№2-2650/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14.12.2011г. город Саратов Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Суркове Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Царевой Марии Владимировне к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г.Саратова о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, о признании недействительным протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, в части исключения из стажа лечебной деятельности определенных периодов работы, о возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности этих периодов, УСТАНОВИЛ: Истец, Царева М.В. обратилась с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее-УПФ) указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в течении 30 лет в городе. В удовлетворении заявления ей было отказано решением комиссии по пенсионным вопросам при управлении пенсионного фонда в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г.Саратова со ссылкой на протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключены из стажа лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны, в календарном исчислении, отдельные периоды ее трудовой деятельности. Оспаривая решение и протокол ответчика истец первоначально просила о следующем. Признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. №№ об отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности и протокол в части исключения периодов работы в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996 г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000 г. по 31.12.2002г., с 06.01.2003 г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г. в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.03.2008г. по 31.05.2008г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.06.2008г. по 03.10.2011г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова»; а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000 г. по 30.06.2000г., с 11.09.2006г. по 21.10.2006г. Обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости В ходе рассмотрения дела истец отказалась от иска в части возложения на ответчика обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 04.10.2011года, согласившись с тем, что указанный в заявлении период осуществления лечебной деятельности, в совокупности не составляет 30 лет и не позволял ответчику назначить ей пенсию. В этой части производство по делу прекращено. Уточнив иск, истец просила указанные периоды включить в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, кроме того, просила включить в расчет льготной пенсии периоды работы в МЧС СПО «Нитрон» с 18.02.1982 г. по 20.08.1982 г. в должности медицинской сестры инфекционного отделения, как не учтенному в протоколе отказа назначения льготной пенсии Пенсионного фонда от 14.10.2011г. №2957. В обоснование своих требований истец указала, что действующее законодательства позволяет включить указанный период в стаж для назначения льготной пенсии в связи осуществлением лечебной деятельности. В судебном заседании истец поддержала свои требования и с учетом уточнений просила о следующем. Признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. №№ об отказе в назначении досрочной пенсии, а также протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №№ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из стажа лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны, в календарном исчислении, периодов работы в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 31.12.2002г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г, в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.03.2008г. по 31.05.2008 г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008г. по 03.10.2011 г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова»; а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000г., с 11.09.2006г. по 21.10.2006г.. Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова засчитать в медицинский льготный стаж периоды работы в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 31.12.2002г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г. в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.03.2008г. по 31.05.2008г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008г. по 03.10.2011 г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000 г., с 11.09.2006г. по 21.10.2006г., периоды работы в МЧС СПО «Нитрон» с 18.02.1982 г. по 20.08.1982г. в должности медицинской сестры инфекционного отделения. как не учтенному в протоколе отказа назначения льготной пенсии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. №№. Взыскать расходы по оплате госпошлины с ответчика. Представитель ответчика, по доверенности Лежнева Е.В. иск не признала, указывая следующее. В соответствии с трудовой книжкой истца, она работала с 02.06.1995г. по 19.02.1996г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 12.2002г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г.г. в должности врача-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии (Лечебно-консультативны и центр г.Саратова», с 01,06.2008г. по 03.10.2011г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр». Поскольку статья 27 п.1 пп.20 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, Список профессий и должностей.. ., утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, Список должностей..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, Список должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, предусматривает право на досрочную пенсию лицам осуществлявшим работу в единственной организационно-правовой форме юридического лица - учреждении, оснований для включения вышеуказанных периодов в стаж лечебной деятельности у УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова не имелось. В соответствии с частью 2 п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации). профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, пенсионному фонду не предоставлена возможность устанавливать тождественность. Кроме того, период работы в Лечебно-консультативном центре с 02.06.1995г. по 03.10.2011г. не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как ни Списком должностей..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, ни Списком должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ №781, ни Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999. №395, применяемой при отнесении учреждений к учреждениям здравоохранения при рассмотрении права на пенсию в соответствии с Установлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, не предусмотрен лечебно- консультационный центр. Необоснованна ссылка истицы на п. 8 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 110.2002г. №781. Пункт 8 не просто предусматривает центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но содержит исчерпывающий перечень таких центров, который расширительному толкованию не подлежит. Независимо от наименования предусмотрены только центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лечебно-консультативный центр является муниципальным, следовательно не подпадает под данное положение. Среди иных Центров, строго предусмотренных п.8, лечебно-консультативный центр не значится. Устав ММП «Лечебно-консультативный центр» от 28.11.1994г., и Устав ММУП «Лечебно-консультативный центр» от 2008г. указывает, что данное предприятие является коммерческой организацией, целью которого кроме сохранения и укрепления здоровья населения является извлечение прибыли; среди направлений деятельности кроме медицинского обслуживания предусмотрено: - оказание комплекса сопутствующих лечению и оздоровлению бытовых, коммунальных, торговых, страховых, сервисных, социально-психологических и других услуг; - развитие и внедрение новых видов и форм платных медицинских услуг; - купля, продажа лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, очков и оправ; - проведение на базе ЛКЦ научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины и здравоохранения; - редакционно-издательская деятельность в части выпуска медицинской литературы по различным направлениям. Таким образом, Лечебно-консультативный центр не является учреждением и по своим основным направлениям деятельности не тождественен учреждениям здравоохранения, предусмотренным Списками должностей и учреждений. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000г, с 11.09.2006г. по 21.10.2006г.. не могут быть засчитаны в стаж лечебной деятельности, по мнению представителя ответчика, по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в стаж лечебной деятельности включаются периоды работы (т.е. периоды осуществления трудовых функций, обязанностей). Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации данными Правилами не предусмотрено, в этот период работа не осуществлялась. В соответствии с п. 2 выше указанных Правил... при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами..., применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. В соответствии с п.5 Правил..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному и социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на повышения квалификации в данном перечне не предусмотрены. Аналогичные нормы имели место в Постановлении Совета Министров РСФСР от 9.1991г. №464 и Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Таким образом, курсы повышения квалификации не могут быть включены в льготный стаж истца, так как являются лишь условием для осуществления трудовых функций. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской рации от 20.12.2005г. №25 судам предоставлено право решать вопрос о тождественности учреждения с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором работал истец, выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ данным правом не наделены. Таким образом, действия ответчика, связанные с отказом включить в стаж лечебной деятельности периодов работы Царевой М.В. законны и обоснованны. Таким образом, действия ответчика, связанные с отказом включить в стаж лечебной деятельности периодов работы Царевой М.В. законны и обоснованны. Незаконным, по мнению представителя ответчика является требование истца о признании незаконным решения об отказе в значении досрочной трудовой пенсии по старости № 631 от 14.10.2011г., поскольку даже при включении в стаж лечебной деятельности Царевой М.В. спорных периодов на момент обращения стаж истца будет составлять 28 лет 6 месяцев 12 дней, в есть недостаточный для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Оспаривая требования истца в части возложения обязанности по включению периодов работы истца в МЧС СПО « Нитрон», представитель ответчика указала, что пенсия назначается на основании заявления и приложенных к ним документам. Истец с заявлением о включении в льготный стаж периода работы в МЧС СПО «Нитрон», не обращалась, документов подтверждающих факт работы не представляла, запись в трудовой книжке истца, касающаяся указанного периода, отсутствует. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям. Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается материалами гражданского и пенсионного дел, что истец, что 04.10.2011года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в течении 30 лет в городе. В удовлетворении заявления ей было отказано решением комиссии по пенсионным вопросам при управлении пенсионного фонда в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключены из стажа лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны, в календарном и льготном исчислении, отдельные периоды ее трудовой деятельности в частности являющиеся в настоящем деле спорными. Так исключены периоды работы истца. в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 31.12.2002г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г, в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.03.2008 г. по 31.05.2008 г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.06.2008г. по 03.10.2011г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова»; а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990 г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000г., с 11.09.2006г. по 21.10.2006г.. Истцу отказано включить данные периоды в стаж для назначения досрочной пенсии, как в календарном так и в льготном исчислении( 1год к 1,5годам)_ Истец в рамках настоящего дела просит обязать ответчика включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в календарном исчислении. Отказ включить указанный период в календарном исчислении ответчик мотивирует тем, что лечебно-консультативные центры не отнесены к учреждениям здравоохранения, не поименованы Списками. Суд не может согласиться с позицией ответчика в этой части, по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Согласно статьи 39 (часть1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39(часть2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи15(часть1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав медицинских работников осуществляющих свою деятельность в лечебных учреждениях независимо от того, в чьей собственности они находятся и как поименованы. Статья 41(часть1 и2) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное конституционное право неразрывно связано с вытекающими из ст.41 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав медицинских работников в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки медицинских кадров (ст.43 ч.5 Конституции Российской Федерации). В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда медицинских работников, также, лежат равенство всех перед законом (ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий профессиональной подготовки медицинского персонала (ст.ст.9и13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В соответствии с указанными конституционными положениями Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью, в том числе лечебной. Названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности, условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты. По смыслу статей 2,3,77,80,83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. При рассмотрении настоящего дела суд учитывает позицию высказанную Пленумом Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на пению», согласно которой, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, не учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождестве выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функций обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которой работал и т.п.). В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», по волеизъявлению или в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативно-правовых актов. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно пункта 8 раздела наименования учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения также поименованы центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований). Таким образом, учитывая правую позицию Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что для включения спорного периода трудовой деятельности истца в стаж работы для назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности необходимо установить факт осуществления истцом такой деятельности, независимо от наименования и формы собственности учреждения в котором данная деятельность протекала. Как следует из представленных суду документов лечебно-консультативный центр г.Саратова был создан на базе хозрасчетной поликлиники, которая осуществляла лечебную деятельность на основании приказа Саратовского управления отдела здравоохранения от 12.11.1990 г. № 139. Лечебно-консультативный центр г.Саратова был создан Октябрьским районным Советом города Саратова 27.11.1990года и зарегистрирован 28.11.1994года под № 83 в качестве самостоятельного юридического лица как муниципальное медицинское предприятие Лечебно-консультативный центр г. Саратова. Его правопреемником в силу Федерального Закона №161-ФЗ от 14.11.2002года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является муниципальное медицинское унитарное предприятие «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» (далее - ММУП Лечебно-консультативный центр г. Саратова»). Согласно уставу ММУП «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», основным направлениям деятельности предприятия является оказание высококвалифицированной медицинской (лечебно-консультативной) помощи населению, медицинские консультации и лечение и медицинское обслуживание населения. То обстоятельство, что учреждение в котором истец работала в спорный период осуществляло лечебную деятельность подтверждается наименованием должности истца, должностными инструкциями истца и руководителя учреждения, штатными расписаниями содержаниями приказов. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что истец в спорный период осуществляла лечебную деятельность, что позволяет удовлетворить ее требования о признании незаконным протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №2957 от 14.10.2011года в части исключения из стажа лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны в календарном исчислении в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 31.12.2002г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г, в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.03.2008г. по 31.05.2008г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.06.2008 г. по 03.10.2011 г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова»; - периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990 г. по 28.12.1990 г., с 20.02.1996 г. по 19.03.1996 г., с 16.05.2000 г. по 30.06.2000 г., с 11.09.2006 г. по 21.10.2006 г. и обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны данные периоды ее работы. При обсуждении требований истца о включить в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000г., с 11.09.2006 г. по 21.10.2006 г, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в этой части, по следующим основаниям. Статья 236 КЗоТ Российской Федерации и статьи. 212, 303 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников. Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся медицинские работники. Таким образом, пенсии за выслугу лет предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ Российской Федерации, ни Трудовой кодекс РФ, ни Законы Российской Федерации « О государственных пенсиях в РФ» « О трудовых пенсиях в РФ» и « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников направленных лечебными учреждениями на курсы повышения квалификации. Это означает, что медицинские работники, направленные на курсы повышения квалификации имеют право на государственное пенсионное обеспечение. Согласно ст. 184 КЗоТ РФ, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, администрация предприятия, учреждения, организации организует индивидуальное, бригадное, курсовое, и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 18 июня 1988года, организация, учреждение устанавливают периодичность и последовательность прохождения различных видов и форм обучения. Типовое положение предусматривает и такой вид профессионального обучения как повышение квалификации. Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновлениях их теоретических и практических знаний и осуществляется на основе договоров, заключаемых общеобразовательными учреждениями с организациями всех видов и форм собственности. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст.ст. 112, 240-1, 243 КЗОТ РФ, действующих на момент обучения истца на курсах повышения квалификации до введения в действие Трудового кодекса РФ, и ст.ст. 187, 196 ТК РФ, действующего в настоящее время, при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж. По смыслу положений, закрепленных в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, правом на занятие медицинской деятельностью наделены лица, получившие высшее образование в Российской Федерации и имеющие диплом и специальные звания, а также сертификат специалиста, который выдается на основании дополнительного образования (повышение квалификации, специализация). Таким образом, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, которое проводится по усмотрению работодателя и на основании его приказов. При направлении работников на повышение квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж, работодатель производит страховые отчисления в пенсионный фонд. Судом установлено, что в спорный период истец направлялась на курсы повышения квалификации, что не оспаривается сторонами и подтверждается документами, представленными работодателем. В период нахождения на курсах повышения квалификации, истцу начислялась заработная плата, в пенсионный фонд производились соответствующие страховые отчисления. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, при этом работник не вправе был отказаться от прохождения курсов повышения квалификации, поскольку действующее законодательство, возлагает на медицинских работников и их работодателей такого рода обязанность. При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части исключения из стажа лечебной деятельности, периода нахождения истца на курсах повышения квалификации. Подлежат, также, удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности включить указанный период в стаж работы, дающий право для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в календарном исчислении как того просит истец. Не могут быть удовлетворены требования истца о признании незаконным протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 2957 от 14.10.2011года в части исключения из стажа лечебной деятельности период работы с 18.02.1982г. по 20.08.1982 г. в должности медицинской сестры инфекционного отделения МЧС СПО « Нитрон» и в части возложения на ответчика обязанности включить этот период в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, по следующим основаниям. В силу положений закрепленных в ст. 18 Закона « О трудовых пенсиях в РФ» (ч.ч.1,2, 3) назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Согласно ч. 1 ст. 19 названного трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). В силу названных норм назначение пенсии законодатель связывает с фактом подачи заявления о назначении пенсии и теми документами, которые приложены к заявлению. Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается материалами пенсионного дела истец в заявлении о назначении пенсии период работы с 18.02.1982г. по 20.08.1982г. в должности медицинской сестры инфекционного отделения МЧС СПО « Нитрон» не указала, этот период в трудовой книжки истца не поименован, иных документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности в этот период истец ответчику не представила, решения относительно этого периода ответчиком не принималось. Отказ в удовлетворении требований в этой части не лишает истца права повторного обращения к ответчику с заявлением о включении указанного периода в стаж лечебной деятельности. Требование истца о признании незаконным решения ответчика №631 от 14.10.2011г. об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, удовлетворено быть не могут, поскольку включение судом указанного выше периода в льготный стаж, не дает истцу требуемой продолжительности занятости на работах, связанных с осуществлением лечебной деятельности, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами, в связи с чем истец отказалась от иска в части назначения пенсии с даты подачи заявления. РЕШИЛ: Иск Царевой Марии Владимировне к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, о признании недействительным протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, в части исключения из стажа лечебной деятельности определенных периодов работы, о возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности этих периодов, удовлетворить частично. Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №№ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из стажа лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны в календарном исчислении в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996 г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 31.12.2002 г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г, в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.03.2008г. по 31.05.2008г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 03.10.2011г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова»; - периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990 г. по 28.12.1990 г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000 г., с 11.09.2006 г. по 21.10.2006 г. Обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж лечебной деятельности Царевой Марии Владимировны период ее работы в должности врача-гинеколога гинекологического отделения с 02.06.1995г. по 19.02.1996г., с 20.03.1996г. по 15.05.2000г., с 01.07.2000г. по 31.12.2002г., с 06.01.2003г. по 10.09.2006г., с 22.10.2006г. по 28.02.2008г. в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.03.2008г. по 31.05.2008г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.06.2008г. по 03.10.2011г. в должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова»; - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29.11.1990г. по 28.12.1990г., с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 16.05.2000г. по 30.06.2000г., с 11.09.2006 г. по 21.10.2006 г.. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М. Подветельнова
в соответствии с пунктом 20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента
обращения за назначением пенсии, т.е. с 04.10.2011 г., с учетом включения в стаж
лечебной деятельности указанных выше периодов работы.
утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N781) поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).