№ 2- 76/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11.01.2012года город Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., с участием прокурора Медведева Р.В., при секретаре Суркове Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Иванова Сергея Венарьевича к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с настоящим иском в интересах Иванова Сергея Венарьевича, указывая, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Иванов С.В и члены его семьи, всего 4 человека, по договору социально найма пользуются муниципальной квартирой № 1 многоквартирного дома <адрес>. Распоряжением администрации Фрунзенского района города Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан аварийным. Согласно техническому паспорту жилое помещение, в котором проживает семья Иванова С.В., состоит из 2 жилых комнат, общей площадью 52,8 кв.м. В квартире проживают и зарегистрированы 4 человека: Иванов Сергей Венарьевич, Иванова Елена Алексеевна, Иванов Андрей Сергеевич, Иванов Алексей Сергеевич. Указывая, что в нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47 ответчик длительное время отселение жильцов из аварийного дома не производит, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, просил суд обязать Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Администрацию муниципального образования « Город Саратов» предоставить семье Иванова Сергея Венарьевича, состоящей из четырех человек, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 52,8 кв.м, состоящее из 2-х комнат. В судебном заседании прокурор истец Иванов С.В. поддержали иск, по изложенным в нем основаниям, пояснив, что дом в котором проживают истцы, находится в аварийном состоянии, грозит обрушением, дальнейшее в нем проживание в нем опасно для жизни и здоровья. Привлеченные к участию в деле члены семьи истца Иванова С.В : Иванова Е.А., Иванов А.С., Иванов А.С., представитель ответчика- комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов», представитель третьего лица- администрации Фрунзенского района города Саратова, в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили и не просили рассмотрение дела отложить.Суд при наличии в деле сведений о их надлежащем извещении, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся участников процесса. Представитель администрации муниципального образования « Город Саратов», поддержала письменные возражения на иск, из которых следует, что администрация муниципального образования « Город Саратов» не оспаривает того обстоятельства, что дом, в котором расположена квартира семьи Ивановых в установленном законом порядке признан аварийным, вместе с тем полагает, что законодатель не предусмотрел сроков, в пределах которых, органы местного самоуправления должны провести отселение граждан из аварийных домов. Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что семья истца Иванова С.В., состоящая их 4-х человек по договору социального найма пользуются квартирой № 1 жилого дома № 218 по ул. Новоузенская в г.Саратове. Квартира состоит из двух жилых комнат, общей площадью 52,8 кв.м. Данные обстоятельства, подтверждаются домовой книгой, справками УФМС по Саратовской области, документами об оплате коммунальных услуг, техническим паспортом БТИ, списком граждан, проживающих в дома № 218 по ул. Новоузенская, утвержденным заместителем главы администрации Фрунзенского района города Саратова, решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 01.09.2011года, которым установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» в силу закона является собственником неприватизированных жилых помещений в доме № 218 по ул. Новоузенская, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность принять в собственность жилые помещения, за исключением приватизированных, расположенных в доме в котором проживает семья Ивановых. Дом, в котором расположена квартира истцов, признан аварийным, непригодным для постоянного проживания. Изложенное подтверждается распоряжением администрации Фрунзенского района города Саратовап № 942-р от 28.11.2002года ( л.д.9) и приложенными к нему списками жилых домов, аварийных и непригодных для постоянного проживания (.д.10-13). В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду. Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находится занимаемое семьей Иванова С.В. жилое помещение, признано аварийным, непригодным для постоянного проживания, следовательно жильцы дома подлежащими отселению. Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы. Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме. Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, что опровергает доводы представителя ответчика в этой части. Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что законодатель не предусмотрел срока отселения жильцов из аварийного дома, поскольку они основаны на неверном толковании приведенной выше нормы жилищного законодательства. Содержащееся в указанной норме Жилищного кодекса РФ словосочетание «внеочередное предоставление жилого помещение», безусловно, свидетельствует о немедленном предоставлении жилого помещения. Данное толкование названной нормы не может быть иным, поскольку вытекает из опасности для жизни и здоровья жильцов дальнейшего проживания в доме, признанным аварийным, непригодным для постоянного проживания. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат(пункт 29). К лицам имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма отнесены также граждане подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции. Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у истцов возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным(аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является Администрация муниципального образования «город Саратов». Делегирование ряда полномочий комитету по управлению имуществом, не освобождает администрация муниципального образования «город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования. В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования. Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом. Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истца, предъявленных к данному ответчику. Судом из положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Изложенное обязывает суд признать за истцом право на внеочередное предоставление его семье жилого помещения по договору социального найма, с возложением такой обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 Изложенное позволяет удовлетворить требования истца, также, в части, касающейся требований, предъявляемых к предоставляемому жилому помещению, оно должно быть равнозначным по площади и количеству комнат тому жилому помещению, из которого истцы подлежат выселению, т.е. благоустроенным жилым помещением в черте города Саратова общей площадью не менее 52,8 кв.м, состоящее из 2-х жилых комнат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Иванова Сергея Венарьевича к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования « Город Саратов» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» предоставить семье Иванова Сергея Венарьевича, состоящей из четырех человек: Иванова Сергея Венарьевича, Ивановой Елены Алексеевны, Иванова Андрея Сергеевича, Иванова Алексея Сергеевича на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 52,8 кв.м, состоящее из 2-х жилых комнат. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М.Подветельнова
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.
утверждены Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.