№ 2- 2540/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08.12.2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А., с участием прокурора Медведева Р. А. при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Никитина Юрия Анатольевича и Крикунова Михаила Тимофеевича к Комитету по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах Никитина Юрия Анатольевича, указывая, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявитель проживает в муниципальной квартире. Распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова от 28.11.2002 г. №942-р жилой дом по ул. Новоузенская, 222 г. Саратова признан аварийным. Согласно техническому паспорту объекта капитального строительства МУП Городское БТИ, жилое помещение, в котором проживает Никитин Ю. А. состоит из 1-ой комнаты, общей площадью 29,8 кв. м., в котором зарегистрировано 2 человека. Техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Никитину Юрию Анатольевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 29,8 кв.м., состоящее из 1 комнаты. Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах Крикунова Михаила Тимофеевича, указывая, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявитель проживает в муниципальной квартире. Распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова от 28.11.2002 г. №942-р жилой дом по ул. Новоузенская, 222 г. Саратова признан аварийным. Согласно договору социального найма жилого помещения №1139, жилое помещение, в котором проживает Крикунов М. Т. состоит из 3-х комнат, общей площадью 38,5 кв. м., в котором зарегистрировано 4 человека. Техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с чем, просил обязать ответчиков предоставить Крикунову М. Т. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 38,5 кв.м., состоящее из 3 комнат. Определением судьи Фрунзенского районного суда г. аратова от 08 ноября 2011 года вышеназванные гражданские дела были объединены в одно производство. Определением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 14 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Никитин Михаил Юрьевич, Иванова Марина Михайловна, Покровский Артем Андреевич, несовершеннолетняя Иванова Мария Андреевна, Сектор по обеспечению переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов». 24 ноября прокурор уточнил исковые требования просил обязать ответчиков предоставить Никитину Юрию Анатольевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 29,8 кв. м., состоящее из 1 комнаты с учетом состава семьи из 2 человек : Никитин Ю. А., Никитин М. Ю.. Также просил обязать ответчиков предоставить Крикунову Михаилу Тимофеевичу с учетом состава семьи из 4 человек : Крикунов М. Т., Иванова М. М., Покровский А. А., Иванова М. А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 38,5 кв. м., состоящее из 3 комнат. Помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Медведев Р. А., истец Никитин Ю. А. и представитель истца Крикунова М. Т. доводы искового заявления поддержали, дав объяснения аналогичные изложенным в иске. Третье лицо : Никитин М. Ю. просил иск удовлетворить. Истец Крикунов М. Т., третьи лица : Покровский А. А., Иванова М. А., Сектор по обеспечению переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов», в судебном заседании, поддержав письменные возражения, просит в удовлетворении исков отказать, поскольку законодатель не предусмотрел сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны провести отселение граждан из аварийного дома. В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие факт нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий и отнесении их к категории малоимущих. Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель администрации Фрунзенского района муниципального образования «Города Саратов», в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило. Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Никитин Ю. А. проживает в муниципальной квартире. Распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова от 28.11.2002 г. №942-р жилой дом по ул. Новоузенская, 222 г. Саратова признан аварийным. Согласно техническому паспорту объекта капитального строительства МУП Городское БТИ, жилое помещение, в котором проживает Никитин Ю. А. состоит из 1-ой комнаты, общей площадью 29,8 кв. м., в котором зарегистрирован также Никитин М. Ю. Техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Крикунов М. М. проживает в муниципальной квартире. Распоряжением администрации Фрунзенского района г. Саратова от 28.11.2002 г. №942-р жилой дом по ул. Новоузенская, 222 г. Саратова признан аварийным. Согласно договору социального найма жилого помещения №1139, жилое помещение, в котором проживает Крикунов М. Т. состоит из 3-х комнат, общей площадью 38,5 кв. м., в котором зарегистрировано 4 человека : Крикунов М. Т., Иванова М. М., Покровский А. А., Иванова М. А.. Техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» № 942-р от 28.11.2002 г., жилой дом №222 по ул. Новоузенской в г.Саратове признан аварийным, жильцы дома подлежащими отселению. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются представленными суду документами: распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» № 942-р от 28.11.2002 г., реестром аварийных домов, справках о лицах зарегистрированных в квартире. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов», распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» за № 942-р от 28.11.2002 г. предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры по отселению истцов и членов их семей приняты не были. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду. Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находятся занимаемые семьями истцов жилые помещения, признан аварийным, жильцы дома подлежащими отселению. Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы. Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме. Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Срок предоставления жилого помещения «внеочередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещение» и случаи при наступлении которых жилье предоставляется (аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. №18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма. Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 29). К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у истцов возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным (аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является Администрация муниципального образования «Город Саратов». Делегирование ряда полномочий Комитету по управлению имуществом г. Саратова, не освобождает администрацию муниципального образования «Город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что Комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования. В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования. Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом. Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом г. Саратова и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истцов, предъявленных к данному ответчику. Судом из положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Изложенное обязывает суд признать за истцами право на внеочередное предоставление их семьям жилых помещений по договору социального найма, с возложением такой обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 Изложенное позволяет удовлетворить требования истцов, также, в части, касающейся требований, предъявляемых к предоставляемому жилому помещению, оно должно быть равнозначным по общей площади и количеству комнат тому жилому помещению, из которого истцы подлежат выселению. С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования истцов и возлагает на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность предоставить истцам, с учетом состава их семей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова. В удовлетворении требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова к Комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилых помещений по договору социального найма необходимо отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Никитину Юрию Анатольевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 29, 8 кв.м., состоящее из одной комнаты с учетом состава семьи из 2 человек : Никитин Юрий Анатольевич и Никитин Михаил Юрьевич, в остальной части иска прокурора к Комитету по управлению имуществом г. Саратова отказать. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Крикунову Михаилу Тимофеевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 38, 5 кв.м., состоящее из 3 комнат с учетом состава семьи из 4 человек : Крикунов Михаил Тимофеевич, Иванова Марина Михайловна, Покровский Артем Андреевич, Иванова Мари Андреевна, в остальной части иска прокурора к Комитету по управлению имуществом г. Саратова отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 13 декабря 2011 года. Судья А. А. Негласон
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.