решение об отказе в удовлетворении исковых требований



дело № 2-49/12

Решение

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года                                                                                              г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., с участием старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Ксенофонтовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Воротникова Сергея Анатольевича, Евстифеева Дмитрия Викторовича и Бурмистрова Алексея Викторовича к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе с выплатой заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

Воротников С.А. обратился с иском к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе.

Данное дело было соединено в одно производство с аналогичными исками Евстифеева Д.В. и Бурмистрова А.В.

В ходе подготовки дела к рассмотрению истцы дополнили требования и просили взыскать с ответчика заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в денежном выражении.

В судебное заседание истец Воротников С.А. не явился, но от него поступило заявление, в котором он просит разрешить спор по существу в своё отсутствие.

Истцы Евстифеев Д.В. и Бурмистров А.В., а также представитель истцов по доверенности Шепелев В.И. требования поддержали. В обоснование которых указывают на то, что они (истцы) длительное время работали в системе органов внутренних дел РФ.

Воротников С.А. в должности инспектора патрульно-постовой службы милиции мобильного взвода батальона патрульно-постовой службы полиции МУ МВД РФ Энгельсское» Саратовской области.

Евстифеев Д.В. в должности помощника командира роты дорожно-патрульной службы по технической части Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Энгельсскому муниципальному району.

Бурмистров А.В. в должности старшего участкового 5-го отдела милиции УВД по Энгельсскому муниципальному району.

Приказами Главного управления МВД РФ по Саратовской области №317 л/с от 15 октября 2011 года Воротников С.А. и Евстифеев Д.В., № 341 от 7 ноября 2011 года Бурмистров А.В. были уволены в связи с сокращением штатов по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

Истцы полагают, что указанные приказы являются незаконными и подлежащим отмене, поскольку во время нахождения их за штатом в МУ МВД РФ «Энгельсское» проводился приём на службу на различные должности. Даже на настоящий момент в МУ МВД РФ «Энгельсское» по Саратовской области имеются вакансии на различные должности. Несмотря на это при увольнении им не было предложено ни одной должности, что является грубым нарушением ст. 81 ТК РФ и Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ

Несмотря на то, что они не прошли аттестацию ответчик не был вправе осуществлять увольнение по указанному основанию, так как увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

Представитель ответчика иск не признал, полагая, что основания для увольнения истцов по сокращению штатов имели место и установленный законом порядок увольнения был соблюден.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить иски, полагая, что истцам были обязаны предложить должности сотрудников полиции, являвшиеся вакантными на момент увольнения, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом истцы работали в системе органов внутренних дел РФ.

Воротников С.А. в должности инспектора патрульно-постовой службы милиции мобильного взвода батальона патрульно-постовой службы полиции МУ МВД РФ Энгельсское» Саратовской области.

Евстифеев Д.В. в должности помощника командира роты дорожно-патрульной службы по технической части Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Энгельсскому муниципальному району.

Бурмистров А.В. в должности старшего участкового 5-го отдела милиции УВД по Энгельсскому муниципальному району.

Приказами Главного управления МВД РФ по Саратовской области №317 л/с от 15 октября 2011 года Воротников С.А. (с 20 октября 2011 года) и Евстифеев Д.В. (с 26 октября 2011 года), № 341 от 7 ноября 2011 года Бурмистров А.В. (с 8 ноября 2011 года) были уволены в связи с сокращением штатов по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

Указанные увольнения, по мнению суда, произведены законно, по следующим основаниям.

Президентом Российской Федерации 24 декабря 2009 года был издан Указ № 1468"О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".

Пунктом 5 названного Указа Министру внутренних дел Российской Федерации предписывалось в 3-месячный срок:

а) пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

б) представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности;

в) разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев при этом:

введение практики ротации руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации;

реализацию антикоррупционных образовательных программ профессионального и дополнительного профессионального образования для различных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

формирование научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий.

В связи с проводимой реформой органов внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ, вступившего в силу с 1 марта 2011 года, сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента от 1 марта 2011 года № 251 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, а также, дано указание Министерству внутренних дел Российской Федерации до 1 августа 2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.

Этим же Указом утверждено положение о комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, в соответствии с п. 11 которого по результатам внеочередной аттестации Комиссией принимается в отношении аттестуемого сотрудника одно из следующих решений:

а) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности, которая подлежит замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и на которую аттестуемый сотрудник претендует;

б) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности;

в) не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности.

Пунктом 2.2 приказа МВД России № 135 от 22 марта 2011 года «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены аналогичные выводы по результатам внеочередной аттестации.

Работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации в части, не урегулированной названным Приказом, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 54 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, данная норма предусматривает три случая увольнения сотрудников: не прошедших внеочередной аттестации; отказавшихся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях; не прошедших внеочередной аттестации и отказавшихся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях. Следовательно, при не прохождении сотрудником внеочередной аттестации, он подлежал безусловному увольнению, если аттестационной комиссией сотруднику не предложено продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности и он от этой должности не отказался.

Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии от 14 июля 2011 года Воротников С.А., протоколу от 19 июля 2011 года Евстифеев Д.В. и протоколу от 29 июля 2011 года Бурмистров А.В. не рекомендованы для прохождения службы в органах внутренних дел. При этом аттестационная комиссия не посчитала возможным предложить истцам продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности.

Статья 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 предусматривает следующие основания для увольнения сотрудников из органов внутренних дел:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением условий контракта;

е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе;

ж) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

к) за грубое нарушение служебной дисциплины;

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;

м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;

и) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника органов внутренних дел требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Представитель ответчика обоснованно указывает на отсутствие оснований для увольнения истцов по основаниям, предусмотренным п. п. «а» - «д», «ж» - «п» названного выше Положения.

В соответствии со ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям проводится аттестация сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы.

Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по основаниям, указанным в пунктах "и", "к", "л" статьи 58 настоящего Положения.

Порядок проведения аттестации определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.

Инструкцией о порядке применения Положения о службе предусмотрены основные задачи аттестации (п. 9.1): максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.

В соответствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона «О полиции», целью внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел является оценка не только соответствия аттестуемого сотрудника требованиям, предъявляемым п. 1 ст. 29 и ст. 35 Федерального закона «О полиции», но также оценка профессиональной служебной деятельности и профессиональных и личностных качеств, необходимых для прохождения службы в полиции. Следовательно, в рассматриваемом случаях, проведении внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел имело место не определение соответствия истцов занимаемым должностям, которые были сокращены, а оценивалась возможность их прохождения службы сотрудника в реформируемых органах Министерства внутренних дел в качестве сотрудников полиции.

Приказом ГУ МВД России по Саратовской области № 639 от 14 июня 2011 года утверждено новое штатное расписание Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Энгельсское».

Пунктом 9.1 данного приказа ранее действующем штатное расписание Энгельсского УВД было признано утратившим силу. Следовательно, должности, которые занимали истцы в качестве сотрудников милиции, были сокращены, и были введены должности сотрудников полиции, в том числе совпадающие по своему наименованию и должностным обязанностям.

При таком положении, с учётом того, что истцы не прошли аттестацию на предмет прохождения службы в качестве сотрудников полиции и аттестационная комиссия не посчитала возможным предложить им продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности, Воротников С.А., Евстифеев Д.В. и Бурмистров А.В. подлежали увольнению по основаниям, предусмотренным п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе).

Невозможность продолжения службы в качестве сотрудников полиции (вывод аттестационной комиссии: не рекомендовать для прохождения службе в органах внутренних дел), в принципе исключала возможность предложения истцам должностей в системе Министерства внутренних дел РФ.

Уведомление о предстоящем увольнении истцы получили на руки в установленный законом срок, то есть за два месяца до увольнения: Воротников С.А. 19 августа 2011 года, Бурмистров А.В. 31 августа 2011 года, Евстифеев Д.В. 25 августа 2011 года. С представлением к увольнению, в которых была указана дата увольнения, истцы также были ознакомлены. Следовательно, нарушений ответчиком требований закона при увольнении истцов не допущено, а значит, нет оснований для удовлетворения требований.

Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд

решил:

Воротникову Сергею Анатольевичу, Евстифееву Дмитрию Викторовичу и Бурмистрову Алексею Викторовичу отказать в удовлетворении исков к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе с выплатой заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 10 января 2012 года.

судья                                                                                                        А.А. Сидоровнин