Дело № 136/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13.01.2012 года г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимовой Е.О., при секретаре Ефимовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюфтиной Раисы Геннадьевны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда (ГУ УПФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, установил : Тюфтина Р.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на досрочную пенсию. Обосновывая требования тем, что 11.05.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.08.2010 года № 512 (протокол заседания комиссии № 1840 от 120.08.2010 г.) в назначении пенсии ей было отказано в виду отсутствия необходимой продолжительности педагогического стажа. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с 06.10.1992 г. по 21.12.1992 г. и 3-х лет: с 22.12.1992 г. по 31.08.1993г. не засчитан, так как это не было предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. Также не были засчитаны последующие периоды работы: с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. - в МУДО «Центральная детская музыкальная школа»; с 01.01.2004 г. по 10.05.2010 г. - в МУДОД «Центральная детская музыкальная школа» - в должности преподавателя хорового класса - ввиду отсутствия на 01.01.2001 г. требуемой продолжительности (16 лет 8 месяцев) стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке. Считает, что отказ в назначении пенсии является необоснованным, данные периоды подлежит зачету в ее стаж педагогической деятельности. Просит исковые требования удовлетворить. Тюфтина Р.Г., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя. Представитель истца по доверенности Никифорова И.М. в судебном заседании истица исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что отказ ответчика включить в специальный педагогический стаж спорный период нарушает конституционное право истца на получение пенсии. Кроме того, действовавшей до 06.10.1992 г. ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривалось, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются, в том числе, и в стаж по специальности для назначения пенсии на льготных условиях. В обоснование требований также ссылалась на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Представитель ответчика Лежнева Е.В., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования не признала, пояснила, что отказ в назначении пенсии Тюфтиной Р.Г. мотивирован отсутствием у истицы требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Законодательством не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 г. (т.е. до вступления в иле Закон Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»). Последующие периоды работы истицы в должности преподавателя хорового класса: 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. - в МУДО «Центральная детская музыкальная школа», с 01.01.2004 г. по 10.05.2010 г. - в МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа» - также не могут быть в льготный стаж, поскольку в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в учреждениях дополнительного образования детей за периоды, начиная с 01.01.2001 г., зачитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. должностях в учреждениях, указных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка На момент обращения истец имеет15 лет 11 месяцев 23 дня стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. По изложенным основаниям просит в иске отказать. Выслушав участвующих в деле лиц, проверив представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему. Согласно ст. 39 (часть1) Конституции РФ - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, дл воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчислении трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 ч.1 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, том числе, независимо от рода и места деятельности. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ч.7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно ч.3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. Согласно п.3 названного постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Как установлено в судебном заседании, Тюфтина Р.Г. находилась в отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 06.10.1992 г. по 21.12.1992 г.; с 22.12.1992 г. по 31.08.1993 г. - в отпуске до достижения ребенком возраста 3-х лет. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде СФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без охранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения ребенком возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде утвержденные Законом ССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии о статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г. В связи с изложенным, оценку пенсионных прав Тюфтиной Р.Г. необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, что подтверждалось и в принятом после введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», в котором было указано о сохранении за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Данная позиция согласуется также с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», и Конституционным судом Российской Федерации - в его постановлении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение ( в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть2), 15( часть4), 17( часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г. подлежит включению в специальный стаж, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение. В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, работа в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей в периоды, начиная с 01.01.2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не мене 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей. Спорный период нахождения в отпуске по уходе за ребенком до 3-х лет с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г. составляет 10 месяцев 25 дней. Таким образом, стаж педагогической деятельности истицы на 01.01.2001 г. оставляет 16 лет 10 месяцев 18 дней, следовательно, периоды работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. в МУДО «Центральная детская музыкальная школа», с 01.01.2004 г. по 10.05.2010 г. в МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа» в должности преподавателя хорового класса подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, с учетом спорных периодов работы Тюфтиной Р.Г продолжительность ее специального стажа к моменту обращения к ответчику (11.05.2010 г.) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составляет более 25 лет (26 лет 2 месяца 26 дней), что в соответствии с п/п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» является основанием для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Иск Тюфтиной Раисы Геннадьевны удовлетворить. Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № № от 20.08.2010 года и решение; № от 20.08.2010 г. в части отказа включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г.; периодов работы: с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. в МУДО «Центральная детская музыкальная школа» в должности преподавателя хорового класса; с 01.01.2004 г. по 10.05.2010 г. - в МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа» - в должности преподавателя хорового класса. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный педагогический стаж Тюфтиной Рисы Геннадьевны: период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г.; период работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. в МУДО «Центральная детская музыкальная школа» - в должности преподавателя хорового класса; с 01.01.2004 г. по 15.05.2010 г. - в МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа» - в должности преподавателя хорового класса и назначить трудовую пенсию с даты первичного обращения в УПФР - с 11.05.2010 года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. Судья Е.О.Ефимова