Дело № 2 - 2709\ 11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19.12.2011г. г. Саратов УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчику и просит суд признать незаконным приказ ответчика от 27.10.2011г. № 328 л\с в части её увольнения. Восстановить её на службе в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД РФ по Саратовской области). Взыскать с ГУ МВД РФ по Саратовской области в её пользу денежное довольствие за время вынужденного прогула с 02.11.2011г. до периода восстановления на службе в сумме 218 руб. 70 коп. за каждый день. Взыскать с ГУ МВД РФ по Саратовской области в её пользу надбавку за сложность и напряженность и ежемесячную денежную премию за 19 дней сентября 2011г., за октябрь 2011г. и 1 день ноября 2011г. в сумме 13048 руб. Взыскать в её пользу с ГУ МВД РФ по Саратовской области денежные средства положенные ей при увольнении в размере 145649 руб. 40 коп. Взыскать с ГУ МВД РФ по Саратовской области в её пользу денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплат при увольнении из расчета 39 руб. 32 коп. за каждый день просрочки. Взыскать с ГУ МВД РФ по Саратовской области в её пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. Возложить на ответчика обязанность по устранению нарушенного права (восстановить на службе, предложить вакантные должности и при её согласии назначить на должность). Признать незаконным решение аттестационной комиссии. По тем основаниям, что 07.05.1993г. она поступила на службу в органы внутренних дел и приказом № 172 УВД Саратовской области назначена на должность инспектора группы кадров ОВД Заводского района г. Саратова. С 12.05.2003г. проходила службу в должности старшего инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства отдела милиции № 5 в составе УВД по г. Саратову. Указывает, что приказом ГУВД по Саратовской области от 14.06.2011г. № 16 занимаемая ею должность старшего инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства отдела милиции № 5 в составе УВД по г. Саратову была сокращена в связи с реорганизацией милиции в полицию. В новое штатное расписание была введена аналогичная должность с сохранением должностных обязанностей с другим наименованием подразделения: вместо отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства - отделение по исполнению административного законодательства. Указывает, что в июне 2011г. ей должен был быть предоставлен очередной отпуск, в связи с чем ей было предложено сотрудником отдела кадров подготовить документы на предстоящую аттестацию: 2 рекомендации от соседей, составить аттестацию с результатами работы и выводом о соответствии занимаемой должности и рекомендации службы в полиции, расписаться в ней, дать расписку об ознакомлении с условиями прохождения службы в полиции, заполнить декларацию о доходах. Указывает, что все эти требования ею были выполнены. Указывает, что во время её нахождения в очередном отпуске в конце июля 2011г. ей сообщили по телефону о необходимости явки на заседание аттестационной комиссии. В результате заседания аттестационной комиссии ей было устно объявлено, что она не рекомендована на службу в полиции, объяснив тем, что ей не предлагается должность, не сдачей зачета по владению табельным оружием и плохими ответами, заданными во время аттестации на знание Закона РФ «О полиции». Считает, что при проведении аттестации были допущены существенные нарушения порядка проведения аттестации. 29.08.2011г. она была уведомлена об увольнении из органов внутренних дел по основаниям пункта «Е» ( по сокращению штатов) статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел с должности старшего инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства. Указывает, что при вручении уведомления ей в устной форме было предложено написать самой рапорт с просьбой об увольнении её по сокращению штатов. На что она отказалась и сообщила, что является одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте 7 лет. С 11.09.2011г. без ознакомления её с приказом, она была выведена за штаты и зачислена в распоряжение, при этом её заработная плата была сокращена фактически вдвое, без указания причин и письменного извещения в соответствии со ст. 136 ТК РФ, то есть ей не выплачивалась ежемесячная денежная премия (ЕДП) в размере должностного оклада - 3728 руб. и надбавка за сложность и напряженность в размере 4100 руб. 80 коп. Указывает, что заработная плата за сентябрь и октябрь месяц была выплачена с опозданием: вместо 20 сентября и 20 октября 2011г. ( в соответствии с требованиями п. 7 Положения о денежном довольствии, которое устанавливает выплату денежного довольствия за текущий месяц один раз в период с 20 по 25 число) она была выплачена 01.11.2011г. Указывает, что приказом ГУ МВД России по Саратовской области от 27.10.2011г. № 328 л\с она была уволена по пункту «Е» ( по сокращению штатов) статьи 58 с 01.11.2011г. Считает увольнение незаконным поскольку в соответствии со ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 ТК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщинами имеющими детей в возрасте до трех лет, одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, ребенка - инвалида по инициативе работодателя не допускается ( за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса). Указывает, что она является одинокой матерью, имеет высшее образование, годна к прохождению службы согласно заключения ВВК, является классным специалистом. Считает, что увольнением нарушены её права и она подлежит восстановлению на службе. Считает, что в результате незаконного увольнения ей причинен моральный вред. В судебном заседании Тарарова А.В. свои исковые требования поддержала и просит суд иск удовлетворить, в части взыскания с ответчика денежных средств положенных ей при увольнении в размере 145649 руб. 40 коп. просит суд не рассматривать исковые требования. Представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области по доверенности считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать. Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего, что в удовлетворении исковых требований следует отказать приходит к следующему. Тарарова А.В. проходила службу в органах внутренних дел с мая 1993г., в должности старшего инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства отдела милиции № 5 в составе УВД по г. Саратову с марта 2009 года. Президентом Российской Федерации 24.12.2009г. был издан Указ № 1468, в соответствии с которым: принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации,п. 5. Министру внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок:а) пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;б) представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублированияих функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности. В связи с проводимой реформой органов внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ, вступившего в силу с 1 марта 2011 г., сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 251 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, а также, дано указание Министерству внутренних дел Российской Федерации до 1 августа 2011 г. обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах. Этим же Указом утверждено положение о комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, в соответствии с п. 1 1 которого по результатам внеочередной аттестации Комиссией принимается в отношении аттестуемого сотрудника одно из следующих решений:а) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности, которая подлежит замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и на которую аттестуемый сотрудник претендует;б) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности;в) не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности. Согласно пункта 2.2 приказа МВД России № 135 от 22.03.2011 г. «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены такие же выводы по результатам внеочередной аттестации. Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 54 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе на нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотреннымПоложением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, данная норма предусматривает 3 случая увольнения сотрудников:1. не прошедших внеочередной аттестации;2. отказавшихся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях;3. не прошедших внеочередной аттестации и отказавшихся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях. Согласно протокола заседания аттестационной комиссии от 25.07.2011 г. Тарарова А.В. не рекомендована для прохождения службы в органах внутренних дел. Статья 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 предусматривает следующие основания для увольнения сотрудников из органов внутренних дел:а) по собственному желанию;б) по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения;в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;д) в связи с нарушением условий контракта;е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе;ж) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;к) за грубое нарушение служебной дисциплины;л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника органов внутренних дел требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность. В соответствии со ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям проводится аттестация. Сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы. Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по основаниям, указанным в пунктах «и», «к», «л» статьи 58 настоящего Положения. Порядок проведения аттестации определяется Министром внутренних дел Российской Федерации. Инструкцией о порядке применения Положения о службе предусмотрены основные задачи аттестации (п. 9.1):максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения;определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования;создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел;создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых. Тогда как при проведении внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел не определялось их соответствие занимаемым должностям, а оценивалась возможность прохождения службы сотрудника в реформируемых органах Министерства внутренних дел. Кроме этого, п. п. 9.3 и 9.6 вышеназванной инструкции предусмотрено, что аттестация сотрудника, заключившего контракт на определенный срок, проводится при его продлении, сотрудника, заключившего контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы. Сотрудники аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, при увольнении из органов внутренних дел по основаниям, указанным в пунктах «и», «к», «л» статьи 58 Положения. После характеристики личности сотрудника даются рекомендации по улучшению его служебной деятельности, устранению имеющихся у него недостатков. Текст аттестации завершается выводами о соответствии сотрудника занимаемой должности, возможности повышения или необходимости понижения в должности. Поскольку приказом ГУ МВД России по Саратовской области № 617 от 14.06.2011 г. утверждено новое штатное расписание Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, п. 5 данного приказа штатное расписание УВД по г. Саратову, утвержденное ранее приказом ГУВД по Саратовской области 30.01.2009г. № 85 дсп, утратило силу. Из изложенного следует, что должность, которую занимала истица, была сокращена. Так, согласно старого штатного расписания отдела милиции №5 в составе УВД по г. Саратову в подразделении отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, 2 должности старших инспекторов, по новому штатному расписанию подразделение стало называться отделением по исполнению административного законодательства и в состав его вошла только одна должность старшего инспектора. Как установлено судом 25.07.2011г. состоялось заседание аттестационной комиссии ГУ МВД России Саратовской области, на котором было принято решение: не рекомендовать для прохождения службы в органах внутренних дел майора милиции Тарарову А.В. Таким образом, из перечисленных в ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел оснований увольнения Тарарова А.В. могла быть уволена по п. «Е» (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе). Вместе с тем, ей не предложены вакантные должности в реорганизованных органах внутренних дел Саратовской области в связи с не прохождением внеочередной аттестации. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации общепризнанным считается понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери ( при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступлении я одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей. Следовательно ссылка истицы на преимущественное право среди остальных сотрудников несостоятельна. Уведомление о предстоящем увольнении Тарарова А.В. получила на руки 29.08.2011г. С представлением к увольнению, в котором была указана дата увольнения истица была ознакомлена. Приказом № 283 л\с от 10.09.2011г. истица зачислена в распоряжение ГУ МВД России по Саратовской области с сохранением денежного довольствия в размере 24 тарифного разряда (3728 руб.), оклада по присвоенному специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет. Согласно статьи 16.1 Положения о службе, период нахождения сотрудника в распоряжении органов внутренних дел засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании. На период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. По решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей. Сохранение других надбавок в соответствии с законом не обязательно. В соответствии с п. 145 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14.12.2009г. № 960 сотрудникам, освобожденным от должности и зачисленным в распоряжение органа внутренних дел, денежное довольствие сохраняется и выплачивается в полном размере, но не более двух месяцев.. 24.10.2011 года с Тараровой А.В. была проведена беседа, разъяснен порядок увольнения. Приказом ГУ МВД РФ по Саратовской области от 27.10.2011г. № 328 л\с истица уволена из органов внутренних дел по п. «Е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 01.11.2011г. Согласно представленного пенсионного удостоверения Тараровой А.В. с 02.11.2011г. назначена пенсия за выслугу лет, факт оформления пенсии в судебном заседании истицей не оспаривается. Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Тараровой Аллы Валерьевны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, дополнительных выплат и компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления в окончательной форме. Председательствующий: В.В. Дубовицкий