№ 2- 2621/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21.12.2011 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимовой Е.О., с участием прокурора Дедова С.Б., при секретаре Ефимовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Абдулхаджевой Зины Абусупьяновны к Комитету по управлению имуществом г. Саратова, Администрации муниципального образования « Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах Абдулхаджиевой Зины Абусупьяновны, указывая, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, Распоряжением администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» № 942-р от 28.11.2002 г., <адрес> признан аварийным. Абдулхаджиева З.А. проживает в квартире № № указанного жилого дома, которая является муниципальной. Согласно справки, представленной ТСЖ-5 Фрунзенского района г. Саратова 28.10.2011 г., жилое помещение, в котором проживает Абдулхаджиева З.А., состоит из 3 комнат, общей площадью 40,0 кв.м. В квартире проживают и зарегистрированы 4 человека: сама Абдулхаджева З.А. и ее дети: Махашева Ф.М., Махашев И.М., Махашев В.М. В нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47 длительное время распоряжение о признании жилого дома аварийным с указанием сроков и порядка отселения физических лиц издано не было, что повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом доме <адрес>. Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным прокурор (с учетом принятых судом в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений исковых требований) просит суд обязать ответчиков предоставить семье Абдулхаджиевой З.А., состоящей из четырех человек, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова жилой площадью не менее 34,7 кв.м, состоящее из 3-х комнат. В судебном заседании представитель прокурора Дедов С.Б., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, поддержал иск в полном объеме (с учетом уточнений), просил его удовлетворить. Дал объяснения, аналогичные изложенным в иске. Истец Абдулхаджиева З.А. иск прокурора поддержала, пояснив, что дом, в котором она проживает, находится в аварийном состоянии, рушится, проживание в нем опасно для жизни и здоровья. Дополнила, что согласно сведениям, указанным в техническом паспорте и в квитанциях по оплате коммунальных услуг, общая площадь жилого помещения, которым пользуется ее семья, составляет 34,7 кв.м. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Радченко М.А. в судебном заседании, поддержав письменные возражения, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку законодатель не предусмотрел сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны провести отселение граждан из аварийного дома. В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и отнесении его к категории малоимущих. Представитель ответчика - комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее комитет) Котлов Д.А. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что комитет не является надлежащим ответчиком по делу. Представитель привлеченного в качестве третьего лица, администрации Фрунзенского района города Саратова, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило. Третьи лица - Махашев И.М., Махашева Ф.М., Махашев В.М., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств не заявили. Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Абдулхаджиева З.А. и члены ее семьи: Махашев В.М., Махашев И.М., Махашева Ф.М. по договору социального найма пользуются квартирой <адрес>. Квартира состоит из трех жилых комнат, общей площадью 34,7 кв.м. (согласно Техническому паспорту БТИ на квартиру по состоянию на 12.12.2011 г.) В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» № 942-р от 28.11.2002 г., жилой дом № 7 по 16 Белоглинскому проезду в г. Саратове признан аварийным. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются представленными суду документами: заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, протоколом заседания межведомственной комиссии, сообщением администрации Фрунзенского района города Саратова, распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» № 942-р от 28.11.2002 г., реестром аварийных домов, справкой Администрации Фрунзенского района г.о лицах, зарегистрированных в квартире № 5. Размер занимаемой истицей и ее семьей жилого помещения подтвержден представленным техническим паспортом и квитанциями об оплате коммунальных услуг. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду. Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находится занимаемое семьей Абдулхаджиевой З.А. жилое помещение, признано аварийным. Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы. Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме. Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Срок предоставления жилого помещения «внеочередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещение» и случаи при наступлении которых жилье предоставляется (аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 29). К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции. Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у истца возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным (аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является Администрация муниципального образования «город Саратов». Делегирование ряда полномочий комитету по управлению имуществом, не освобождает администрация муниципального образования «Город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования. В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования. Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом. Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истца, предъявленных к данному ответчику. Судом из положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Изложенное обязывает суд признать за истцом право на внеочередное предоставление его семье жилого помещения по договору социального найма, с возложением такой обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 Изложенное позволяет удовлетворить требования истца также в части, касающейся требований, предъявляемых к предоставляемому жилому помещению, оно должно быть равнозначным по площади и количеству комнат тому жилому помещению, из которого истец и ее семья подлежат выселению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Абдулхаджиевой Зине Абусупьяновне (с учетом состава семьи из 4-х человек) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 34,7 кв.м., состоящее из 3-х комнат. В удовлетворении требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Абдулхаджиевой Зины Абусупьяновны к Комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья Е.О.Ефимова
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.
утверждены Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.