№ 2- 89/12 РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13.01.2012года город Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Евстратове А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Рябочкиной Светланы Александровны к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, занимаемого домовладением, принадлежащим гражданину на праве собственности, о возложении обязанности по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, занимаемого домовладением, принадлежащим гражданину на праве собственности, УСТАНОВИЛ: Истец Рябочкина С.А. обратилась с настоящим иском к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» указывая, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником домовладения, расположенного по адресу города <адрес>. В силу положений земельного законодательства она имеет преимущественное право на предоставление в пользование и собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее ей домовладение. Для оформления прав на землю необходимо утвердить схему земельного участка. С данным заявлением, об утверждении и выдаче схемы земельного участка, она обратилась к ответчику, который письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении заявления, указав, что вопреки требованиям, содержащимся в п.2.2.5 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 7 июля 2010 г.N 53-631 "О Порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", к заявлению не приложены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на здания, строения, сооружения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на домовладение противоречит схеме, на которой жилой дом показан разваленным. Оспаривая правомерность данного решения ответчика, истец указала, что несмотря на то, что принадлежащее ей домовладение 17.11.2008года подвергалось пожару, вместе с тем данное обстоятельство не привело к утрате права собственности на домовладение и не привело к утрате самого объекта недвижимости, оно подлежит восстановлению. В связи с изложенным истец просила признать незаконными действия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», связанные с отказом в удовлетворении заявления Рябочкиной Светланы Александровны об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, занимаемого строением, принадлежащим Рябочкиной Светлане Александровне на праве собственности, по адресу : <адрес> Обязать Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» утвердить и выдать Рябочкиной Светлане Александровне схему расположения земельного участка, занимаемого строением, принадлежащим Рябочкиной Светлане Александровне на праве собственности, по адресу : <адрес> Истец в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия. Представитель истца, по доверенности Гончарова Ю.А. иск доверителя в судебном заседании поддержала, по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что в результате пожара домовладение не утрачено, подлежит восстановлению, что подтверждается материалами МЧС и техническим заключением ООО « Технострой» от января 2012года. Представитель ответчика, Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», по доверенности Лужков А.В., просил в удовлетворении заявления истца отказать, по основанием содержащемся в письме об отказе в удовлетворении заявления Рябочкиной С.А. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица администрации муниципального образования « Город Саратов» в судебное заседание не явился. Суд, при наличии сведений о его извещении, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся участников процесса. Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему. Судом установлено, что Рябочкина С.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником домовладения, расположенного по адресу города <адрес> 06.04.2011года истец обратилась к ответчику с заявлением об утверждении и выдаче схемы земельного участка, на котором расположено данное домовладение. Согласно тексту заявления, схема необходима на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом. Письмом от 11.05.2011года истцу было отказал в удовлетворении заявления. Отказ обоснован тем, что вопреки требованиям, содержащимся в п.2.2.5 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 7 июля 2010 г.N 53-631 "О Порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", к заявлению не приложены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на здания, строения, сооружения. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на домовладение противоречит схеме, на которой жилой дом показан разваленным. Суд не может согласиться с оспариваемым решением, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 3 ч.1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 4 Закона Саратовской области "О земле" от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО (в ред. Закона Саратовской области от 27.05.2009 N 56-ЗСО) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года. В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34 ЗК РФ). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ). В силу п. 1.1 Положения о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 г. N 42-492, Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", от имени администрации города на момент рассмотрения заявления истца уполномоченным осуществлять деятельность в сфере земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами, настоящим Положением. Решением Саратовской городской Думы от 7 июля 2010 г. N 53-631 утвержден Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ( далее Порядок) которым стороны должны были руководствоваться на момент рассмотрения заявления истца об утверждении и выдаче схемы земельного участка. В силу пункта 1,2 названного Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, полномочиями по утверждению Схемы обладает: - в случае формирования земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, - глава администрации муниципального образования "Город Саратов"; - в случае формирования земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам и юридическим лицам на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, занимаемых домовладениями, садовыми, огородными, дачными участками, - руководитель функционального структурного подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам землепользования. Пункт 1.3 предусматривает, что утверждение и выдача Схемы осуществляется при: формировании земельных участков для строительства ( п.п. 1.3.1.), формировании земельных участков для целей, не связанных со строительством ( 1.3.2), формировании земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, расположенными на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. ( п.1.3.3.), формировании земельных участков в случаях, предусмотренных главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации ( п. 1.3.4). В силу положений, закрепленных в пункте 1.4 названного выше Порядка, схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом-основанием для предоставления земельных участков. Перечень документов, которые заявитель обязан приложить к заявлению о выдаче схемы земельного участка определен разделом 2 Порядка. Истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что не представлены документы, поименованные пунктом 2.2.5 Порядка. Названный пункт содержит требование о предоставлении правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здания, строения, сооружения - случае формирования земельного участка под зданиями, строениями, сооружениями, расположенными на нем. Правоустанавливающим и правоудостоверяющим документом на здания, строения, сооружения является безусловно документ, устанавливающий наличие, прав на недвижимое имущество. К таким документам относится свидетельство о государственной регистрации права, которое истцом ответчику было представлено наряду с другими документами. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждено представленными ответчиком документами. Ссылка представителя ответчика на то, что схема земельного участка, содержащая информацию о разрушении дома, являлась препятствием для удовлетворения заявления об утверждении и выдаче схемы земельного участка, по мнению суда, несостоятельна и основана на неверном толковании норм права, регулирующих возникшие правоотношения. Так из представленных суду и ответчику документов следует, что истец приобрела право собственности на домовладение 11.06.2010года, т.е. после пожара, имевшего место 17.11.2008года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент заключения сделки, повлекшей переход права собственности на домовладение к истцу, оно как объект недвижимости не было утрачено. Разрушения, полученные строением в результате пожара не могли лишить истца права собственности на объект недвижимости. Данные выводы суда не опровергнуты ответчиком, на которого законодатель возлагает обязанность доказать правомерность своих действий( бездействия), решения. Кроме того, согласно ч.1 ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, вправе продлить этот срок. В силу названной нормы за истцом в течении трехлетнего срока с возможностью его продления сохраняется право на земельный участок, предоставленный для их обслуживания. Довод представителя ответчика о том, что истец не относится к категории лиц, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поименованными в названной норме, несостоятелен, поскольку выдвинут без учета положений, закрепленных в ч.1 ст. 36 ЗК РФ. Согласно названной нормы граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Изложенное с учетом того обстоятельства, что домовладение истца пожаром уничтожено не было, фундамент, цоколь, перекрытия находятся в удовлетворительном состоянии, требуется ремонт с частичной заменой конструкций, начаты строительные работы, подтвержденного техническим заключением ООО «Технострой», позволяют согласиться с требованиями истца в полном объеме. Учитывая, что Порядком утверждения и выдачи схем земельного участка, регламентировано, что схема земельного участка и ее утверждение не влечет бесспорного права на земельный участок, при этом отсутствие утвержденной схемы лишает истца права на оформление прав на земельный участок, на котором размещено домовладение. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Рябочкиной Светланы Александровны к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, занимаемого строением, принадлежащим гражданину на праве собственности, о возложении обязанности по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, занимаемого строением, принадлежащим гражданину на праве собственности, удовлетворить. Признать незаконными действия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», связанные с отказом в удовлетворении заявления Рябочкиной Светланы Александровны об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, занимаемого строением, принадлежащим Рябочкиной Светлане Александровне на праве собственности, по адресу : город <адрес> Обязать Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» утвердить и выдать Рябочкиной Светлане Александровне схему расположения земельного участка, занимаемого строением, принадлежащим Рябочкиной Светлане Александровне на праве собственности, по адресу : <адрес> Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: О.М.Подвтелеьнова
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.