Дело № 2 - 2611\11 РЕШЕНИЕ (заочное) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14.12.2011г. г. Саратов УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района г. Саратова Корноваров А. П. обратился в суд, указав, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова была проведена проверка по обращению гражданина о нарушении жилищных прав. По данному факту прокуратурой Фрунзенского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявитель проживает в муниципальной квартире. Распоряжением администрации Фрунзенского района от 28.11.2002 г. № 942-р жилой дом по <адрес> признан аварийным. Согласно информации, представленной администрацией Фрунзенского района МО «Город Саратов», жилое помещение, в котором проживает Филатов Д.В., состоит из 3-х комнат, общей площадью 38,0 кв.м. В вышеуказанной квартире зарегистрировано 3 человека. Техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.4 ст.3 ЖК Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную среду. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент-жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры. Кроме того, действующее законодательство не ставит вопрос обеспечения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, жилыми помещениями, в зависимость от наличия либо отсутствия жилых помещений. Бездействие же органов местного самоуправления, связанное с неисполнением требований закона по расселению граждан из аварийного жилого фонда, грубо нарушает их жилищные и конституционные права и может повлечь за собой причинение вреда здоровью, вплоть до лишения жизни, что является не допустимым. Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. Истец считает, что в данном случае для защиты прав Филатова Д.В. необходимо применить ч.2 п. 1 ст.57 ЖК РФ. В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. №25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом. Просит суд обязать комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Филатову Дмитрию Владимировичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Саратова жилой площадью не менее 38,0 кв.м., состоящее из трех комнат. Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22.11.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Филатова И.Г., Филатова Ю.Д., зарегистрированные по адресу: <адрес> В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Мишин А.Ю. исковые требования поддержал, дав объяснения, аналогичные, изложенным в иске. Представители истца и третьи лица Филатова И.Г., Филатова Ю.Д. поддержали исковые требования, были согласны с позицией прокурора. Представители ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, уважительности причин отсутствия суду не представили, в связи с чем, суд с согласия истцов определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства. Представитель третьего лица Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом, уважительности причин отсутствия суду не представили. С учетом мнения участников процесса суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в заочном порядке. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова была проведена проверка по обращению Филатова Д.В. по вопросу нарушения жилищных прав. В ходе проведения данной проверки было установлено, что Филатов Д.В. проживает в муниципальной квартире по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации Фрунзенского района от 28.11.2002 г. № 942-р <адрес> в г. Саратове признан аварийным. Согласно информации, представленной администрацией Фрунзенского района МО «Город Саратов», жилое помещение, в котором проживает Филатов Д.В., состоит из 3-х комнат, общей площадью 38,0 кв.м. В вышеуказанной квартире зарегистрировано 3 человека: Филатов Д.В., Филатова И.Г., Филатова Ю.Д. Жилой <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения семьи Филатова Д.В. не известны. Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемом. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.4 ст. 3 ЖК Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную среду. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент-жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, жилищное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на Администрацию муниципального образования «город Саратов» следует возложить обязанность по предоставлению Филатову Д.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 38 кв.м. состоящее из трех комнат. Вместе с тем, в удовлетворении требований прокурора к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов» следует отказать, как заявленных к ненадлежащему ответчику, поскольку согласно п. 1.1. Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-243, комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством. При этом, в соответствии со ст. 36 Устава города Саратова, глава администрации муниципального образования «Город Саратов» организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации муниципального образования по решению вопросов местного значения (в том числе по предоставлению муниципального жилья) в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, решениями Саратовской городской Думы. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199,237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Филатову Дмитрию Владимировичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 38 кв. м. состоящее из трех комнат. В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать. Ответчик в праве подать в суд вынесший решение заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова. Председательствующий: В.В. Дубовицкий