№ 2- 2598/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08.12.2011года город Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., с участием прокурора Дедова С.Б,, при секретаре Суркове Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Велякиной Марии Васильевны, Зайцевой Юлии Васильевны, Старынина Игоря Васильевича, Старыниной Любови Валентиновны, Старыниной Нины Игоревны, Даниловой Светланы Васильевны, Ермолаевой Юлии Викторовны, Банниковой Ольги Анатольевны к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах Велякиной Марии Васильевны, Зайцевой Юлии Васильевны, Старынина Игоря Васильевича, Старыниной Любови Валентиновны, Старыниной Нины Игоревны, Даниловой Светланы Васильевны, Ермолаевой Юлии Викторовны, Банниковой Ольги Анатольевны, указывая, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с заключением межведомственных комиссий, жилые помещения в которых проживают истцы признаны аварийными, непригодными для проживания и многоквартирные дома подлежащими сносу. Так, истцы Велякина М.В. и Зайцева Ю.В.пользуются по договору социального найма трехкомнатной квартирой, общей площадью 38,2 кв.м, расположенной по адресу : <адрес> Истцы Старынин И.В., Старынина Л.В., Старынина Н.И. пользуются по договору социального найма однокомнатной квартирой, общей площадью 30,5кв.м, расположенной по адресу : <адрес> Истцы Данилова С.В и Ермолаева Ю.В. пользуются по договору социального найма двухкомнатной квартирой, общей площадью 30,6кв.м, расположенной по адресу : <адрес> Истец Банникова О.А.. пользуются по договору социального найма однокомнатной квартирой, общей площадью 24,7кв.м, расположенной по адресу : <адрес> Распоряжением администрации Администрации Фрунзенского района муниципального образования город Саратов № 942-р от 28.11.2002года многоквартирный дом <адрес> и дом <адрес> в которых находятся занимаемые по договору социального найма квартиры истцов признаны аварийными, непригодными для постоянного проживания. В нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47 длительное время распоряжение о признании жилых домов аварийными с указанием сроков и порядка отселения физических лиц издано не было, что повлекло нарушение жилищных прав истцов. Состояние жилых домов, в которых проживают истцы создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» и Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцам вне очереди на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова равноценное по площади и по количеству комнат тому из которого подлежат выселению. В судебном заседании прокурор Дедов С.Б. и явившиеся в судебное заседание истцы поддержали иски по изложенным в них основаниям, пояснив, что дома, в которых они проживают, находятся в аварийном состоянии, грозят обрушением, дальнейшее в них проживание опасно для жизни и здоровья. Представитель ответчика, комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов»( далее комитет), по доверенности Котлов Д.А. и представитель администрации муниципального образования « Город Саратов», по доверенности Тупиков В.С. иск не признали, не оспаривая того обстоятельства, что дома, в которых находятся квартиры истцов в установленном законом порядке признаны аварийными, вместе с тем полагали, что удовлетворение иска исключается тем, что законодатель не предусмотрел сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны провести отселение граждан из аварийного дома. Одновременно в возражениях на иск указали, что препятствием для удовлетворения иска является отсутствие акта межведомственной комиссии, заключения о признании истцов малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий. Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Истцы Велякина М.В. и Зайцева Ю.В. по договору социального найма пользуются трехкомнатной квартирой, общей площадью 38,2 кв.м, расположенной по адресу : <адрес> Истцы Старынин И.В., Старынина Л.В., Старынина Н.И. пользуются, по договору социального найма, однокомнатной квартирой, общей площадью 30,5кв.м, расположенной по адресу : город <адрес> Истцы Данилова С.В и Ермолаева Ю.В. пользуются, по договору социального найма, двухкомнатной квартирой, общей площадью 30,6кв.м, расположенной по адресу : город <адрес> Истец Банникова О.А.. пользуются по договору социального найма однокомнатной квартирой, общей площадью 24,7кв.м, расположенной по адресу : город <адрес> Данные обстоятельства подтверждаются ордерами на предоставление занимаемых жилых помещений истцам или членам их семей на условиях социального найма, отсутствием сведений о регистрации права собственности на данные жилые помещения за гражданами, домовыми книгами, штампами регистрации по месту жительства, проставленными в паспортах истцов. Общая площадь занимаемых истцами жилых помещений и количество жилых комнат в квартире подтверждается техническими заключениями. Кроме того, вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 28.03.2011года, признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» в части непринятия в собственность муниципальтного образования некоторых многоквартирных домов, в том числе дома в котором проживают истцы, расположенного по адресу: город <адрес> На Администрацию муниципального образования « Город Саратов» в лице Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность принять в собственность жилые помещения, в указанных домах, занимаемые гражданами по договору социального найма. Распоряжением Администрации Фрунзенского района муниципального образования город Саратов № 942-р от 28.11.2002года, заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу многоквартирный дом <адрес> по <адрес> по <адрес> в которых находятся занимаемые по договору социального найма квартиры истцов признаны аварийными, непригодными для постоянного проживания, жильцы дома подлежащими отселению. Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами: распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования город Саратов № 942-р от 28.11.2002года об утверждении актов межведомственной комиссии, ( л.д10, приложенными к актам и распоряжению списками жилых домов признанных непригодными для постоянного проживания и списками аварийных домов ( 11-14)., актом межведомственной комиссии.( л.д ). В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду. Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находится занимаемое истцами жилые помещения, признано аварийным, жильцы дома подлежащими отселению. Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы. Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме. Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список вне очередников), тем более от времени включения в список вне очередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Срок предоставления жилого помещения «вне очередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещение» и случаи при наступлении которых жилье предоставляется ( аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат(пункт 29). К лицам имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции. Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у истцов возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным(аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является Администрация муниципального образования «город Саратов». Делегирование ряда полномочий комитету по управлению имуществом, не освобождает администрация муниципального образования «город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования. В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования. Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом. Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истца, предъявленных к данному ответчику. Судом из положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Изложенное обязывает суд признать за истцом право на внеочередное предоставление его семье жилого помещения по договору социального найма, с возложением такой обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 Изложенное позволяет удовлетворить требования истцов, также, в части, касающейся требований, предъявляемых к предоставляемому жилому помещению, оно должно быть равнозначным по площади и количеству комнат тому жилому помещению, из которого истцы подлежат выселению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Велякиной Марии Васильевны, Зайцевой Юлии Васильевны, Старынина Игоря Васильевича, Старыниной Любови Валентиновны, Старыниной Нины Игоревны, Даниловой Светланы Васильевны, Ермолаевой Юлии Викторовны, Банниковой Ольги Анатольевны к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования « Город Саратов» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова: - Даниловой Светлане Васильевне и Ермолаевой Юлии Викторовне общей площадью не менее 30,6 кв.м., состоящее из двух комнат; - Старынину Игорю Васильевичу, Старыниной Любови Валентиновне, Старыниной Нине Игоревне общей площадью не менее 30,5 кв.м., состоящее из одной комнаты; - Велякиной Марии Васильевне, Зайцевой Юлии Васильевне общей площадью не менее 38,2 кв.м., состоящее из трех комнат; - Банниковой Ольге Анатольевне общей площадью не менее 24,7 кв.м., состоящее из одной комнаты. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М.Подвтелеьнова
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.
утверждены Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.