менее 20 лет. В конце декабря 2010 года Караваев А.И. обратился в ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, сдал необходимые документы, но ответа длительное время ему не давали. Решением ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 08.04.2011 года в назначении досрочной пенсии Караваеву А.И. было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В специальный стаж Караваева А.И. не были включены периоды работы водителем автобуса более 11 лет, так как подтвержденным является специальный стаж работы - 9 лет 25 дней. Указанное решение пенсионного фонда истец считает необоснованным, поскольку он работал в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах не менее 20 лет. Караваев А.И. просил отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №208 от 08.04.2011 года об отказе в назначении трудовой пенсии по старости как необоснованное; признать за ним право на назначение пенсии по старости на льготных условиях и обязать ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением. Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.07.2011 года решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включения в льготный стаж периода нахождения Караваева А.И. на курсах повышения квалификации с 10.03.1986 г. по 14.03.1986 г. было отменено, в остальной части требований Караваеву А.И. отказано. Также Караваеву А.И. было отказано в признании права на досрочное назначение пенсии по старости на льготных условиях и обязании ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Караваеву А.И. трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней. С ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Караваева А.И. взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 200 руб. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 06.10.2011 г. решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.07.2011 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Караваеву А.И. в признании права на досрочное назначение пенсии по старости на льготных условиях и в обязании государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах назначить трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней было отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение. В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.07.2011 г. оставлено без изменения. Караваев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представители истца адвоката Аксенова А.А., Караваева Т.А. (по доверенности), исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить. Представитель ответчика ГУ - ПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Рослова В.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) просила в иске Караваеву А.И. отказать, указывая, что истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах. Решением ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ № Караваеву А.И. было отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских в течение полного рабочего дня. Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указано в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов является их постоянная занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, то есть участие в регулярных городских пассажирских перевозках. Постоянная занятость на этих работах устанавливается на основании путевых листов, выписок из лицевых счетов, ведомостей на заработную плату и других аналогичных документов. Таких доказательств истцом не представлено. Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие, в судебное заседание не явилось, о в времени и месте слушания дела было извещено, имеется заявление конкурсного управляющего о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав участвующих в деле лиц, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Судом из материалов дела и пояснений сторон установлено, что Караваев А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имея 37 лет 10 месяцев 18 дней страхового стажа, обратился 31.12.2010 г. в ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпункта 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Караваеву А.И. было отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии (том №1, л.д. 5). Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д. 6) из стажа истица, дающего право на получение пенсии, были исключены периоды работы: с 31.01.1978 г. по 03.06.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.10.1980 г. по 31.10,1980 г., с 01.12.1980 г. по 31.01.1981 г., с 01.04.1981 г. по 30.04.1981 г., с 01.07.1981 г. по 31.07.1981 г., с 01.12.1981 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 30.06.1982 г., с 01.10.1982 г. по 30.11.1982 г., с 01.03.1983 г. по 29.08.1983 г., с 25.10.1983 г. по 04.09.1984 г., с 07.09,1984 г. по 31.03.1985 г., с 01.06.1985 г. по 17.01.1986 г., с 19.01.1986 г. по 09.03.1986 г., с 15.03.1986 г. по 31.10.1986 г., с 01.04.1987 г. по 30.04.1987 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта; с 01.08.1987 г. по 31.10.1987 г., в качестве водителя автобуса Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия №4; с 01.04.1988 г. по 31.12.1988 г., с 01.09.1989 г. по 31.10.1989 г., с 01.06.1990 г. по 30.06.1990 г., с 01.08.1990 г. по 31.10.1990 г., с 01.04.1991 г. по 30.04.1991 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.10.1991 г. по 31.10.1991 г., с 0.1.06.1992 г. по 30.06.1992 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта №8; с 01.10.1992 г. по 30.11.1992 г., с 01.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 01.06.1993 г. по 31.08.1993 г., с 01.10.1993 г. по 30.09.1995 г., с 01.11.1995 г. по 14.04.1996 г. в качестве водителя автобуса в Саратовском пассажирском автотранспортном предприятии - 4, с 15.04.1996 г. до 30.06.1996 г., с 01.08.1996 г. по 31.10.1996 г., 01.12.1996 г. в качестве водителя автобуса ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4» с 02.12.1996 г. по 30.09.1997 г., с 01.11.1997 г. по 31.03.1998 г., с 01.08.1998 г. по 31.08.1998 г., с 01.11.1998 г. по 30.11.1998 г., с 01.01.1999 с по 28.02.1999 г., с 01.07.1999 г. по 31.12.1999 г., с 01.02.2000 г. по 31.03.2000 г., с 01.05.2000 г. по 31.10.2000 г, с 01.02.2001 г. по 28.02.2001 г., с 01.06.2001 г. по 28.02.2002 г., с 01.07.2002 г. по 30.11.2002 г., с 01.01.2003 г. по 23.05.2003 г. в качестве водителя автобуса в дочернем предприятии ГУП «Саратовтрансавто» ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4». Также из специального стажа Караваева А.И. исключены периоды: нахождения на специальных сборах с 04.06.1979 г. по 03.12.1979 г., с 30.08.1983 г. по 24.10.1983 г., нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 05.09.1984 г. по 06.09.1984 г., 18.01.1986 г. и 1 день в 2006 году, нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1986 г. по 14.03.1986 г. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Статьей 7 названного Закона установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Водители соответствующих транспортных средств, занятые на других маршрутах, например пригородных, междугородных, подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ не предусмотрены, поэтому правом на пенсионные льготы не пользуются. Из трудовой книжки истца следует, что 01.12.1977 г. Караваев А.И. был принят в Саратовское производственное объединение пассажирского автотранспорта на должность водителя автобуса 3 класса и направлен в Саратовский учебный комбинат на переподготовку. 31.01.1978 г. Караваев А.И. переведен водителем автобуса. Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР №68 от 15 июня 1987 года Саратовское производственное объединение пассажирского автотранспорта было переименовано в Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4. Приказом ТПО «Саратовавтотранс» №9 от 07.01.88 г. Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4 было реорганизовано в Саратовское производственное объединение пассажирского автотранспорта №8, которое приказом ТПО «Саратовавтотранс» №247 от 15.07.1992 г. переименовано в Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие - 4. На основании распоряжения комиссии по управлению имуществом области №291-Р от 15.04.1996 г. Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие - 4 учреждено в ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие - 4». Приказом ГУП «Саратовтрансавто» №2-ок от 02.12.1996 г. на базе ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие - 4» создано ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие № 4» дочернее предприятие ГУП «Саратовтрансавто». В указанные периоды истец работал в одном предприятии, которое неоднократно было переименовано, характер и функции выполняемой Караваевым А.И. работы не менялся. Судом установлено, что Караваев А.И. в период с 31.01.1978 г. по 23.05.2003 г. работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, что подтверждается сохранившимися приказами о закреплении за истцом автобусов маршрутов городского сообщения, ведомостями о начислении заработной платы, а также показаниями допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей ФИО11, ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10, из которых следует, что Караваев А.И. работал в четвертой бригаде, которая обслуживала только город Саратов. Кроме того, согласно сведениям предоставленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (том №3, л.д. 99) за период с 1977 по 2003 г. автобусные маршруты №1 «Ст. Волга-ул. Хомякова» (на данный момент не работает), №2-э «ООО «Саратовгорсинтез»-ул. Посадского», №4 «ст. Волга-пос. Калашниково» (на данный момент не работает), №10 «ст. Волга - завод Кирова» (на данный момент не работает), №22 «ст. Волга - пос. Увек» №36 «ст. Волга - Н. Увек», №38 «ООО «Саратоворгсинтез» - ул. Лесная», №39 2ст. Волга - пос. Водник» являлись автобусными маршрутами городского сообщения. Как видно из решения ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) основанием исключения спорных периодов работы Караваева А.И. из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии послужило отсутствие постоянной занятости истца на регулярных городских пассажирских маршрутах. По мнению ответчика в спорный период работы Караваева А.И. выработка составляла менее 80% рабочего времени, в связи с проведением ремонтных работ, а также снятием истца с маршрутов для перевозки детей в летние лагеря, оказании помощи при проведении сельскохозяйственных работ. Вместе с тем, с указанным выводом пенсионного органа суд не соглашается, так как он является необоснованным и опровергается материалами дела. Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Положениями пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н, 13, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета. Согласно пункту 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных, вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работы при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ, текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В спорные периоды времени, которые не были включены истцу в специальный стаж, действовало Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16.08.1977 г. № 255/16, и Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.06.1999 г. № 16. Согласно п.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16 августа 1977 г. N 255/16, в соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю. Для водителей, работающих на шестидневной рабочей неделе, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 6 часов. При шестидневной и пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (41 час). В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и шестидневной рабочей неделе. В тех случаях, когда праздничному дню предшествуют дни еженедельного отдыха, указанное сокращение продолжительности рабочей смены не производится. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час. А также п. 8 данного Положения, в котором предусмотрено, что в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену; в) время движения автомобиля на линии; г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; д) время простоев не по вине водителя. В силу пункта 6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 г. N 16, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Согласно пункту 7 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением министерства труда и социального развития РФ от 25.06.1999 г. № 16, решение об установлении суммированного учета рабочего времени принималось работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. В состав рабочего времени водителя включалось подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля (подпункты «в», «ж» пункта 12 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 г. № 16). Довод ответчика о не полной занятости Караваева А.И. в спорные периоды на регулярных городских маршрутах, поскольку им в период работы выполнялись рейсы перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря, оказывал помощь при проведении сельскохозяйственных работ, о чем свидетельствует размер начисляемой заработной платы в меньшем размере, чем размер оплата работы водителя на регулярных городских маршрутах, суд считает несостоятельным. Поскольку указанные виды работы приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе. Так согласно порядку подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованному с министерством социальной защиты населения Российской Федерации, принятый Министерством социальной защиты населения Российской Федерации приложение к письму Минтранса России от 2 июля 1992 года № 13-пр от 01.06.92), при переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобус (пункт 4). С учетом указанных требований, исходя из представленных ведомостей на заработную плату Караваева А.И., а также актов проверок пенсионного фонда, судом установлено, что выработка рабочего времени истица в спорный период на регулярных городских маршрутах составляет не менее 80% рабочего времени. В силу статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО10 следует, что он с 1978 года работал вместе с Караваевым А.И. в СПАТП №4. Караваев А.И. работал в четвертой колоне, которая занималась только перевозкой пассажиров по городским маршрутам. В должностные обязанности водителей автобуса входило в том числе проведение эксплуатационного ремонта транспорта, а также предсезонная подготовка. Свидетеля ФИО10 также подтвердил, что в период работы по указанию работодателя их снимали маршрута для перевозки детей в детские оздоровительные лагеря, а также для оказания помощи на сельскохозяйственных работах, однако выполнение таких работ носило эпизодический характер, занимало незначительное время и после выполнения рейса водители снова возвращались на городской маршрут и дорабатывали. Аналогичные показания были даны в ходе рассмотрения дела свидетелями ФИО11, ФИО7, ФИО8 Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды работы Караваева А.И.: с 31.01.1978 г. по 03.06.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.10.1980 г. по 31.10,1980 г., с 01.12.1980 г. по 31.01.1981 г., с 01.04.1981 г. по 30.04.1981 г., с 01.07.1981 г. по 31.07.1981 г., с 01.12.1981 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 30.06.1982 г., с 01.10.1982 г. по 30.11.1982 г., с 01.03.1983 г. по 29.08.1983 г., с 25.10.1983 г. по 04.09.1984 г., с 07.09,1984 г. по 31.03.1985 г., с 01.06.1985 г. по 17.01.1986 г., с 19.01.1986 г. по 09.03.1986 г., с 15.03.1986 г. по 31.10.1986 г., с 01.04.1987 г. по 30.04.1987 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта; с 01.08.1987 г. по 31.10.1987 г., в качестве водителя автобуса Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия №4; с 01.04.1988 г. по 31.12.1988 г., с 01.09.1989 г. по 31.10.1989 г., с 01.06.1990 г. по 30.06.1990 г., с 01.08.1990 г. по 31.10.1990 г., с 01.04.1991 г. по 30.04.1991 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.10.1991 г. по 31.10.1991 г., с 0.1.06.1992 г. по 30.06.1992 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта №8; с 01.10.1992 г. по 30.11.1992 г., с 01.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 01.06.1993 г. по 31.08.1993 г., с 01.10.1993 г. по 30.09.1995 г., с 01.11.1995 г. по 14.04.1996 г. в качестве водителя автобуса в СПАТП-4, с 15.04.1996 г. до 30.06.1996 г., с 01.08.1996 г. по 31.10.1996 г., 01.12.1996 г. в качестве водителя автобуса государственного унитарного предприятия «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4»; с 02.12.1996 г. по 30.09.1997 г., с 01.11.1997 г. по 31.03.1998 г., с 01.08.1998 г. по 31.08.1998 г., с 01.11.1998 г. по 30.11.1998 г., с 01.01.1999 с по 28.02.1999 г., с 01.07.1999 г. по 31.12.1999 г., с 01.02.2000 г. по 31.03.2000 г., с 01.05.2000 г. по 31.10.2000 г, с 01.02.2001 г. по 28.02.2001 г., с 01.06.2001 г. по 28.02.2002 г., с 01.07.2002 г. по 30.11.2002 г., с 01.01.2003 г. по 23.05.2003 г. в качестве водителя автобуса в дочернем предприятии государственного унитарного предприятия «Саратовтрансавто» ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4» подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения Караваеву А.И. досрочной трудовой пенсии. Вопрос о включении в специальный стаж Караваева А.И. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1986 г. по 14.03.1986 г. разрешен решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.07.2011 года, которым было отменено решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения указанных периодов. Также решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.07.2011 года было отказано включении в специальный стаж Караваева А.И. периодов нахождения на специальных сборах с 04.06.1979 г. по 03.12.1979 г., с 30.08.1983 г. по нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 05.09.1984 г. по 06.09.1984 г., 18.01.1986 г. и 1 день в 2006 году. Периоды нахождения на специальных сборах, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516, Разъяснением Министерства труда Российской Федерации «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет от 22.05.1996 г. №5. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в указанные периоды истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, начисление заработной платы и страховых взносов за данный период не производилось. В указанной части решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.07.2011 г. кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 06.10.2011 г. оставлено без изменения. Караваев А.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с приложением необходимых документов 31.12.2010 г. С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, у Караваева А.И. имеется необходимый 20-летний стаж работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Караваева А.И. о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, а также возложении обязанности на ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, с 31.12.2010 г. подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Отменить решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ № г. об отказе Караваеву Александру Ивановичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части исключения периодов работы: с 31.01.1978 г. по 03.06.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.10.1980 г. по 31.10,1980 г., с 01.12.1980 г. по 31.01.1981 г., с 01.04.1981 г. по 30.04.1981 г., с 01.07.1981 г. по 31.07.1981 г., с 01.12.1981 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 30.06.1982 г., с 01.10.1982 г. по 30.11.1982 г., с 01.03.1983 г. по 29.08.1983 г., с 25.10.1983 г. по 04.09.1984 г., с 07.09,1984 г. по 31.03.1985 г., с 01.06.1985 г. по 17.01.1986 г., с 19.01.1986 г. по 09.03.1986 г., с 15.03.1986 г. по 31.10.1986 г., с 01.04.1987 г. по 30.04.1987 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта; с 01.08.1987 г. по 31.10.1987 г., в качестве водителя автобуса Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия №4; с 01.04.1988 г. по 31.12.1988 г., с 01.09.1989 г. по 31.10.1989 г., с 01.06.1990 г. по 30.06.1990 г., с 01.08.1990 г. по 31.10.1990 г., с 01.04.1991 г. по 30.04.1991 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.10.1991 г. по 31.10.1991 г., с 0.1.06.1992 г. по 30.06.1992 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта №8; с 01.10.1992 г. по 30.11.1992 г., с 01.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 01.06.1993 г. по 31.08.1993 г., с 01.10.1993 г. по 30.09.1995 г., с 01.11.1995 г. по 14.04.1996 г. в качестве водителя автобуса в Саратовском пассажирском автотранспортном предприятии-4, с 15.04.1996 г. до 30.06.1996 г., с 01.08.1996 г. по 31.10.1996 г., 01.12.1996 г. в качестве водителя автобуса государственного унитарного предприятия «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4» с 02.12.1996 г. по 30.09.1997 г., с 01.11.1997 г. по 31.03.1998 г., с 01.08.1998 г. по 31.08.1998 г., с 01.11.1998 г. по 30.11.1998 г., с 01.01.1999 с по 28.02.1999 г., с 01.07.1999 г. по 31.12.1999 г., с 01.02.2000 г. по 31.03.2000 г., с 01.05.2000 г. по 31.10.2000 г, с 01.02.2001 г. по 28.02.2001 г., с 01.06.2001 г. по 28.02.2002 г., с 01.07.2002 г. по 30.11.2002 г., с 01.01.2003 г. по 23.05.2003 г. в качестве водителя автобуса в дочернем предприятии государственного унитарного предприятия «Саратовтрансавто» ГУП «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4». Признать за Караваевым Александром Ивановичем право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Караваеву Александру Ивановичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, с 31.12.2010 года. Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 12 декабря 2011 года. Судья А.А. Богомолов